Глубина резкости и гиперфокальное расстояние
Глубина резкости, или диапазон расстояний в кадре, при котором изображение предметов выглядит приемлемо резким. Глубина резкости является важнейшим понятием в фотографии, можно даже сказать: «архиважным»!
Для более строгого определения существует устоявшийся термин ГРИП ─ Глубина Резко Изображаемого Пространства.
Иногда, что передняя граница ГРИП может не совпадать с передним планом изображения, а находиться за ним и тогда вы получите нерезкость на переднем плане! Хорошо это или плохо, решать вам? Хорошо, если все така, как на фотографии сверху.
ГРИПом можно и нужно манипулировать, изменяя фокусное расстояние, диафрагму и расстояние до точки фокусировки. Давайте рассмотрим эти факторы и посмотрим, как они влияют на ГРИП.
Во-первых, поговорим о фокусном расстоянии. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше ГРИП и чем шире открыта диафрагма, тем меньше ГРИП.
Увеличение фокусного расстояния обеспечивает меньшую ГРИП, что может быть полезно для определенных жанров, таких как портрет, для других ─ наоборот вредно, например, для интерьерной или предметной съемки.
Во-вторых, широкая диафрагма пропускает больше света, но уменьшает ГРИП. Возьмите самый длиннофокусный объектив, из имеющихся в вашем распоряжении и максимально откройте диафрагму! Вы получите самую малую ГРИП из возможных, для имеющегося у вас оборудования.
Нет, извините, не самую малую, ведь есть еще дистанция фокусировки ─ расстояние до объекта съемки.
Чем меньше дистанция фокусировки, тем меньше ГРИП.
То есть, взяв объектив с фокусным расстоянием, например, 600 мм, максимально открыв диафрагму и придвинувшись к объекту съемки на минимальную дистанцию фокусировки, вы получите настолько маленькую ГРИП, что возможно просто не сможете точно сфокусироваться ─ такое тоже бывает.
Одним из самых распространенных заблуждений начинающих фотографов, является представление о том, что малая ГРИП делает их фотки лучше… это совсем не так! Глубина резкости ─ всего лишь техническая возможность выразить свою идею в фотографии, роман не станет интересней, если его напечатать курсивом.
И последнее, но не менее важное явление, ─ гиперфокальное расстояние. Что это такое?
Это расстояние, при котором, вся сцена, начиная с половины гиперфокального расстояния и до бесконечности, находится в фокусе. Нужно сказать, что гиперфокальное расстояние зависит от конструкции объектива, установленной диафрагмы и установленного фокусного расстояния, если речь идет о зум-объективе. То есть определить гиперфокальное расстояние точно для каждого кадра затруднительно, важное значение имеет опыт фотографа и если он есть, использование гиперфокального расстояния не вызывает проблем.
Это очень полезное для фотографов свойство оптики. Когда необходимо максимально увеличить ГРИП в сцене, например, если речь идет о пейзаже и желаютельно, чтобы в фокусе было все, от переднего до заднего плана.
Как использовать гиперфокальное расстояние на практике? Посмотрите на шкале расстояний своего объектива, после какой дистанции следует «бесконечность», обозначенная значком «∞». Выберите объект, находящийся на расстоянии, вдвое большем, чем максимальная дистанция, указанная на шкале объектива перед «∞» и установите на нем фокус… снимайте! Все что находится дальше, чем половина дистанции от вас до выбранного объекта, будет резким…