Перейти к содержимому

Белые тропические цветы на фоне зеленой растительности. Фото автора Фото автора

Дисклэймер: Об этом лучше написать сразу! Прочитав эту статью, вы не станете специалистом в цветокоррекции, но ее базовые положения станут вам понятны и это позволит управлять дальнейшим развитием в этом направлении. Так что приятного прочтения!

Введение

Цветовая коррекция – это не только исправление технических ошибок, связанных с оборудованием и условиями съемки, но и целенаправленный процесс изменения цветовых составляющих изображения, влияющих на его восприятие.

Оборудование иногда ведет себя так, словно его задачей является создание непреодолимых, для фотографа, трудностей, например, создавая цвета, далекие от того, что увидел и хочет воспроизвести автор в своей работе… и даже далеко от того, что он видел когда-либо в жизни.

Поэтому фотографы и дизайнеры используют цветокоррекцию не только для технической правки, но и для создания определенной цветовой конструкции, которая определяет настроение, смысловой акцент или единый визуальный стиль в серии снимков или проекта в целом.

Важнейшим инструментом для работы с цветом является Цветовая модель. Для разных случаев созданы разные модели, об этом поговорим в следующем разделе.

О цветовой модели

Модель — это упрощённое, формализованное представление реальности, которое помогает понять и описать сложные явления.

В контексте восприятия цвета модель переводит наши субъективные ощущения в объективный, математически описываемый формат. Благодаря этому мы можем измерять, анализировать и воспроизводить цвета, независимо от того, как они воспринимаются индивидуально каждым человеком.

Наше восприятие цвета зависит от множества факторов — от физиологических особенностей зрения до условий освещения. Цветовая модель позволяет «сжать» все эти сложные закономерности в набор числовых значений, что даёт возможность объективно сравнивать и редактировать цвета.

Благодаря моделям, мы имеем стандарты, которые используются в формальном описании цвета. Это обеспечивает согласованность и воспроизводимость цвета вне зависимости от наших субъективных ощущений.

Цветовые модели позволяют прогнозировать, как изменится цвет при определённых условиях (например, при изменении освещения) или после применения различных корректирующих операций. Это особенно важно в фотографии, где правильная цветопередача может кардинально изменить восприятие и даже смысл того, что видит зритель.

Формализовав цвета, можно впоследствии легко обмениваться идеями. Используя одни и те же модели, специалисты работают с одним «языком», что облегчает взаимопонимание.

Таким образом, цветовая модель — это не просто набор чисел, а мощный инструмент согласования, позволяющий объективно интерпретировать и воспроизводить цветовые ощущения, превращая их из субъективного личного опыта в точную и понятную информацию.

Нужно понимать, что цветовые модели ─ это абстракции, т.е. они описывают цвет, опираясь на определенные допущения.

Например, в основе модели, описывающей характеристики светового потока, которая называется “Цветовая температура”, лежит утверждение, что существует “идеальное черное тело”, которое испускает волны в видимом для зрения диапазоне, спектр волн меняется в зависимости от степени нагрева… Понятно, что в природе не существует объекта с такими характеристиками, как “идеальное черное тело”, но модель на основе предположения о его существовании, помогает решить множество технических проблем, в том числе и в цветовой коррекции. Абсолютно черное тело, наверное, могло бы выглядеть так, если бы существовало в реальном мире. Фото из сети Фото из сети

Абсолютно черное тело, возможно, могло бы выглядеть так, если бы существовало в реальном мире.

Обсуждение Цветовой температуры мы продолжим позже.

Значение цветовой коррекции в современной фотографии

В условиях, когда каждая камера «видит» мир по-своему, а каждый экран отображает его на свой вкус, корректировка цвета помогает устранить технические недочёты – будь то странная экспозиция или влияние необычного спектра освещения. Благодаря коррекции цвета, мы получаем изображения, максимально приближенные к тому, что хочет показать нам автор, даже если его оборудование имеет свое мнение на этот счет.

Цветокоррекция обеспечивает неизменность цветовой гаммы при переходе от цифровых экранов к печатным копиям, так что каждый раз можно быть уверенным, что работы выглядят единообразно.

Меняя оттенки, насыщенность и контраст, можно добавить снимку особое настроение: сделать его драматичным, романтичным или, наоборот, холодным и загадочным. Это возможность использовать средства выразительного языка фотографии, чтобы рассказать историю, используя нюансы и акценты. Вид на Сену в Париже. Оригинальная фотография и изображение после цветокоррекции. Фото автора Фото автора

Целью цветокоррекции было желание добавить в изображение драматизма и осенней грусти, проще говоря сделать из фотографии, сделанной весной, изображение осеннего Парижа. Речь, конечно, не о детальной передаче особенностей местной осени, а только о создании “осеннего” настроения. При обработке использовались корректирующие слои и маски.

Современные технологии позволяют снимать в условиях, где разница между светлыми и темными участками может быть огромной или предельно малой, а цветокоррекция помогает «выжать» из изображения максимум деталей – даже те, что прячутся в тени или, наоборот, присутствуют в самых ярких зонах.

Для чего нужна цветовая коррекция

Важно понимать, что является целью коррекции цвета в фотографии:

  • Исправление технических недочётов (неправильная экспозиция, ошибки в передаче цветов из-за освещения) Цветокоррекция позволяет исправить те моменты, когда оборудование «решило» пошутить над нами. Неправильная экспозиция, неестественные оттенки из-за смешанного или слабого освещения – все это можно откорректировать, вернув фотографиям естественный цветовой баланс. Фактически, это способ вернуть снимку объективность, потерянную из-за ошибок оборудования или его неправильного использования.
  • Создание художественного замысла: создание настроения, стилизация изображений Помимо исправления ошибок, цветовая коррекция – мощный творческий инструмент. С её помощью можно задать снимку определённую стилистику, например, добавить теплых тонов или, наоборот, усилить холодные оттенки. Это позволяет фотографам и дизайнерам настривать изображения так, чтобы они соответствовали идее и визуальной концепции.
  • Обеспечение единообразия цвета при печати и цифровой публикации Когда дело доходит до печати или публикации в интернете, важна не только красота отдельного кадра, но и согласованность цветовой гаммы всего проекта. Цветокоррекция помогает добиться того, чтобы изображения воспринимались одинаково – будь то на экране компьютера, в мобильном устройстве или на бумаге.

Цветовые модели

Цветовая модель – это способ представления и описания цветов с использованием набора числовых значений или координат, который предлагает определённый взгляд на природу цвета и его восприятие.

Другими словами, она формализует наше субъективное ощущение цвета, переводя его в объективные численные параметры.

Каждая цветовая модель отражает свою концепцию того, что такое цвет, как его можно измерить и воспроизвести, и тем самым задаёт специфический подход к пониманию и работе с цветом в различных областях.

Модель RGB

RGB – это аддитивная модель, в которой цвета создаются путем суммирования трех основных источников света (цветовых каналов): красного, зелёного и синего. При максимальной интенсивности всех трех компонентов получается белый цвет, а нулевое значение яркости в цветовых каналах дает черный. Этот принцип основан на физиологии человеческого зрения, где глаза воспринимают свет от трёх типов колбочек, чувствительных к разным длинам волн.

