Перейти к содержимому

Женский портрет Фото автора

Многие начинающие фотографы склонны наделять свет мистической значимостью, говорить о нем с благоговейным придыханием: «Буду отрабатывать световые схемы!», «Занимаюсь постановкой света!» — словно речь идет о некой магической субстанции. Но давайте посмотрим на свет иначе.

Не волнуйтесь, я не собираюсь опровергать корпускулярно-волновой дуализм или фундаментальные принципы физики. Вместо этого предлагаю рассматривать свет прежде всего как физическое явление, позволяющее нам воспринимать визуальные образы. С одной стороны, это естественный результат воздействия на наше зрение, с другой — инструмент в руках фотографа и живописца.

В фотографии свет выполняет две ключевые функции. Во-первых, он физически создает экспозицию: будь то фотохимическая реакция на пленке или формирование заряда на светочувствительных элементах цифровой матрицы. Во-вторых, он формирует само изображение, создавая визуальный ряд в нашем сознании.

Именно так мы будем рассматривать свет в этой статье: сначала определим роль света, его физическую природу, а затем изменим ракурс и поговорим о том, как свет влияет на восприятие снимка нашим сознанием.

Все еще вступление…

Светотеневой рисунок ─ как основа фотографического изображения

Причудливая коряга на морском берегу, вдали лесистые горы, над ними облачное небо. Автор А.Адамс А.Адамс

Светотеневой рисунок – это распределение света и теней в рамке кадра, которое формирует восприятие деталей, объем и текстуру объекта. Но это не просто эффект освещения, а элемент, структурирующий всю визуальную конструкцию, который превращает двумерное изображение в живописную картину с переданной глубиной, которая возникает в нашем сознании.

Мысли Р.Арнхейма, В.Кандинского, А.Картье-Брессона, А. Лапина и многих других теоретиков подтверждают, что управление светом и тенью является основой визуальной выразительности. Без этого изображение теряет способность к передаче пространственных отношений и эмоционального содержания, что критически важно для выражения идеи.

Рудольф Арнхейм в книге «Искусство и визуальное восприятие» подчёркивал, что форма воспринимается через контраст между светом и тенью. По его мнению, мозг структурирует плоское изображение, опираясь на резкие границы, возникающие вследствие распределения яркости. Светотеневой рисунок становится единственным способом передачи объёма и глубины на плоскости, обеспечивая зрительную организацию элементов изображения. От себя добавлю, что не только светотень формирует представление об объеме в нашем восприятии.

Замечательный художник Василий Кандинский рассматривал абстрактные формы и их взаимодействие, как основу эмоциональной выразительности. Он подчёркивал, что контраст света и тени создаёт ритмическую динамику и напряжение в композиции. В фотографии этот принцип проявляется в том, что правильно организованный светотеневой рисунок управляет взглядом зрителя, структурирует пространство и задаёт визуальный «темп» изображения.

Анри Картье-Брессон, выдающийся фотограф и гений композиции, писал, что «решающий момент» заключался в умении уловить именно ту комбинацию светлых и темных участков, которая делает кадр технически точным и одновременно выразительным. Он считал, что геометрия теней и световых пятен определяет композиционную строгость и чёткость изображения. Светотеневой рисунок, как инструмент построения композиции, позволяет зафиксировать мгновенную структуру пространства, что является краеугольным камнем документальной и репортажной съемки.

Александр Лапин, фотограф и теоретик фотографии, акцентировал внимание на том, что светотеневой рисунок не является случайным следствием освещения, а представляет собой основной элемент управления экспозицией и контрастностью изображения. По его мнению, правильное соотношение светлых и темных участков определяет точность передачи деталей, текстур и глубины в фотографическом кадре. Он подчёркивал, что техническое мастерство фотографа проявляется именно в умении «строить» изображение с помощью света и тени.

Возвращаюсь к своему излюбленному тезису: Фотография рождается в голове фотографа, там же появляется и идея светотеневой картины, которая поможет зрителю понять идею, вложенную автором в работу… таким образом, выбор световых приборов и аксессуаров, определение экспозиции и момента съемки ─ это всего лишь механические действия, направленные на визуализацию идеи.

Подход к использованию света

Свет для фотографа – это инструмент, с помощью которого, он создает светотеневой рисунок, а не некая мистическая субстанция, якобы имеющая в Фотографии “сакральный” смысл… я уже писал об этом.

