Как выбрать объектив: фокусное расстояние, светосила и другие важные параметры
Введение
Выбор техники, наверное самый сложный вопрос, который должен решить для себя начинающий фотограф.
Самое главное ограничение при покупке техники ─ это бюджет, второй камень преткновения ─ выбор состава оборудования, который напрямую зависит от будущих задач… Как вы уже поняли, сделать оптимальный выбор в самом начале крайне сложно.
Поэтому задача этой статьи заключается в том, чтобы предоставить максимум объективной информации и предостречь от мифов и заблуждений, постоянно циркулирующих в инфопространстве. Ну что ж, начинаем!
Значение “правильного” объектива для результата съёмки
Верно выбранный объектив способен преобразить в фотографии все: от детализации до формирования настроения в кадре.
Качество оптики напрямую влияет на резкость и контраст: даже при самой продвинутой камере слабая линза не даст получить чёткие и детализированные снимки.
От объектива зависит передача цветопередача, уровень хроматических аберраций, геометрия и другие характеристики, влияющие на итоговое качество иображения.
Кроме того, характеристики объектива (светосила, стабилизация, автофокус) определяют возможности съёмки в сложных условиях ─ будь то слабый свет или динамичное движение в кадре.
Дисклеймер: можно сразу приобрести суперкачественную и, как следствие, супердорогую оптику, которая все время, пока вы будете находиться на этапе ученичества, никак себя не проявит.
Чтобы использовать все возможности дорогой оптики, например такого объектива, как тот, что изображен ниже, нужно стать Мастером, а для этого еще нужно пройти длинный путь… и не факт, что он, в итоге, приведет вас именно к этому объективу
Поэтому я рекомендую более реалистичный и прагматический подход!
Фокусное расстояние как ключевой параметр
Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах и определяет угол обзора: короткие фокусные (широкоугольные) охватывают больше сцены, длинные (теле) — «приближают» удалённые объекты.
Управляя фокусным расстоянием, фотограф регулирует перспективу: широкоугольник подчёркивает линии и создаёт эффект «расширенного» пространства, тогда как телеобъектив «сжимает» план, сглаживая перспективу.
Фокусное расстояние также влияет на глубину резкости: при прочих равных условиях телеобъективы дают более узкую зону резкости, что важно для изоляции объекта от фона.
Наконец, понимание «эквивалента 35 мм» помогает подобрать объектив с учётом кроп-фактора сенсора камеры, что особенно актуально для беззеркальных и цифровых зеркальных систем начального уровня.
Теоретические основы фокусного расстояния
В этом разделе мы разберём, что такое фокусное расстояние, как оно влияет на угол обзора, познакомимся с формулами расчёта угла обзора, а также выясним, как «кроп-фактор» переводит реальные миллиметры в «эквивалент 35 мм».
Разберём, как фокусное расстояние изменяет перспективу кадра и приводит к дисторсии: от «бочкообразных» и «подушкообразных» искажений у широкоугольников до визуального «сжатия» пространства телеобъективами.
Что такое фокусное расстояние
Фокусное расстояние объектива — это физическое расстояние от оптического центра линз (узловой точки) до плоскости сенсора при фокусировке на бесконечность.
Оптический центр (или узловая точка) — это воображаемая точка, через которую проходят все лучи, и откуда ведётся отсчёт фокусного расстояния0.
При увеличении фокусного расстояния угол обзора сужается, а степень увеличения (магнификация) возрастает, «приближая» удалённые объекты.
Угол обзора и эквивалент 35 мм
Формулы расчёта угла обзора
Угол обзора (α) по горизонтали или вертикали вычисляется через размер сенсора (S) и фокусное расстояние (f) по формуле
$$ \alpha = 2 \arctan\!\Bigl(\frac{S}{2f}\Bigr), $$где S — ширина или высота матрицы в миллиметрах, f — фокусное расстояние в миллиметрах.
Кроп-фактор и «эквивалент»
У меня есть схема, которая была сделана для другой статьи, но так как она очень понятно объяняет что такое “кроп-фактор”, привожу ее снова:
Представьте себе объектив, который расчитан на работу с полнокадровым сенсором размером 36х24 мм.