RGB является, де факто, стандартной моделью для большинства цифровых устройств, поскольку. Все современные мониторы, телевизоры и смартфоны используют RGB для воспроизведения изображений. Цифровые фото- и видеокамеры записывают изображение в RGB-формате, что обеспечивает естественную передачу цвета. Цвета в веб-разработке и компьютерной графике часто задаются в формате RGB. Графическая иллюстрация цветовой модели RGB. Изображение из сети Изображение из сети

Основной недостаток этой модели заключается в ограниченном цветовом охвате. Некоторые яркие и насыщенные цвета невозможно точно воспроизвести из-за ограничений самого пространства RGB. Поэтому существует множество версий модели RGB, в которых этот недостаток сглажен, например sRGB или Adobe RGB.

Еще одним недостатком является, так называемая “неперцептивная линейность”, ее смысл заключается в том, что изменения в значениях RGB не всегда соответствуют изменениям в восприятии цвета – небольшая разница в числовых значениях может казаться более заметной или наоборот почти незаметной.

Разные устройства (мониторы, камеры, принтеры) могут интерпретировать одни и те же значения RGB по-разному, поэтому важна калибровка оборудования. Это означает, что опубликовав изображение в сети, вы не можете быть уверены, что владельцы разных устройств отображения увидят одинаковые цвета… более того, вы можете быть уверены, что они увидят вашу публикацию совершенно неодинаково!

Модель CMYK

В модели CMYK цвета формируются посредством субтрактивного смешения, когда краски (циан, маджента и жёлтый) поглощают определённые длины волн света, оставляя видимым остаточный цвет. Добавление черного (ключевого) позволяет усилить контраст и глубину оттенков, а также экономить краску при печати. Из предыдущего предложения понятно, что область применения данной модели ─ печать, когда цвета воспроизводятся физическим нанесением соответствующих цветных пигментов, точней их сочетаний. Графическая иллюстрация цветовой модели CMYK. Изображение из сети Изображение из сети

В полиграфии происходит преобразование изображений из RGB в CMYK, что требует точной настройки для достижения максимальной точности печати.

Перевод изображений из RGB (аддитивной модели) в CMYK (субтрактивную модель) является сложной задачей, поскольку цветовые пространства этих моделей различаются по охвату и характеру. Некоторые яркие и насыщенные цвета, возможные в RGB, могут выглядеть приглушенными или измененными в CMYK.

Модель LAB

Модель LAB (CIELAB) разработана для того, чтобы максимально точно отразить восприятие цвета человеческим глазом. Она состоит из трех компонентов:

  • L* – светлотa (яркость), варьирующаяся от 0 (чёрный) до 100 (белый).
  • a* – координата, характеризующая положение между зелёным (отрицательные значения) и красным (положительные значения).
  • b* – координата, описывающая переход от синего (отрицательные значения) к жёлтому (положительные значения).

Эта модель была разработана Международной комиссией по освещению (CIE) и, в отличие от модели RGB, считается перцептивно равномерной, то есть изменение значений L*, a* и b* более точно соответствуют воспринимаемым человеческим зрением изменениям в цвете, чем в модели RGB.

В итоге, изменения в LAB лучше соответствуют тому, как мы видим разницу между цветами, LAB не зависит от характеристик конкретного устройства, что делает его идеальным для сравнения и корректировки цветов между разными системами.

Кроме того, LAB охватывает большую часть видимого спектра, что позволяет работать с цветами, недоступными в других моделях. Графическая иллюстрация цветового охвата модели LAB в стравнении с другими цветовыми пространствами. Изображение из сети Изображение из сети

На схеме вверху сравнение охватов нескольких цветовых пространств в сравнении с LAB.

Очень важным преимуществом LAB перед RGB и CMYK является то, что в этой модели параметр L*, отвечающий за яркость, не зависит от параметров, связанных с цветовыми тонами, а следовательно его изменение не влияет на цветовой оттенок.

LAB часто используется в профессиональной обработке изображений для точной цветокоррекции и калибровки. Благодаря своей независимости от устройства и перцептивной равномерности, модель LAB позволяет находить и исправлять даже тонкие цветовые несоответствия, делая изображения более естественными.

Цветовые модели HSB и HSL

Рассмотрим семейство моделей, в которых цвет описывается через три параметра, это модели HSL и HSB: Hue (оттенок), Saturation (насыщенность) и Lightness (светлота). Последний параметр для модели HSB(HSV) называется Brightness и только это определяет различие между моделями HSL и HSB.

  • Оттенок задается в градусах на цветовом круге, где 0° (или 360°) соответствует красному, 120° – зелёному, а 240° – синему.

  • Насыщенность отражает степень чистоты цвета: при 0% цвет не содержит никаких «примесей» и превращается в серый, а при 100% достигается максимальная интенсивность.

  • Светлота определяет яркость цвета – значение 0% дает черный, 50% соответствует «чистому» цвету без добавления белого или черного, а 100% – белый.

Эта модель удобна для работы, поскольку позволяет интуитивно настраивать отдельные характеристики цвета, близко к тому, как человек воспринимает и регулирует свет и оттенки в реальной жизни.

Как уже сказано выше, в основе различия между HSL и HSB (HSV) лежит способ расчёта третьего параметра – светлоты/яркости, а также формула вычисления насыщенности. Цветовой круг, определяюший изменения цветового оттенка и насыщеннсти цвета. Изображение из сети Изображение из сети

Изображенный выше цветовой круг определяет цветовой оттенок (Hue) и насыщенность (Saturation). Третий параметр, яркость или (светлота) изменяется по оси координат, проходящей через центр цветового круга.

  • HSB/HSV (Hue, Saturation, Brightness/Value) Здесь Value (Brightness) определяется как максимальное значение из трёх цветовых каналов (R, G, B). При 100% яркости достигается максимальная интенсивность выбранного оттенка, а насыщенность (Saturation) рассчитывается как отношение разницы между максимальным и минимальным значениями к максимальному значению.
    Такая модель больше ориентирована на яркость, как максимальное значение цвета, что делает её удобной для некоторых видов цветокоррекции, где важно сохранить насыщенность даже при уменьшении яркости.
  • HSL (Hue, Saturation, Lightness) В этой модели Lightness (светлота) – это среднее значение между максимальным и минимальным значениями трёх цветовых каналов (R, G, B), что даёт более симметричное распределение между тёмными и светлыми оттенками. Насыщенность вычисляется несколько по-другому – она нормируется относительно светлоты, что приводит к изменению восприятия цвета при экстремальных значениях, близких к чёрному или белому.

Таким образом, принципиальное отличие состоит только в том, что HSB использует максимальное значение цвета для определения яркости, а HSL – среднее значение, что влияет на восприятие насыщенности и общий баланс между чёрным и белым.

Концепция представления цвета через оттенок, насыщенность и яркость

HSB (HSV) и HSL – это модели, которые переводят наше интуитивное восприятие цвета в числовые параметры.

Говоря о HSL/HSB, нужно помнить, что эти модели являются преобразованием цветового пространства RGB и их охват соответствует версии пространства RGB, которая лежит в основе этого преобразования.