Глядя на изображение, мы оцениваем не свет, как таковой, а результат его воздействия.

На бумаге или экране чаще зафиксирован отраженный от объектов свет, хотя иногда встречаются случаи, когда изображение включает именно первичные источники, например, так происходит при ночной съемке. Ночной вид на Дунай с моста Фото автора

На этом снимке можно увидеть как отраженный свет, так и падающий…

Существует множество разных способов для получения определенного светотеневого эффекта, при этом, могут использоваться разные световые схемы, все зависит от выбора!

Свет ─ технический ресурс, используемый для создания светотени. Этот рисунок задает основу визуальной структуры кадра и является ключом к формированию зрительных образов в сознании…

Никакой “магии” в расстановке источников света нет, как нет ее и в солнечном свете из большого окна. Но “магия” должна возникнуть в голове зрителя, когда он смотрит на изображение… в этом заключается работа фотографа.

Если написанное в этом разделе кажется спорным, вернитесь к нему, когда закончите читать статью, к сожалению, логика изложения не позволяет поместить этот отрывок в конец текста.

Влияние светотеневой картины на восприятие изображения

В фотографии светотеневая картина является важнейшим элементом, формирующим изображение. Наряду с линейной перспективой, светотень формирует в сознании иллюзорный образ трехмерного пространства, используя в качестве источника, плоское изображение.

Благодаря зрительному опыту, зрение определенным образом воспринимает конструкцию из светлых и темных пятен, расположенных на плоскости и создает пространственную глубину. Этот феномен принято называть тональной перспективой.

Изображение на плоскости и бинокулярное зрение

Здесь нужно внести некоторое уточнение. Человеческое зрение бинокулярно, оно воспринимает пространственный объем благодаря двум сенсорам ─ глазам, расположенным на некотором расстоянии друг от друга и поэтому получающим немного отличающиеся “картинки”, ведь они смотрят на объект под разными углами… так происходит на малых расстояниях, на больших ─ используется другой механизм, который, при рассмотрении текущей темы, значения не имеет.

В случаях, когда рамка изображения меньше нашего поля зрения, мозг отказывается воспринимать такую картину, как часть пространства и постоянно настойчиво сообщает нам, что перед нами не пространство, а плоское изображение… примерно такое же, как в каморке у папы Карла, которое Буратино проткнул своим длинным носом… помните эту детскую книгу? Рука, держащая смартфон. На экране смартфона вит на Карлов мост в Праге. Фото автора

Изображение на экране смартфона не воспринимается как часть окружающего мира, мы видим его границы!

Поэтому, чтобы избежать коллизии, рассматривая фотографии, лучше прикрыть один глаз и не препятствовать правильному восприятию объема пространства.

Это касается, естественно, признаков линейной перспективы, которая не является предметом рассмотрения в статье, но отделить линейную перспективу от тональной, в рамках одной работы невозможно.

Тональная перспектива

Известно, что темные участки изображения воспринимаются зрением, как расположенные ближе, светлые участки воспринимаются как более удаленные от зрителя.

Обычно тональная перспектива ─ второй по важности признак объема, после линейной перспективы, но существует целый ряд изображений, где признаки линейной перспективы менее очевидны, а их присутствие может восприниматься как недостаток. К таким случаям относятся изображения крупным планом: портреты, предметы, тем более, объекты макросъемки. Вид сверху на винтовоую лестницу, по которой спускается человек. Автор А.Картье-Брессон А.Картье-Брессон

Выше, пример того, как тональная перспектива создает пространственный объем. Еще до того, как зритель разберется в конструкции кадра и увидит признаки линейной перспективы, которая выражена в изменении размеров объектов, по мере их удаления от зрителя… признаки тональной перспективы однозначно укажут на правильный порядок расположения объектов.

Использование динамического диапазона и полноконтрастные изображения

Вот самое простое определение: динамический диапазон определяется способностью сенсора выделить максимальное количество градаций серого тона на отрезке от минимальной яркости до максимальной.

Например, если сенсор может выделить 256 градаций яркости, значит он имеет динамический диапазон 8 бит. Человеческое зрение различает примерно 100 градаций яркости.