Этот объектив формирует круг изображения, покрывающий всю поверхность сенсора. А что будет, если вместо полнокадрового сенсора, окажется сенсор меньшего размера?
Все верно, на поверхности этого “маленького” сенсора поместиться не все изображение, а лишь его центральная часть! Именно этот случай и иллюстрирует схема… и так происходит со всеми камерами, имеющими кроп-фактор больше 1 и тоже самое происходит, если вы в графическом редактроре сделаете “кроп” изображению. Теперь продолжим…
Кроп-фактор (CF) — отношение диагонали полнокадрового сенсора (36×24 мм) к диагонали сенсора камеры (APS-C, Micro 4/3 и т.д.). Чтобы получить «эквивалент 35 мм», фокусное расстояние реального объектива умножают на CF:
Эффективное (эквивалентное) фокусное расстояние рассчитывается по формуле:
$$ f_{\text{экв}} = f_{\text{реал}} \times CF, $$где
- \(f_{\text{экв}}\) — эквивалентное фокусное расстояние для «35 мм» (полного кадра),
- \(f_{\text{реал}}\) — действительное фокусное расстояние объектива,
- \(CF\) — кроп-фактор сенсора камеры.
Например, объектив 35 мм на камере с кроп-фактором 1.6 даёт аналогию ФР 56 мм для полного кадра. При этом нужно понимать, что изменится только угол обзора: геометрия изображения и ГРИП останутся как на объективе с ФР 35 мм. Это значит, что поставив объектив 50 мм на камеру с кропом, равным 1.6, вы получите объектив с углом обзора эквивалентным “портретнику”, но с точки зрения пластики, это будет все тот же “полтинник”.
Влияние на перспективу и дисторсию
Дисторсия у широкоугольных объективов
Дисторсия — это аберрация, при которой прямые линии на фото изгибаются «бочкообразно» или «подушкообразно».
Широкоугольные объективы (обычно ≤ 35 мм full-frame) наиболее подвержены «бочкообразной» дисторсии из-за большой охватываемой зоны.
Коррекция дисторсии осуществляется либо оптически (специальные элементы в конструкции объектива), либо программно при постобработке.
Чтобы продемонстрировать явление “бочкообразной” дисторсии, я взял снимок, сделанный объективом “fish eye”. Объективы этой конструкции имеют ярко выраженную дисторсию, которая составляет их смысл.
«Сжатие» перспективы у телеобъективов
Телеобъективы (≥ 70 мм full-frame) визуально «сжимают» пространство, приближая задний план к объекту съёмки.
Важно понимать, что сама перспектива (отношение расстояний и линейных размеров) определяется положением камеры — фокусное расстояние определяет угол обзора и визуально «сжимает» пространство, приближая задний план к переднему..
Таким образом, управляя фокусным расстоянием, фотограф формирует глубину пространства и выразительность: широкий угол подчёркивает пространство и динамику, а телеобъективы — изолируют объект и упрощают композицию.
Классификация фокусных расстояний и их задачи
Попробуем классифицировать объективы по диапазонам фокусных расстояний и разбирем области их применения, ключевые преимущества и ограничения.
Если сфотографировать пейзаж, не сходя с места, меняя только объективы, мы можем получить примерно такой набор снимков. Трудно показать более наглядно, чем отличаются друг от друга разные фокусные расстояния.
Объективы делятся на семь основных категорий фокусных расстояний, каждая из которых оптимизирована под определённые задачи — от фотографирования панорамных пейзажей до съёмки удалённых объектов и макросъёмки.
Ультра-широкие и широкоугольные линзы дают большой угол обзора, но могут вносить дисторсию; стандартные объективы создают изображение, близкое к человеческому восприятию; портретники и теле- «сжимают» перспективу и изолируют объект; сверхтеле- и макро- позволят снимать самые мелкие детали или удалённые сюжеты.
Ультра-широкие (8–16 мм full-frame)
Основные сферы применения: архитектура, интерьер, астрофотография.
Преимущества: широкий угол обзора захватывает масштабные сцены и просторные помещения; значительная глубина резкости подчеркивает объем и перспективу.
Недостатки: сильная «бочкообразная» дисторсия по краям кадра, требующая оптической коррекции или пост-обработки.