Подробно разберем параметры, определяющие цвет:

  • Оттенок (Hue):
    Измеряется в угловых градусах от 0 до 360. Он определяет, к какому базовому цвету принадлежит изображение – например, 0° или 360° – красный, 120° – зелёный, 240° – синий. Такой круговой способ представления помогает легко увидеть, как цвета сменяют друг друга.
  • Насыщенность (Saturation):
    Выражается в процентах и показывает степень чистоты цвета. При 0% цвет становится серым (то есть отсутствует чистота), а при 100% – максимально «насыщенным» и ярким. Это помогает понять, насколько доминирующим является конкретный оттенок без примесей серого.
  • Яркость (Value) в HSB и Светлота (Lightness) в HSL:
    В модели HSB (HSV) яркость показывает, насколько светлым или тёмным выглядит цвет, где 0% – чёрный, а 100% – максимально яркий, насыщенный цвет. В модели HSL светлота измеряет положение между чёрным и белым, при этом 50% соответствует наиболее чистому варианту цвета, а крайние значения (0% и 100%) дают соответственно чёрный и белый.

Важно! Под “чистым” вариантом цвета, в данном контексте, понимается цвет, который максимально выражает свой базовый оттенок без изменения яркости, делающей его светлее (то есть добавления белого) или темнее (то есть добавления чёрного).

В модели HSL это означает, что при значении светлоты около 50% цвет находится в «нейтральном» положении между полным осветлением и затемнением, благодаря чему его оттенок максимально насыщен и не искажен примесями белого или чёрного. Это и называют чистым цветом – он представляет собой максимально яркое и насыщенное проявление заданного оттенка.

Пример расчета значений цвета для моделей HSB и HSL

Это раздел для тех, кому кажется очень важным понять, чем именно отличаются модели HSL и HSB, ниже приведены формулы из которых становится очевидным это отличие.

От себя добавлю, что для фотографа это различие не имеет большого значения, так как они давно выбрали для себя HSL, а HSB отдали на откуп рекламщикам, которым важна, в первую очередь, яркость, насыщенность и контрастность изображений.

Но если интересно, то разобраться совсем несложно.

Формулы для расчета

Для модели HSV (HSB):

  • V = max(R’, G’, B')
  • Δ = max – min
  • S = { 0, если max = 0; иначе Δ / max }
  • H =
    • Если Δ = 0, то H неопределён (обычно 0°)
    • Если max = R’, то H = 60 × [ (G’ – B’) / Δ mod 6 ]
    • Если max = G’, то H = 60 × [ (B’ – R’) / Δ + 2 ]
    • Если max = B’, то H = 60 × [ (R’ – G’) / Δ + 4 ]

Для модели HSL:

  • L = (max + min) / 2
  • Δ = max – min
  • S =
    • Если Δ = 0, то S = 0
    • Если L ≤ 0.5, то S = Δ / (max + min)
    • Если L > 0.5, то S = Δ / (2 – max – min)
  • H вычисляется так же, как в HSV

Важное уточнение! Если при определении Hue (H), Δ = 0, это означает, что все значения R′, G′ и B′ равны, то есть цвет не имеет хроматической составляющей (нет различия между красным, зелёным и синим). В этом случае цвет называется ахроматическим – это может быть оттенок серого, белый или чёрный, в зависимости от значения светлоты (Brightness или Lightness).
Формально, когда Δ=0, вычисление Hue становится неопределённым, поскольку знаменатель в формуле равен нулю. Чтобы избежать неопределённости, по соглашению Hue устанавливают в . Это не означает, что цвет автоматически становится красным. Главным показателем здесь является насыщенность (S): если Δ=0, то насыщенность также равна 0, и цвет воспринимается как серый (или его вариации – белый или чёрный в зависимости от яркости).

Таким образом, значение H=0º в случае ахроматических цветов служит лишь условным значением по умолчанию, а не указывает на красный оттенок, который определяется, когда насыщенность больше нуля.

Исходные данные примера

В качестве примера используем цвет со значениями каналов RGB:

  • R = 102
  • G = 205
  • B = 170

На изображении можно этот цвет увидеть, точнее, его интерпретацию вашим монитором. Изображен цвет со значениями каналов R = 102, G = 205 и B = 170

Переведем значения в диапазон [0, 1]:

  • R’ = 102 / 255 ≈ 0.4000
  • G’ = 205 / 255 ≈ 0.8039
  • B’ = 170 / 255 ≈ 0.6667

Определяем вспомогательные величины:

  • Максимальное значение яркости в цветовом канале: max = max(R’, G’, B’) = 0.8039
  • Минимальное значение яркости в цветовом канале: min = min(R’, G’, B’) = 0.4000
  • Разница между минимальным и максимальным значениями:
    Δ = max – min = 0.8039 – 0.4000 = 0.4039

Расчет для модели HSB (HSV)

Value (V): V = max = 0.8039 (В процентах: 80.39%*)

Saturation (S) для HSV: Если max ≠ 0, то
S = Δ / max = 0.4039 / 0.8039 ≈ 0.5024 (*В процентах: 50.24%)

Hue (H): Формула расчёта зависит от того, какой канал имеет максимальное значение, в нашем примере max = G’.
Это означает, что H = 60 × [ (B’ – R’) / Δ + 2 ]

  • B’ – R’ = 0.6667 – 0.4000 = 0.2667
  • (B’ – R’) / Δ = 0.2667 / 0.4039 ≈ 0.66,

тогда: H = 60 × (0.66 + 2) = 60 × 2.66 ≈ 159.6°

Итоговые значения для модели HSB: H ≈ 159.6° S ≈ 50.24% V ≈ 80.39%


Расчет для модели HSL

Lightness (L): L = (max + min) / 2 = (0.8039 + 0.4000) / 2 ≈ 1.2039 / 2 ≈ 0.6020
(В процентах: 60.20%)

Saturation (S) для HSL:
Для HSL насыщенность рассчитывается по формуле:

  • Если L ≤ 0.5, то S = Δ / (max + min)

  • Если L > 0.5, то S = Δ / (2 – max – min)

    В нашем примере L ≈ 0.6020 > 0.5, поэтому:
    S = Δ / (2 – max – min) = 0.4039 / (2 – (0.8039 + 0.4000))
    = 0.4039 / (2 – 1.2039) = 0.4039 / 0.7961 ≈ 0.5079
    (В процентах: 50.79%)

Hue (H) формула расчёта для HSL та же, что и для HSB (HSV):
H = 60 × [ (B’ – R’) / Δ + 2 ] ≈ 60 × 2.66 ≈ 159.6°

Итоговые значения для модели HSL: H ≈ 159.6° S ≈ 50.79% L ≈ 60.20%


Удобство для творческих настроек и быстрого изменения настроения изображения

Модели HSB и HSL особенно удобны для творческих настроек, так как они позволяют интуитивно и быстро изменять визуальные характеристики изображения. Благодаря этому можно легко управлять ключевыми параметрами цвета:

  • Оттенок, измеряемый в градусах, определяет базовый цвет, изменяя который, можно переключаться между разными цветами. Это позволяет создавать различные цветовые схемы, адаптированные под конкретное решение.

  • Насыщенность отражает «чистоту» цвета. Уменьшение насыщенности приводит к появлению более мягких, пастельных тонов, а её увеличение делает цвет более выразительным и интенсивным.

  • Яркость (Светлота) позволяют контролировать общую светимость изображения. Подбор оптимального значение этого параметра помогает выделить важные детали и создать нужный визуальный эффект.