Сразу возникает вопрос, зачем сенсоры современных камер имеют от 10 до 14 бит для кодирования значений яркости, т.е. от 1024 до 4096 градаций серого?

Для этого есть несколько причин:

  • Дополнительные значения позволяют зафиксировать больше деталей как в очень светлых, так и в очень тёмных областях кадра, предотвращая пересветы и потерю нюансов в тенях. В последствии, можно перераспределить контраст изображения, чтобы выделить сюжетно значимые детали изображения и избавиться от незначительных.
  • Большая битовая глубина снижает эффект квантования, обеспечивая гладкие тональные переходы без характерных “ступеней” в градиентных зонах изображения.
  • С повышением точности фиксации яркости, появляется больше возможностей для корректировки экспозиции, контраста и цветового баланса в процессе редактирования, без заметного ухудшения качества изображения.

Таким образом, избыточная глубина яркости позволяет создать более детализированное изображение. Еще проще на этот вопрос можно ответить тремя словами: “для потребностей обработки”.

Теперь, когда стало понятным определение “динамический диапазон”, легко понять, что такое “полноконтрастное изображение”.

Полноконтрастным называется изображение, которое в своей гистограмме использует максимальное количество значений яркости, от минимальных до максимальных. Это позволяет перераспределить значения яркости таким образом, чтобы получить максимально выразительную картину. Фотографии и соответствующие им гистограммы, характеризующие использование динамического диапазона.

На изображении выше представлены три тональные группы снимков и определяющие их гистограммы:

  1. Изображение в “высоком ключе”, где светлые тона определяют конструкцию кадра. Гистограмма смещена вправо в область “светов”. Изображение создано более темными тонами, чем фон.
  2. Изображение в “низком ключе”, гистограмма смещена влево, в область “теней”. Изображение светлей фона.
  3. Условно полноконтрастное изображение, гистограмма показывает, что в изображении использованы как светлые, так и темные тона.

Тональность изображения не определяет его качество. Свет ─ инструмент фотографа, важно, чтобы тональность, как и другие выразительные средства, “работали” на идею.

Физическая природа света

Объективно свет обладает вполне измеримыми параметрами – силой, направлением, угловым распределением и цветовой температурой. Это позволяет подойти к организации освещения рационально, как к решаемой технической задаче.

Давайте на мгновение вернемся в старшие классы школы. Свет — это явление природы, которое в разных условиях ведет себя либо как поток частиц (фотонов), либо как волна. Эту двойственность принято называть термином «корпускулярно-волновой дуализм».

Но зачем фотографу вообще разбираться в таких тонкостях? Все просто. В большинстве случаев свет проявляет себя как поток частиц, и именно это, чаще всего, определяет его поведение в фотографическом процессе. Но бывает, проявляется и его волновая сущность, которая выражается в дифракции и хроматической аберрации.

Прямолинейное распространение света

Куринное яйцо в подставке, освещенное светом, проходящим через жалюзи в окне. Автор Й.Судек Й.Судек

Посмотрите на солнечный свет, пробивающийся сквозь листву или щель в ставнях. Он образует четкие лучи, потому что фотоны движутся строго по прямым траекториям, пока не встречают преграду. Именно на этом свойстве основано формирование теней и работа с направленным светом в фотографии. В данном случае, свет проявляет себя как поток частиц, что также проявляется в свойствах, перечисленных ниже:

  • Отражение света Зеркальная поверхность, например гладкая вода или полированное стекло, отражает свет под тем же углом, под которым он падает. Это корпускулярная природа в чистом виде. В фотографии такие поверхности могут давать яркие блики или создавать эффектные отражения. Матовые же поверхности рассеивают свет во всех направлениях в каждой точке его падения, делая его более рассеянным.
  • Особенности отражения от разных поверхностей Светлая ткань или стена отражает больше света, чем темная, а цветные поверхности могут добавлять собственный оттенок в отраженный свет. Например, если фотограф снимает портрет рядом с зеленой стеной, на лице модели может появиться зеленоватый оттенок. Это нужно учитывать при выборе локации. О способности поверхностей к отражению света. Поверхностью с максимально эффективным отражением считается свежевыпавший снег, отражающий около 97%, падающего на нее света. За эталон минимального отражения принята черная копоть, отражающая только 3%.
  • Падение силы света с расстоянием Чем дальше от источника находится объект, тем слабее его освещенность. Это объясняется тем, что фотоны, расходясь от точки излучения, распределяются по все большей площади. В целом, при удалении источника света от объекта, освещенность падает обратно пропорционально квадрату расстояния от источника до объекта.