Широкоугольные (16–35 мм)
Сферы применения: ландшафтная, уличная фотография и environmental portraiture.
Преимущества: сбалансированный охват кадра, близкий к восприятию глаза при 24–35 мм; возможность «войти» в сцену и передать контекст окружения.
Недостатки: небольшая дисторсия и виньетирование на крайних фокусных, иногда требующие корректировки.
Стандартные (35–70 мм)
Такие объективы еще принято назвать “штатными” или “нормальными”.
Сферы применения: универсальная «рабочая лошадка» для репортажной и стрит-съёмки.
Преимущества: естественная перспектива, близкая к человеческому взгляду; оптимальный баланс между углом обзора и «приближением» объектов.
Портретные (70–135 мм)
Портретные объективы, по своей сути, являются телеобъективами.
Сферы применения: классические портреты, гламурные и fashion-съёмки.
Преимущества: мягкая компрессия перспективы, подчёркивающая черты лица; выразительное боке для изоляции объекта от фона.
Недостатки: довольно узкий угол обзора требует большего расстояния до модели, что может быть неудобно в небольших помещениях.
Телеобъективы (135–300 мм и более)
Сферы применения: дикая природа, спорт, свадебная съёмка «издали».
Преимущества: визуальное «сжатие» пространства, когда задний план кажется ближе к переднему; возможность сохранять дистанцию к сюжету без потери детализации.
Недостатки: значительные габариты и вес, необходимость штатива или монопода; узкий угол обзора затрудняет поиск динамичных сцен.
Сверхтеле (> 300 мм)
Сферы применения: специализированная съёмка дикой природы, орнитология, астрофотография.
Преимущества: максимальный «дострел» до самых удалённых объектов; высокая детализация благодаря узкому полю зрения.
Недостатки: экстремальный вес и цена требуют профессионального штативного оборудования; малопригодны для работы «в полях» без вспомогательных средств.
Макрообъективы
Сферы применения: насекомые, цветы, предметная и научная съёмка в масштабе 1:1 и больше.
Преимущества: оптимизированная оптика для минимального рабочего расстояния и максимальной резкости по всему полю кадра.
Недостатки: очень узкая глубина резкости и угол обзора, требующие точной фокусировки и дополнительного освещения при съёмке мелких объектов.
Из-за малой ГРИП в макросъемке часто используют технологию Focus stacking , которая позволяет из нескольких кадров с малой ГРИП, получить изображение, в котором все необходимые планы находятся в зоне резкости.
Фокусное расстояние 150 мм.
Практические жанры и рекомендуемые диапазоны
Практические жанры съёмки диктуют свои требования к фокусным расстояниям. Для ландшафтной фотографии рекомендуют сверхширокие зумы 10–24 мм, архитектурным и интерьерным съёмкам нужны 16–35 мм с возможностью коррекции дисторсии и tilt-shift объективы, для уличной фотографии удобен диапазон 28–50 мм, портреты — от 85 мм с максимальной светосилой (f/1.2–f/2.8), спорт и дикая природа — от 200 до 600 мм, а макро — 60–150 мм с увеличением 1:5 и выше. Подробно рассмотрим каждый жанр.
Ландшафт
Рекомендуемый диапазон: 10–24 мм (full-frame) для панорамных и «широких» сцен.
Преимущества: Очень широкий угол обзора позволяет запечатлеть просторные пейзажи и высокие объекты без стыковки нескольких кадров Значительная глубина резкости даже при открытых диафрагмах помогает держать весь кадр резким.
Рекомендации: съёмка с малого значения диафрагмы (f/8–f/16) для максимальной детализации и минимизации хроматических аберраций.
Архитектура и интерьер
Рекомендуемый диапазон: 16–35 мм с коррекцией дисторсии.
Преимущества:
Достаточно широкий угол для захвата внутренних пространств и фасадов зданий.
Tilt-shift объективы позволяют выравнивать перспективу «прямых линий» без CGI-правок.
Рекомендации: использовать штатив и небольшие значения диафрагмы (f/8–f/11) для ровных плоскостей и максимальной резкости.
Уличная фотография
Рекомендуемый диапазон: 24–50 мм для незаметности и быстрого реагирования.