Благодаря такой интуитивно понятной структуре, процесс цветокоррекции становится более естественным и удобным. Это позволяет экспериментировать с цветовыми решениями.

Другие цветовые модели

Цветовые модели, описанные выше, не единственные, существуют модели цвета, используемые для решения специфических задач, когда стандартные RGB, CMYK или LAB не дают оптимальных результатов.

Краткий обзор

Модель sRGB

Модель sRGB ─ наиболее распространенный стандарт для большинства мониторов, цифровых камер и веб-контента. Это цветовое пространство разработано с учетом возможностей большинства потребительских устройств, что обеспечивает предсказуемость и единообразие цвета при отображении на различных экранах. Если ваша основная цель – публикация изображений в интернете или использование их на стандартных дисплеях, sRGB является оптимальным выбором.

Здесь нужно объяснить, чем sRGB отличается от базового RGB, которое упоминалось до этого момента. Когда говорят «RGB», имеют в виду общий принцип аддитивного смешения трёх основных цветов, а sRGB – конкретная реализация этой модели, широко используемая в мониторах, камерах и веб-контенте для обеспечения единообразного, насколько это возможно, отображения цвета. Таким образом, sRGB является подмножеством RGB, стандартизированным для достижения согласованности цвета на разных устройствах.

Модель Adobe RGB

Adobe RGB – это цветовое пространство, разработанное с расширенным охватом в сравнении со стандартным sRGB. Оно позволяет работать с более насыщенными и глубокими оттенками, особенно в зеленых и голубых тонах. Благодаря большему охвату Adobe RGB используется в профессиональной фотографии и печати, где требуется высокая точность передачи цвета. Если ваша задача — подготовка изображения для высококачественной печати или работы с нюансами цветопередачи, Adobe RGB часто оказывается предпочтительным.

Модель YCbCr

Модель YCbCr разделяет изображение на яркостную компоненту (Y) и две компоненты цветовой разности (Cb и Cr). Такой подход позволяет отдельно обрабатывать информацию о яркости и цвете, что особенно эффективно для последующего сжатия данных. Именно поэтому YCbCr широко используется в видеокодировании и фотокомпрессии (например, в форматах JPEG, MPEG).

Модель CIE XYZ

CIE XYZ – это устройство-независимая модель, разработанная Международной комиссией по освещению (CIE). Она описывает цвет так, как его воспринимает человеческий глаз, и служит основой для построения других цветовых пространств (например, пространства LAB). Благодаря своей универсальности, модель XYZ используется в научных исследованиях, при калибровке мониторов и в разработке цветовых профилей для обеспечения точного воспроизведения цвета между различными устройствами. Если требуется строгое сравнение или контроль цвета вне зависимости от устройства, выбор модели XYZ будет оправдан.

Цветовая температура в фотографии

Цветовая температура в фотографии – это модель, характеризующая источник света и определяющая цветовой оттенок светового потока, который этот источник генерирует. Цветовая температура измеряется в Кельвинах (K). Основная идея этой модели основана на том, что “абсолютно черное тело”, которое уже упоминалось в этой статье, нагретое до определённой температуры, излучает свет с характерным спектром, как это следует из Формулы Планка.

Абсолютное чёрное тело — это гипотетический объект, не существующий в реальном физическом мире, который не отражает и не пропускает ни одного луча, а полностью поглощает всю энергию, которая ему передается другими объектами, и затем в равновесии излучает ее соответственно своей температуре.

Я не буду вдаваться в детали Формулы Планка, потому, что мы не физики, а фотографы и нас интересует Цветовая температура как модель позволяющая оценить световой поток, выдаваемый реальным источником, с точки зрения его (света) спектрального состава в части спектра, доступной для человеческого зрения. Цветовая температура различных источников света. Изображение из сети Изображение из сети

Изображение выше демонстрирует температурную шкалу, характеризующую оттенок светового потока от разных источников, в зависимости от цветовой температуры.

То есть, при разных температурах распределение волн по их длинам (частотам), доступной нам части спектра, меняется, и мы воспринимаем свет как “тёплый”, в котором преобладают красные и желтые оттенки или “холодный”, где доминируют синие и зеленые части спектра.

Например, лампы накаливания обычно имеют цветовую температуру около 2700–3200K, что даёт теплый, желтоватый оттенок, а дневной свет – порядка 5000–6500K, что делает изображение более нейтральным или даже холодным, если свет слишком яркий.

В фотографии, “Цветовая температура” используется для настройки баланса белого, чтобы корректно воспроизвести естественные цвета сцены. Корректировка помогает компенсировать различия в оттенках, возникающие при съёмке в разных условиях освещения, и обеспечивает согласованность цвета на снимках. Это важно не только для технической точности, но и для создания нужного настроения или стилистического эффекта в изображении, когда речь идет о декоративном тонировании фотографии.

Влияние различных по цветовой температуре источников света

Цветовая температура источника света напрямую влияет на то, как выглядят и воспринимаются цвета на снимке, задавая ему «тёплое» или «холодное» настроение. Рассмотрим особенности основных источников:

  • Дневной свет. Дневной свет обычно имеет цветовую температуру от 5000K до 6500K. При такой температуре цвета выглядят естественно и сбалансированно. Однако в зависимости от времени суток (утро, полдень, закат) дневной свет может варьироваться – от более тёплого до холодного, что соответственно влияет на тональность изображений. В ясный солнечный день снимок может иметь легкий холодный оттенок, особенно в тенях, а облачность может добавить ему теплый оттенок.
  • Лампы накаливания. Лампы накаливания имеют низкую цветовую температуру, обычно в диапазоне 2700K3200K. Такой свет создает теплую, желтоватую атмосферу. Снимки, сделанные при таком освещении, могут иметь сильно выраженные теплые оттенки, что при необходимости требует корректировки баланса белого для достижения естественной цветопередачи.
  • Флуоресцентное освещение. Флуоресцентные лампы обычно работают в диапазоне 4000K5000K, хотя их спектр может варьироваться. Флуоресцентный свет часто придает изображению холодный оттенок, иногда с зеленоватым оттенком, из-за специфики фосфорного покрытия внутри лампы. Это может приводить к неестественной цветопередаче, поэтому при съемке в таких условиях рекомендуется использовать корректирующие фильтры или настраивать баланс белого вручную.

Понимание того, как тип освещения влияет на полученный результат, позволяет фотографу правильно настроить камеру или произвести корректировку при постобработке, чтобы добиться естественного и эстетически приятного результата.

Разные условия освещения

Цветовая температура источника света определяет общий тон сцены, влияя на восприятие цветов. Различные источники освещения могут придавать изображению теплый, холодный или нейтральный оттенок:

  • Тёплый свет (ниже 4000K) Источники: лампы накаливания, свечи, закатное солнце. Придает сцене уютное, интимное настроение, делает кожу модели мягче и приятнее. Может потребоваться снижение желто-оранжевого оттенка при съемке на цифровые камеры, если целью является естественная цветопередача.
  • Нейтральный свет (4000K–5500K) Источники: естественный дневной свет в пасмурную погоду, студийные лампы с балансом на дневной свет. Позволяет передавать цвета наиболее естественно, без выраженного оттенка. Как правило, корректировка не требуется, если баланс белого установлен правильно.
  • Холодный свет (выше 5500K) Источники: полуденное солнце, флуоресцентные лампы, светодиодные фонари. Создает ощущение свежести, строгости, но может придавать коже синеватый или серый оттенок. Часто требуется компенсация синевы с помощью настройки баланса белого или использования теплых корректирующих фильтров.
  • Смешанное освещение В реальных условиях часто встречается смешение источников света с разной цветовой температурой, например, дневной свет из окна и теплый искусственный свет в комнате. Может привести к цветовым дисбалансам, например, когда часть сцены выглядит холодной, а другая – теплой. Используются гелевые фильтры на источники света, в цифровой фотографии используется корректировка баланса белого или работа с масками в постобработке.