Преимущества:
Узкий (но не слишком) угол обзора даёт возможность снимать в толпе, не привлекая внимания.
Линзы в этом диапазоне легки и компактны, если речь идет о бюджетной оптике, что удобно для постоянного ношения на шее или в сумке.
Портрет
Рекомендуемый диапазон: 85-135 мм f/1.2–f/2.8 для классических портретов.
Преимущества:
Идеальная компрессия перспективы: естественные пропорции лица без искажений.
Красивая сепарация объекта за счёт узкой глубины резкости и выразительного боке.
Спорт и дикая природа
Рекомендуемый диапазон: 200–600 мм для съёмки удалённых и быстродвижущихся объектов.
Преимущества:
Возможность «достать» удалённые сцены без физического приближения, сохраняя резкость деталей.
Сжатие перспективы при длинных фокусных помогает уменьшить фоновые отвлекающие элементы.
Рекомендации: использовать стабилизированные теле-зумы и штатив/монопод для резких кадров на длинных выдержках. Помните, что на длинных выдержка имеет значение не только неподвижность камеры, но и движение объекта в кадре.
Макросъёмка
Рекомендуемый диапазон: 60–150 мм макрообъективы с увеличением масштаба изображения от 1:5 и больше.
Преимущества:
Оптимальная рабочая дистанция позволяет снимать насекомых и мелкие объекты, не пугая их своим присутствием.
Конструкция, рассчитанная на равномерную резкость по всему полю кадра при близкой фокусировке и высокий микроконтраст.
*Рекомендации: использовать штатив, а также кольцевую или боковую подсветку для достаточного освещения.
Как выбирать объектив: ключевые параметры
При выборе объектива важно учитывать шесть ключевых параметров:
конструкция объектива: фикс или зум
светосила
наличие стабилизации изображения
скорость и точность автофокуса
совместимость с кроп-фактором камеры
бюджет, включающий не только цену покупки, но и стоимость сервиса и возможных апгрейдов.
Фикс-объективы обычно имеют большую светосилу и качество изображения за меньшие деньги, тогда как зумы обеспечивают универсальность.
Светосила определяет, сколько света проходит через объектив, и влияет на глубину резкости — критичный фактор для портретной съёмки и работы в условиях низкой освещённости.
Стабилизация изображения (IS/VR) особенно полезна для съёмки с рук на теле- и макрообъективах, так как это даетт возможность работать с более длинными выдержками без штатива.
Скорость и точность автофокуса важны, когда ведется съемка движущихся объектов.
И, наконец, бюджет — стоимость оптики, расходы на обслуживание и возможные апгрейды могут существенно повлиять на итоговую цену владения и комфорт использования.
Фикс vs зум
Фикс-объективы:
Фикс-объективы чаще имеют более высокую светосилу (низкое F-число) при сравнительно невысокой цене.
Меньшее число движущихся элементов обеспечивает более высокое качество изображения по всему полю кадра.
Фото автора. Специализированный tilt/shift объектив
Canon TS-E 24/3.5L.
Зум-объективы:
Универсальность: один зум охватывает несколько фокусных расстояний, сокращая объем «чемодана» с техникой.
Современные светосильные зумы могут конкурировать с фикcами по качеству, но стоят при этом заметно дороже.
Более сложная конструкция делает зумы тяжелее и потенциально менее надёжными.
Фото автора
Светосила (диафрагма)
Определение светосилы: Диафрагма ─ отношение фокусного расстояния к диаметру входного отверстия диафрагмы (F-число). Светосила ─ максимально открытая диафрагма, доступная для данного объектива.
Для портретной съёмки требуется высокая светосила (f/1.2–f/2.8), чтобы получить малую глубину резкости и выразительное боке.
Для пейзажей и архитектуры светосила не имеет большого значения, так как, предпочтительны более закрытые диафрагмы (f/5.6–f/16) для максимальной резкости по всему кадру.
При слабом свете и съёмке с рук светосильный объектив позволяет снижать ISO и выдержку без потери качества.
Стабилизация изображения (IS/VR)
IS (Image Stabilization) / VR (Vibration Reduction) компенсирует мелкие сотрясения камеры и позволяет использовать выдержки длиннее на 2–4 ступени, чем рекомендует эмпирическое правило.