Смещение и конверсионные фильтры

Разные источники света имеют свою цветовую температуру, и камера не всегда правильно воспринимает их оттенки. Это может привести к появлению нежелательных цветовых искажений. Смещение цветовой температуры и конверсионные фильтры помогают исправить ошибки цветопередачи.

Смещение цветовой температуры. Почему оттенки изображения получаются неестественными

Цветовая температура источника света влияет на общий тон изображения. Камера интерпретирует цвет сцены в зависимости от установленного баланса белого и производит коррекцию в случае, если речь не идет о RAW. Если баланс белого настроен неправильно, возможны проблемы. Вот некоторые из них:

  • Синий или холодный оттенок, когда сцена освещена теплым источником, а камера ожидает нейтральный свет.
  • Желто-оранжевый или теплый оттенок, если камера настроена на холодный источник, но освещение более теплое.
  • Зеленоватый или пурпурный оттенок, возникающий при флуоресцентном или светодиодном освещении из-за особенностей спектра источников.

Смещение цветовой температуры редактируется просто, если оно происходит по всему кадру и при этом все источники обладают одинаковой цветовой температурой, но часто встречаются ситуации, кода источники имеют разные цветовые температуры. В этом случае цветовая коррекция становится довольно сложной и кпрпотливой процедурой. Такое смещение цветовой температуры может происходить из-за смешанного освещения, отражений от цветных поверхностей или изменения условий съёмки.

Роль конверсионных фильтров в корректировке цвета при съёмке

Конверсионные фильтры используются для приведения цветовой температуры сцены к нужному значению. Основные типы:

  • CTO (Color Temperature Orange) – делает свет теплее, смещая его к желто-оранжевым оттенкам. Используется при съёмке в холодном дневном свете или с LED-источниками.
  • CTB (Color Temperature Blue) – охлаждает свет, смещая его в синюю область. Применяется для корректировки теплых ламп накаливания.
  • Зеленые корректирующие фильтры – уменьшают нежелательный зеленоватый оттенок, часто возникающий при флуоресцентном свете.

Использование конверсионных фильтров в сложных условиях освещения

Использование фильтров в эпоху цифровой фотографии, явление довольно редкое и малопродуктивное, однако приведенные ниже рекомендации вполне актуальны… за исключением третьего и четвертого советов.

  1. Снимайте в RAW, чтобы иметь возможность скорректировать баланс белого при обработке.
  2. Используйте серую карту или белый лист для точной настройки баланса белого перед съемкой.
  3. Применяйте гелевые фильтры на вспышках при съемке в смешанном освещении, чтобы уравнять цветовую температуру вспышки с окружающим светом.
  4. Экспериментируйте с корректирующими фильтрами, особенно при съемке видео, где постобработка сложнее.
  5. Будьте внимательны к отраженным цветам, например, зелень может давать нежелательный оттенок на коже, что можно компенсировать фильтрами или настройкой баланса белого.

Баланс белого и его установка

Баланс белого (WB) – это настройка, определяющая, как камера воспринимает цвета в зависимости от цветовой температуры освещения. Правильная установка WB помогает избежать нежелательных цветовых оттенков на изображении.

Значение правильного баланса белого для нейтральной передачи цвета

Каждый источник света имеет свою цветовую температуру, влияющую на восприятие цветов. Человеческий глаз автоматически адаптируется к различному освещению, а камера фиксирует свет таким, какой он есть. Если баланс белого настроен правильно, белые и серые объекты выглядят нейтрально, а цвета остаются естественными.

Методы установки баланса белого цвета

Существует несколько способов корректировки WB:

  • Автоматический режим (AWB – Auto White Balance) Камера анализирует сцену и подбирает баланс белого автоматически. Хорошо работает в условиях с равномерным освещением. Может давать ошибки при смешанном свете (например, лампы накаливания + дневной свет).

  • Ручная корректировка с помощью серой карты Позволяет установить точный баланс белого. Процесс: сделать снимок серой карты при текущем освещении → выбрать этот снимок в настройках камеры как эталонный белый. Отлично подходит для студийной и коммерческой съемки.

  • Настройка по предустановкам камеры В большинстве камер есть предустановки:

    • Daylight (Дневной свет, 5200K)
    • Cloudy (Облачно, 6000K)
    • Tungsten (Лампа накаливания, 3200K)
    • Fluorescent (Флуоресцентный свет, 4000–4500K)
    • Shade (Тень, 7000K)
      Выбор подходящего режима помогает быстро скорректировать цвета.
  • Ручная настройка в Кельвинах Дает полный контроль над цветовой температурой. Устанавливается вручную в диапазоне от 2000K (очень теплый свет) до 10000K (очень холодный свет).

Влияние неверного баланса белого на итоговое изображение

Ошибки в WB могут привести к нежелательным эффектам:

  • Синий или холодный оттенок – если WB слишком высокий для теплого источника.
  • Желтый или оранжевый оттенок – если WB слишком низкий для холодного освещения.
  • Зеленоватый или пурпурный оттенок – при неправильной коррекции флуоресцентного света.

Неверный WB может испортить кадр, что потребует корректировки на этапе обработки. На изображении видны превью кадров, три из которых имеют явное смещение цвета.

Один из случаев, когда “что-то пошло не так”, можно только предполагать, что случилось, но видно, что баланс белого значительно сместился в желтую часть спектра (три нижних кадра).

Дальше он снова вернулся к норме, но нескольким кадрам потребовалось “лечение” в виде редактирования баланса белого цвета.

С помощью корректирующего слоя “Curves” (Кривые), баланс белого цвета был исправлен за пару секунд, результат на снимке ниже. Один из кадров из предыдущего изображения с исправленным балансом белого цвета. Фото автора

Но не всегда все исправляется так просто… Один из кадров из предыдущего изображения с исправленным балансом белого цвета.

На изображении сверху снимок, сделанный при недостаточном освещении, имеющий смещение баланса белого цвета. Чтобы компенсировать это смещение, как минимум, нужно увеличить яркость канала Blue.

Под снимком размещены цветовые каналы, демонстрирующие, что яркости канала Blue, как я уже предположил, явно недостаточно и это очень большой дефицит! Чтобы исправить баланс белого цвета, нужно значительно увеличить яркость в канале Blue, но тогда вместе с полезным сигналом (значением), пропорционально, увеличится и шум. Как следствие, снизится соотношение “сигнал/шум”, что приведет к общему увеличению уровня шума.

Что делать в этом случае? Нужно оценить полученный результат и принять решение о том, можно ли после редактирования баланса белого цвета и подавления появившегося шума, считать результат удовлетворительным или требуется повторить съемку.

Практические рекомендации для съёмки и постобработки

  1. Снимайте в RAW – это позволяет скорректировать WB без потери качества при обработке.
  2. Используйте серую карту для точной настройки в сложных условиях освещения.
  3. Проверяйте результат на дисплее камеры – иногда AWB ошибается.
  4. В смешанном освещении выбирайте доминирующий источник или корректируйте цветовые зоны в редакторе.
  5. В постобработке корректируйте WB с помощью пипетки в Lightroom, Capture One или Photoshop.

Здесь требуется комментарий. Вы, конечно, заметили, что две первые рекомендации уже появлялись в разделе об использовании коррекционных фильтров. Это совершенно универсальные пожелания и забывать о них не стоит никогда. Даже если вы знаете о методе установки WB по выбранным в изображении черной и белой точкам, вы должны помнить, что не в любом изображении такие точки можно найти и даже если они там есть, найти “черную” и “белую” точки бывает очень непросто.

Человеческое зрение и восприятие цвета

Наше зрение обладает уникальной способностью адаптироваться к различным условиям освещения. На первый взгляд устройство глаза весьма похоже на устройство фотокамеры: есть роговица и хрусталик, выполняющие роль оптической системы, есть зрачок, способный изменять диаметр отверстия, он выполняет функцию диафрагмы и есть сетчатка, содержащая светочувствительные рецепторы, их роль эквивалентна фотопленке или цифровой матрице современной фотокамеры. Упрощенная схема человеческого глаза. Изображение из сети

Нужно добавить еще механизм аккомодации глаза аналогичный системе фокусировки объектива… вроде все сошлось и это неверно!

Дело в том, что наше зрение включает еще один, самый важный элемент ─ мозг. Здесь и кроется самое существенное и принципиальное отличие человеческого зрения от фотокамеры!

В отличие от фотокамеры наше зрение не одномоментно, нет процесса экспозиции, после окончания которого “кадр” готов и процесс съемки завершен.

Все время пока человек разглядывает сцену, его мозг добавляет важные детали, одновременно удаляя то, что кажется ему лишним.

Адаптация зрения

Зрение в процессе может адаптироваться к меняющимся условиям освещения, используя центральное и периферийное зрение.

Периферийное зрение ориентировано на восприятие движения и отлично работает в условиях недостаточной освещенности, оно плохо воспринимает цвет и детали. В этой статье нас больше будет интересовать центральное зрение, которое осуществляется за счет центральной ямки и расположеннх в ней рецепторов, называемых “колбочками”.

Центральное зрение ─ аппарат, который позволяет нам различать детали и цвет. Из-за того, что угол зрения этого аппарата составляет всего около 3º, глаза, управляемые мозгом, постоянно двигаются, “сканируя” сцену, на которой сосредоточено внимание. При этом фиксируются важные детали и цвет.

Этот процесс продолжается пока внимание сосредоточено на конкретной сцене и все это время, в том числе, уточняется восприятие цвета и происходит адаптация к изменяющимся условиям освещения.

Наверняка вы замечали, что оказавшись в ситуации, когда освещение имеет выраженный цветовой дисбаланс, через довольно короткое время, перестаете это замечать и освещение воспринимается как нормальное.

Такое возможно благодаря механизму адаптации зрения, мозг компенсирует изменения освещения, корректируя восприятие цвета и контраста для того, чтобы объекты выглядели нормально независимо от условий.

Явление “цветопостоянности”: почему мы видим мир с «правильными» цветами

Цветопостоянство (цветовая константность) – это феномен, при котором наш мозг сохраняет стабильность восприятия цветов, даже когда условия освещения меняются. Мозг использует контекст, сравнение с окружающими объектами и память о типичных оттенках, чтобы «компенсировать» изменения в световом потоке. Например, белый предмет остаётся белым даже при желтом свете лампы накаливания, поскольку мозг корректирует эти изменения и помогает сохранить наше представление о «настоящем» цвете.

Благодаря сложной нейронной обработке, мозг «компенсирует» изменения цветовой температуры, поэтому белый предмет кажется белым как при дневном свете, так и при лампах накаливания. Это позволяет нам видеть мир с «правильными» цветами, несмотря на физические изменения в спектре освещения.


Иногда приходится отвечать на вопрос: “Зачем устанавливать баланс белого, если мозг сам все исправит?”. Нет, не исправит!

Речь идет об адаптации зрения к условиям освещения, но если вы “предложите” зрению снимок с желтым оттенком, он именно так его и воспримет. Ведь розовая кружка на столе будет восприниматься как розовая, как бы долго вы на нее не смотрели. Изображение на бумаге или экране воспринимается именно как изображение и не запускает процесс адаптации зрения.

Множество визуальных иллюзий демонстрируют, как контекст влияет на восприятие цвета. Например:

  • Иллюзия Чеширского кота ─ один и тот же цвет может казаться разным в зависимости от окружающего его фона. Этот эффект еще называют Эффектом «Платья»:. Одна и та же фотография вызывает разные восприятия (синий/черный или белый/золотой), что показывает, как мозг интерпретирует цвета в зависимости от окружающего освещения.
  • Шахматная иллюзия Аддельсона ─ одинаковые оттенки серого кажутся разными в зависимости от окружения и освещения, иллюстрируя, как наш мозг компенсирует контрасты.
  • Эффект Поглощения ─ две одинаковые области могут казаться разными по насыщенности, если рядом находится область с ярким или тусклым светом.
  • Иллюзия Аддельсона ─ Показывает, как разные уровни освещенности в одном изображении могут заставить одинаковые оттенки казаться разными.

Эффект Эванса

Эффект Эванса – это оптический феномен, при котором яркость и насыщенность цвета воспринимаются иначе в зависимости от контрастных элементов вокруг. Например, область изображения, освещенная сильным светом, может казаться ещё более яркой, чем она есть на самом деле, а тени – глубже. Это происходит из-за того, что наш мозг стремится усилить различие между светом и тенью, что создает впечатление более драматичных переходов между тонами.

В фотографии Эффект Эванса может привести к тому, что определенные участки снимка выглядят либо слишком насыщенными, либо недостаточно яркими, что влияет на общее восприятие композиции. Неправильное восприятие насыщенности и яркости может искажать естественную цветопередачу, особенно если изображение содержит как ярко освещенные, так и затемненные участки. Изображение, демонстрирующее Эффект Эванса. Два изображения отличаются только коррекцией фона: на на изображении “До”, фон имеет желтоватый оттенок, который компенсирован на изображении “После”, другие части этого изображения не подвергались цвето коррекции… тем не менее, в правом изображении взгляд не ощущает смещение баланса белого цвета.

Значение понимания этого эффекта для точной цветокоррекции

Знание эффекта Эванса помогает фотографам и ретушерам:

  • Корректировать участки изображения так, чтобы не допустить чрезмерной или недостаточной насыщенности.
  • Учитывать влияние локального освещения и контраста при обработке.
  • Достигать более естественного и сбалансированного цветового результата, особенно при подготовке изображений к печати.

Важным следствием Эффекта Эванса является результат восприятия, когда, заведомо ахроматические элементы изображения, приведенные к серому цвету, “нормализуют” восприятие изображения в целом.