Особенно актуальна для теле- и макрообъективов, где малейшее движение руки приводит к размытой картинке.
Позволяет снимать в условиях недостаточной освещенности без штатива и снижать уровень шума за счёт более низкого ISO.
Скорость и точность автофокуса
Ультразвуковые (USM, STM) и линейные моторы в объективе обеспечивают плавную и быструю фокусировку, важную для стрит-, спортивной и wildlife-съёмки.
Точная фокусировка критична в макросъёмке и репортаже, где промах на миллиметр может сделать кадр неудачным.
Совместимость и кроп-фактор
Кроп-фактор (CF) позволяет пересчитать реальное фокусное расстояние в «эквивалент 35 мм», помогая понимать угол обзора объектива на вашей камере.
Байонет: убедитесь, что объектив конструктивно подходит к вашей камере, или существуют ли нужные адаптеры.
Учёт форм-фактора матрицы помогает избежать сюрпризов: 50 мм на APS-C ≈ 75 мм full-frame, а на Micro 4/3 — ≈ 100 мм эквивалента.
Бюджет и стоимость владения
Цена покупки: светосильные фикс-объективы часто дешевле светосильных зумов, при этом нужно понимать, что, чаще всего, речь идет о разных значениях: объектив 50/1.4 стоит, как правило дешевле, объектива 24-70/2.8, и речь идет о разнице в 4 “стопа”! При этом, зумы экономят расходы на покупку нескольких линз.
Стоимость сервиса и ремонта: сложные зумы с большим числом элементов дороже в обслуживании и ремонте: это может стать существенной статьёй расходов. Справедливости ради должен сказать, что качественная оптика таких производителей как Canon, Nikon, Sony, Zeiss, Leica, Sigma и подобных им, выходит из строя достаточно редко.*
Апгрейды и дополнения: учитывайте возможность покупки фильтров, светофильтров и адаптеров, которые тоже влияют на итоговую стоимость владения.
Примеры и рекомендации по моделям
Главный совет! Всегда стоит покупать только то, что соответствует вашему текущему уровню и возможностям… можно, конечно приобрести за много миллионов рублей, в “ипотеку”, комплект Hasselblad H5D-200C MS и мечтать об уважении фотосообщества… но такое случится вряд ли! В этом я уверен!
Краткое резюме
В качестве примера здесь представлены объективы начального уровня от наиболее распространных брендов.
Почему “начального уровня”? Чаще всего, начиная заниматься фотографией, покупают относительно недорогую технику. Советы “бывалых” о том, что “нужно сразу купить все самое лучшее”, не выдерживают критики:
не факт, что вы останетесь в фотографии надолго… мне жаль об этом писать, но так случается.
не факт, что набор, который вы купите, будет соответствовать тому творческому профилю, который вы предпочтете.
факт, что на начальном этапе, никаких преимуществ от качественной и дорогой техники вы не получите, ваши работы не станут лучше от того, что вы будете использовать “полтинник” 50/1.2 за 2000 у.е., вместо 50/1.8 за 100 у.е.
факт, что если решите избавится от накопленных запасов техники, то неизбежно потеряете 20-30, а иногда и 50% от затраченных средств.
Почему выбраны Canon, Nikon, Sony и Sigma?
это самые расспространенные бренды. Как следствие, для них развита сервисная инфраструктура, в торговой сети в наличии есть большое количество аксессуаров, и, наконец, продать, если потребуется, технику этих производителей намного легче, чем большинство “экзотических” брендов.
эти производителе продают технику самых разных уровней: от простейшей до специализированной профессиональной, всегда можно подобрать что -нибудь подходящее вам больше всего.
Рядом с известными производителями, я поставил японскую компанию Sigma, которая известна своими качественными объективами, которые несколько дешевле аналогичной продукции конкурентов, не уступая им в качестве.
В заключении этой главы должен упомянуть “китайских” производителей… все очень неоднозначно, но из личного опыта, могу утверждать, что, без крайней необходимости, связываться с этой техникой не стоит… но решать вам.