Психология цвета

Цвета способны вызывать определенные эмоциональные реакции. Например:

  • Красный: ассоциируется с энергией, страстью, агрессией.
  • Синий: вызывает чувство спокойствия, уверенности, надежности.
  • Желтый: стимулирует радость, оптимизм, но может быть чрезмерно агрессивным, если он слишком яркий.

Цветовая палитра часто играет важную роль в передаче настроения. Теплые тона (красный, оранжевый, желтый) часто используются для создания уютной и динамичной атмосферы, в то время как холодные тона (синий, зеленый) помогают создать ощущение спокойствия и уравновешенности.

В рекламе и брендинге цвет тоже выбирается не случайно:

  • Красный и оранжевый часто применяются в рекламе продуктов питания для стимулирования аппетита.
  • Синий используется в финансовых и технологических компаниях, чтобы вызвать доверие.
  • Зеленый может ассоциироваться с экологичностью и здоровьем.

Все это, конечно, сильное упрощение, прямая связь между цветом и эмоциональным откликом не так однозначна, многое зависит от контекста, поэтому в формировании рекламных продуктов обычно участвуют профессиональные психологи.

Практические аспекты цветокоррекции

Популярные программы для цветокоррекции

Ниже приведены наиболее распространённые программы, подходящие, ы том числе, для цветокоррекции в Фотографии.

  • Adobe Photoshop остаётся стандартом де-факто в мире профессиональной обработки изображений. Эксперты из DPReview и Fstoppers отмечают, что гибкость и универсальность пакета Photoshop, который предоставляет огромный набор инструментов для точной настройки цвета – от корректирующих слоев (Curves, Levels, Hue/Saturation) до работы с LUT и нейросетевыми фильтрами (Neural Filters). Программа поддерживает работу с различными цветовыми пространствами (sRGB, Adobe RGB, ProPhoto RGB, CMYK и LAB), что позволяет добиться высокой точности цветопередачи на всех этапах обработки. Возможность обработки RAW-файлов с помощью модуля Adobe Camera RAW позволяет проводить весь цикл обработки изображений в рамках одного программного пакета. Из недостатков стоит упомянуть довольно высокую стоимость подписки и высокие требования к техническому уровню используемого компьютера.

  • Adobe Lightroom ценят многие профессиональные фотографы за его эффективный рабочий процесс и недеструктивное редактирование. В первую очередь этот пакет обеспечивает эффективную обработку больших пакетов изображений, позволяя синхронизировать настройки между отдельными фотографиями. Интуитивно понятные инструменты для коррекции цвета, экспозиции и баланса белого позволяют быстро добиться стабильного и естественного результата. Мощный движок обработки RAW обеспечивает высокое качество итоговых снимков. Хотя инструменты коррекции Lightroom могут уступать Photoshop в детализации и удобстве использования, он остаётся незаменимым инструментом для быстрого редактирования и подготовки фотографий к публикации.

  • GIMP (GNU Image Manipulation Program) ─ это бесплатная альтернатива Photoshop, которая получила признание благодаря своей функциональности. Несмотря на то, что интерфейс GIMP может показаться менее интуитивным, он поддерживает работу со слоями, масками и плагинами (например, G’MIC), что позволяет выполнять широкий спектр задач по коррекции цвета. Специалисты отмечают, что для любительской и средней профессиональной обработки GIMP предоставляет все необходимые инструменты, хотя его возможности по работе с цветовыми профилями и недеструктивному редактированию ограничены по сравнению с коммерческим ПО.

  • Photo Pos Pro – бесплатное приложение, ориентированное на улучшение изображений и корректировку цвета. Некоторые специалисты отмечают, что Photo Pos Pro обладает достаточно широким набором инструментов для коррекции цвета (уровни, кривые, градиентные карты), что позволяет выполнять качественную обработку без необходимости сложной настройки. Программа может быть полезна для пользователей, которым нужны быстрые и простые решения, хотя она уступает продуктам Adobe по уровню поддержки цветовых профилей и обновляемости функционала.

  • Photopea – это онлайн-редактор, работающий прямо в браузере, который по функционалу близок к Photoshop. Благодаря работе в браузере, Photopea позволяет редактировать изображения без необходимости установки программного обеспечения, что отмечают специалисты как значительное преимущество для быстрого доступа Поддержка формата PSD делает Photopea удобным для обмена файлами с пользователями Adobe Photoshop. Хотя Photopea предлагает базовые и некоторые продвинутые инструменты коррекции цвета, при работе с большими файлами или сложными задачами его производительность может уступать настольным приложениям.

  • Capture One заслуженно высоко оценивается профессионалами за превосходное качество обработки RAW и точную работу с цветом. Специалисты из DPReview и других изданий отмечают, что Capture One обеспечивает более естественную и точную цветопередачу благодаря продвинутым алгоритмам интерпретации RAW-файлов и возможностям тонкой настройки цветовых градиентов. Программа предлагает оптимизированные профили для различных камер, что значительно упрощает корректировку цвета на стадии съемки и постобработки. Возможности создания локальных корректировок позволяют добиться высокого качества обработки даже в сложных световых условиях. Несмотря на более высокий ценовой сегмент и кривую обучения, Capture One часто называют лучшим выбором для профессиональной съемки и студийной работы. Обязательно нужно добавить, что до относительно недавнего времени, использование Capture One не имело альтернативы для профессионального сегмента, однако за несколько последних лет бурное развитие Adobe Camera RAW поставило это под сомнение.

Каждая из программ обладает своими сильными и слабыми сторонами, и выбор зависит от конкретных потребностей. Профессиональный выбор программного обеспечения определяется задачами конкретных проектов, требованиями к точности цветопередачи и удобством рабочего процесса, а также личными предпочтениями в отношении интерфейса и функционала.

Выбор методов коррекции в зависимости от жанра

  • Портретная съёмка. Важно сохранить естественные оттенки кожи, избегая чрезмерного усиления насыщенности. Лучше использовать корректировку по кривым и точечную коррекцию.
  • Пейзажная съёмка. Требуется сбалансировать яркость и контраст, чтобы подчеркнуть детали в тенях и светах. Гистограмма помогает выявить проблемные зоны.
  • Предметная съёмка. Важна точная передача цвета, чтобы отображать текстуры и фактуры продукта. Часто используется корректировка баланса белого и ручная настройка насыщенности.
  • Интерьерная съемка. Необходима точная передача цвета, поэтому рекомендуется использование “серой карты”. Практически всегда изображения приводятся к полноконтрастному состоянию, при этом требуется тонкая настройка насыщенности.

Анализ гистограмм и другие технические приёмы для точной коррекции

При обработке изображения важным инструментом является анализ гистограммы, который помогает визуально оценить распределение яркости по всему диапазону яркости. Гистограмма показывает, сколько пикселей находится на каждой тональной ступени, от темных до светлых значений, и позволяет определить, используется ли весь динамический диапазон.

Использование гистограммы помогает оценить распределение яркости и контраста в изображении, позволяя избежать пересветов или потери деталей в тенях. Дополнительные инструменты, такие как кривые, уровни и маски, позволяют корректировать конкретные участки изображения с максимальной точностью.

Динамический диапазон – это разница между самым темным и самым светлым участком изображения. Оптимальное использование динамического диапазона позволяет сохранить максимальное количество деталей как в тенях, так и в светах.