Китовый зум (18–55 мм) — стартовый универсал. Как правило продается в комплекте с камерами начального уровня.
Canon EF-S 18–55 mm f/3.5–5.6 IS STM: лёгкий и доступный «путешественник» для повседневной съёмки. Встроенный стабилизатор, механизм фокусировки STM ─ бесшумный, плавный, но, в отличии от USM, недостаточно быстрый.
Nikon AF-P DX NIKKOR 18–55 mm f/3.5–5.6G VR: бесшумный мотор, VR-стабилизация и компактность для камер Nikon DX.
Sony E PZ 18–55 mm f/3.5–5.6 OSS: внутренний зум, оптическая стабилизация OSS и моторизованная трансфокация для беззеркалок Sony α.
Sigma 18–50 mm F2.8 DC DN Contemporary: самый светосильный (f/2.8) APS-C зум, лёгкий корпус и отличная резкость. Стоит очень недорого для своих показателей, но все-таки значительно дороже “китовых” объективов. Большой вопрос в целесообразности его приобретения: освоившись в фотографии, вы, с большой долей вероятности перейдете на “полный кадр”…
Портретник (50 мм f/1.8 ─ ЭФР 75 мм) — классика жанра. С осторожностью читайте о “красивом боке” в объективах этой ценовой группы… Я считаю, что приобретение “полтинников” и “портретников” из сверхбюджетного сегмента ─ бессмысленная трата средств…
Canon EF 50 mm f/1.8 STM: универсальный «полтинник» с тихим STM-мотором.
Nikon AF-S NIKKOR 50 mm f/1.8G: асферический элемент, тонкая прорезь диафрагмы для кругового боке и SWM-мотор.
Sony FE 50 mm f/1.8: лёгкий, компактный, бюджетный выбор для полнокадровых беззеркалок Sony. Возможно, что этот объектив отрицает мое замечание о “целесообразности приобретения ‘полтинников’ из сверхбюджетного сегмента” ─ на мой взгляд, он достаточно хорош за свою цену.
Sigma 50 mm F1.4 DG HSM Art: профессиональный «Art»-класс, выдающаяся контрастность и минимальные аберрации. Это очень качественный объектив и его цена совсем не “бюджетная”, но в производственной линейке Sigma нет сверхбюджетных “полтинников”.
Теле-зум (50-200 мм ЭФР 70–200 мм) — закрывают потребности в “длинных” фокусных расстояниях: портрет, спорт, съемка дикой природы и т.д.
Canon EF-S 55–250 mm f/4-5.6 IS STM: бюджетный и лёгкий, относительно приличное качество изображения.
Диапазон ФР: 55–250 мм (ЭФР 88–400 мм на APS-C).
Преимущества: встроенная стабилизация IS, тихий STM-мотор, компактность и небольшой вес.
Минусы: “темный” при 250 мм и не слишком резкий.
Nikon AF-S DX 55–200 mm f/4-5.6 G ED VR: компактный, VR-коррекция, подход для портретов и природы.
Диапазон: 55–200 мм (экв. 82–300 мм).
Преимущества: оптическая стабилизация VR, ED-стекла для уменьшения аберраций, лёгкий корпус.
Минусы: достаточно “темный” и простая конструкция, без постоянной диафрагмы.
Sony E 55–210 mm f/4.5-6.3 OSS: бюджетный выбор с лёгким весом, встроенный OSS, быстрый DDSSM-мотор и защита от влаги.
Диапазон ФР: 55–210 мм (экв. 82.5–315 мм).
Преимущества: оптическая стабилизация OSS, плавный автофокус, хорошее соотношение цена/качество.
Минусы: “темный” на длинном конце, как все одноклассники, простая оптика.
Sigma 50–150 mm f/2.8 EX APO HSM: хорошая светосила f/2.8, стабилизация и качественная конструкция.
Диапазон ФР: 50–150 мм (экв. ≈75–225 мм).
Преимущества: постоянная светосила f/2.8 по всему диапазону, быстрая и точная фокусировка HSM-мотором.
Минусы: отсутствие встроенной стабилизации, заметный вес и более высокая цена.