Шаги по использованию полного динамического диапазона

  1. Анализ гистограммы:

    • Проверьте гистограмму изображения. Если большая часть графика сдвинута к левой стороне, изображение может быть недоэкспонированным (потеря деталей в тенях). Если же гистограмма смещена вправо, возможна переэкспозиция (выбрасывание деталей в светлых областях).
    • Обратите внимание на «схлопывание» пикселей: наличие срезов на краях гистограммы указывает на потерю информации.
  2. Коррекция кривых (Curves) Этот инструмент обеспечивает гибкую настройку яркостей в разных зонах гистограммы, позволяя вручную корректировать тональные переходы. С его помощью можно повысить контрастность, плавно распределяя тональные значения по всему диапазону и не создавать резких тональных переходов.

  3. Проверка на потерю деталей. После коррекции важно убедиться, что при растягивании гистограммы нет «пересветов» или «затемнений», когда пиксели фиксируются на нуле или на максимальном значении. Такие участки теряют детали и требуют осторожного подхода.

  4. Использование калибровки монитора и референсных изображений. Работа с калиброванным монитором поможет убедиться, что отображение тонов корректно, а сравнение с эталонными изображениями, например, использование “серой карты”, позволит оценить, насколько естественно выглядят цвета и контраст.

Дополнительные технические приёмы

В современных графических пакетах существуют инструменты, помогающие эффективно решать проблемы, связанные с необходимостью редактировать тональную и цветовую основу изображений:

  • Использование Clipping Warnings (предупреждения о засветах и затемнениях). Многие программы, такие как Photoshop, позволяют включить режим, при котором участки с потерей данных выделяются красным (пересвет) или синим (недоэкспонированными). Это помогает оперативно корректировать настройки кривых.
  • Работа с локальными корректировками. Применение масок и корректирующих слоев позволяет настраивать динамический диапазон в отдельных зонах изображения. Это особенно полезно, если на одной фотографии встречаются и яркие, и тёмные участки.
  • Использование HDR-техник. При съемке в условиях с высоким контрастом можно сделать несколько кадров с разной экспозицией и объединить их в HDR-изображение, что позволяет сохранить детали в тенях и светах. Этот метод несет в себе определенные ограничения, связанные с неподвижностьб камеры и объектов съемки, поэтому такую технологию удобно использовать в интерьерных и предметных съемках.

Эффективный анализ гистограмм является ключевым этапом в коррекции тона и цвета. Это позволяет добиться максимальной детализации и естественной цветопередачи, обеспечивая сбалансированное изображение, где каждый тон используется по назначению.

Типичные ошибки и пути их решения

Частые проблемы при работе с цветом

  • Избыточное увеличение насыщенности и/или контраста приводит к низкому качеству изображения, когда цвета становятся неестественными и теряется плавность цветовых и тональных переходов. Обычно возникает при агрессивном использовании инструментов «Hue/Saturation», «Curves» или «Levels», когда попытка «усилить» цвета приводит к тому, что некоторые области становятся слишком яркими или слишком темными.

  • Чрезмерная корректировка экспозиции, особенно с использованием резких кривых, может уничтожить детали в самых светлых или темных участках изображения. Это делает фото плоским, лишает его глубины, и сюжетнозначимые детали в тенях и/или в светах оказываются неразличимыми.

  • Если мониторы, на которых производится просмотр и обработка, не откалиброваны, итоговые изображения могут выглядеть по-разному на разных устройствах. Это приводит к несогласованности цветопередачи, когда изображение, которое выглядит правильно на одном экране, может иметь искажённые цвета на другом.

Как избегать «брака» при цветокоррекции

  • Работайте с изображениями в формате RAW:
    RAW-файлы сохраняют максимально полные данные с датчика, предоставляя больший динамический диапазон. Это позволяет более точно и тонко корректировать цвета, баланс белого и экспозицию без потери качества. RAW-обработка даёт больше возможностей для точной работы с оттенками кожи и предотвращает появление артефактов.

  • Делайте небольшие, постепенные корректировки:
    Вместо резкого изменения параметров, вносите изменения постепенно. Используйте корректирующие слои в Photoshop или Lightroom, чтобы можно было в любой момент вернуться к предыдущей версии. Периодически сравнивайте промежуточный результат с оригиналом, чтобы убедиться, что коррекция не уходит слишком далеко от естественного вида.

  • Пользуйтесь “неразрушающими” инструментами и технологиями: Под “неразрушающими” технологиями понимаются инструменты, которые не приводят к необратимым изменениям изображения при редактировании. Такими инструментами являются, например, маски, корректирующие слои… и слои вообще, если сохранены исходные версии редактируемого слоя.

  • Используйте калиброванные мониторы:
    Регулярная аппаратная калибровка монитора (например, с помощью устройств типа X-Rite i1Display Pro или Datacolor SpyderX) обеспечивает точное воспроизведение цветов. Это необходимо для того, чтобы изменения, внесенные в процессе постобработки, соответствовали реальным цветам и не создавали ложных впечатлений при просмотре на других устройствах.

Практические рекомендации по проверке результатов

  • Калибровка монитора:

    • Проводите аппаратную калибровку монитора не реже одного раза в месяц с использованием специализированного калибратора.
    • Убедитесь, что ваш монитор настроен согласно стандартам цветопередачи (например, sRGB или Adobe RGB, в зависимости от вашего рабочего процесса).
  • Многоуровневая проверка:

    • Просматривайте обработанные изображения в различных условиях: на стационарном мониторе, на ноутбуке, на мобильном устройстве, а также в печатном виде (если возможно).
    • Такой подход позволяет обнаружить несоответствия в цветопередаче, которые могут возникнуть из-за различий в аппаратном обеспечении.
  • Сравнение с эталонами:

    • Используйте эталонные изображения или стандартные цветовые таблицы, такие как X-Rite ColorChecker Passport, для проверки точности цветопередачи.
    • Проводите сравнения с исходным изображением, чтобы убедиться, что корректировка не исказила естественную цветовую палитру.
    • Если возможно, проводите тестовую печать изображений, чтобы убедиться, что цвета остаются естественными и сбалансированными вне цифрового экрана.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете минимизировать ошибки при цветокоррекции, сохранить важные детали изображения и добиться естественного, профессионального результата.

Заключение

Цветовая коррекция в фотографии – это важнейшая часть постобработки. Она позволяет не только исправить технические ошибки, возникшие при съемке, но и создать ту особенность, которая заставляет изображение выделяться. Комбинируя подходы, можно добиться естественности и художественного эффекта.

Правильная цветокоррекция восстанавливает детали и помогает точно передать цвета, делая изображение гармоничным и естественным. Это базовый этап, который обеспечивает высокое качество результата.

Использование технологий (работа с RAW, корректировка баланса белого, уровней и кривых) в сочетании с творческим взглядом позволяет добиться точности и добавить индивидуальность каждому кадру.

Мир фотографии развивается, поэтому не стоит бояться пробовать новые техники и инструменты. Экспериментируйте, учитесь на своих ошибках и опыте коллег – это единственный путь к постоянному росту и достижению новых результатов. Я надеюсь, что эта статья помогла вам разобраться с понятиями в цветокоррекции и, возможно, позволит осознанно подойти к изучению этого важного для фотографа, направления.