Широкоугольник (16–35 мм f/4) — пейзажи и архитектура
Canon EF-S 10–18 мм f/4.5–5.6 IS STM: Компактный сверхширокий зум для камер Canon APS-C с реальным диапазоном ФР 10–18 мм (ЭФР 16–29 мм) и оптической стабилизацией IS. Поддержка плавного и тихого STM-мотора делает его хорошим выбором для видео и фото в путешествиях.
Nikon AF-P DX 10–20 мм f/4.5–5.6G VR: Лёгкий (≈230 г) ультра-широкий зум с диапазоном 10–20 мм (ЭФР 15–30 мм), оснащён VR-стабилизацией. Пригоден для архитектурной и интерьерной съёмки благодаря небольшому виньетированию и приличной коррекции аберраций.
Sony E 10–18 мм f/4 OSS: Для беззеркальных камер Sony α этот объектив предлагает плавный Power-Zoom, оптическую стабилизацию OSS и постоянную диафрагму f/4 по всему диапазону 10–18 мм (ЭФР 15–27 мм). Подходит для стрит- и видеосъёмки.
Sigma 10–20 мм f/3.5 EX DC HSM: Светосильный зум с постоянным f/3.5, быстрой автофокусировкой HSM и углом обзора до 109.7°. На APS-C даёт ЭФР 15–30 мм, что делает его универсальным.
Заключение
В первую очередь обращайте внимание на качество изображения: анализируйте разрешающую способность и контрастность линзы, изучая независимые тесты резкости и MTF-диаграммы, публикуемые на авторитетных ресурсах. Разглядывайте как объектив “рисует” нерезкость. Ниже размещен список наиболее популярных ресурсов, занимающихся тестированием оптики и анализом результатов:
DxOMark — независимая лаборатория, известная своим научным подходом к тестированию оптики и камер. Каждое тестирование включает MTF-графики, хроматические аберрации, vignetting и осветлённость.
Digital Photography Review (DPReview) — предлагает повторяемые студийные тесты, сравнение разрешения «пиксель в пиксель» и интерактивный виджет для сопоставления разных объективов.
Imaging Resource — сочетает лабораторные измерения разрешающей способности с реальными съёмками «в поле», снабжая обзоры сотнями пользовательских примеров.
CameraLabs — годами собирает обзоры, превью и образцы изображений, опираясь на стандартизированную методику тестирования и независимые сценарии съёмки.
Photozone.de (ныне OpticalLimits) — классический источник MTF-тестов по системам и байонетам, с акцентом на глубину резкости и равномерность резкости по полю кадра.
LensTip.com — детальные обзоры, включающие измерения КТF, хроматических аберраций и виньетирования, а также пользовательские рейтинги.
The-Digital-Picture.com — часто упоминаемый фотосообществом сайт с единообразной методикой тестирования и акцентом на сравнительный анализ бюджетных и флагманских моделей.
Amateur Photographer — еженедельное издание с обзорами и независимыми тестами лучших и массовых объективов в студии и в уличных условиях.
Читайте материалы этих ресурсов в том случае, если вы серьезно подходите к выбору конкретного объектива, но помните, что выбираете вы бюджетное решение, поэтому не увлекайтесь тестами черезмерно!
Не менее важно оценивать качество сборки и материалы: материал корпуса, металлическое крепление (байонет), уплотнения от влаги и грязи, фтористые покрытия на передних элементах продлят срок службы объектива и повысят его надёжность в полевых условиях.
При этом бюджет остаётся одним из главных факторов: определите разумный диапазон цен и стремитесь к оптимальному соотношению «цена–качество», сравнивая оригинальные и сторонние решения, если фирменные линзы слишком дороги.
Если вы планируете съёмку динамики или работу в условиях слабого света, обратите внимание на скорость и точность автофокуса, а также наличие оптической стабилизации (IS, VR, OSS): они дают существенное преимущество при съёмке с рук и помогают «брать» резкие кадры при длинных фокусных и коротких выдержках.
Не забудьте про совместимость с вашей системой: убедитесь, что байонет подходит под камеру, а кроп-фактор сенсора заранее просчитан, чтобы угол обзора соответствовал вашим творческим замыслам.
Наконец, учтите практические аспекты — вес, габариты и дополнительные расходы на сервисное обслуживание и аксессуары.