Но иногда свет ведет себя не как поток частиц, а как электро-магнитные волны:

  • Дифракция и ее влияние на резкость Если свет встречает на своем пути препятствие с небольшими отверстиями (например, почти закрытую диафрагму фотообъектива), он начинает огибать его края и отклоняться от прямолинейного распространения. Этот эффект называется дифракцией. В фотографии дифракция проявляется при сильном закрытии диафрагмы (например, f/16 и меньше). Казалось бы, малая диафрагма должна повышать резкость, но на практике изображение становится мягче из-за рассеивания световых лучей, этот эффект называется “дифракционное ограничение диафрагмы” и зависит от размера регистрирующего свет элемента матрицы. Чем меньше размер пикселя в конкретной матрице, тем жестче ограничение. Именно поэтому при съемке пейзажей и макросъемке важно найти баланс между резкостью и ее снижением в следствии дифракции.
  • Хроматические аберрации Еще одно проявление волновой природы света — появление цветных ореолов в контрастных зонах изображения. Это связано с тем, что свет разного цвета имеет разные длины волн и преломляется на разные углы, при прохождении границ между средами, имеющими различную оптическую плотность. Если нужно глубже разобраться в физических основах света, в сети материалов предостаточно. Мы же сосредоточимся на том, как это знание помогает в фотографии.

Характеристики света: сила, освещенность и направление

Свет обладает рядом ключевых характеристик, которые непосредственно влияют на процесс создания фотографического изображения. Вот три основных параметра:

Сила света

Это мера того, сколько энергии переносит световой поток. Чем выше энергия источника, тем больше энергии получает фоточувствительный элемент, будь то эмульсия фотопленки или пиксели цифровой матрицы. Это определяет результат воздействия света, который в фотографии, как вы помните, называется “экспозиция”.

Хочу обратить ваше внимание на то, что результат воздействия света, то есть экспозиция, напрямую зависит от количества энергии, перенесенной световым потоком на светочувствительный элемент. Поэтому очень логично определение производительности студийных вспышек в единицах энергии Джоулях. А вот та же характеристика производительности для источников постоянного света, выраженная через мощность менее наглядна. Что уж говорить о производительности накамерных вспышек, определяющейся “ведущим числом” в метрах, что дает их производителям широкое поле для лукавства.

Например, при съемке в условиях яркого солнечного дня сила света высока, а для получения правильной экспозиции требуется уменьшение результата ее воздействия с помощью выдержки, диафрагмы или фильтров.

Освещенность

Освещенность характеризует количество света, падающее на единицу площади освещаемой поверхности. Этот параметр зависит не только от силы источника, но и от расстояния до объекта: чем дальше объект от источника, тем слабее на нем проявляется освещенность (из-за закона обратного квадрата). Это важно учитывать, чтобы правильно распределить свет в кадре и не потерять детали как в тенях, так и в светлых участках.

Я намеренно не указываю физические отношения между характеристиками, так как для практической работы важней понимание того, как качественно можно использовать освещение.

Направление света

Свет распространяется прямолинейно, что позволяет фотографу довольно точно представлять, где появятся тени и какими они будут.

Направление света может определить визуальный объем и глубину изображения, конечно речь идет только о восприятии, ведь фотография это проекция пространства на плоскость, а следовательно глубина и объем иллюзорного пространства, продукт нашего воображения.

  • Фронтальное освещение минимизирует тени, создавая более ровное, но несколько плоское изображение. Такое освещение в фотографии принято называть “заполняющим светом”.
  • Боковое освещение подчеркивает текстуру и рельеф объекта съемки, добавляя объем за счет контрастных теней и градиентов. Свет, падающий на поверхность под углом, принято называть “рисующим светом”.
  • Контровой свет, прежде всего, выделяет контуры объектов, создавая эффектное разделение между фоном и основным объектом. В фотографии такое освещение иногда называют “контражур”.

Важно понимать, что такое разделение очень условно. Переместив источник таким образом, чтобы направление светового потока перестало совпадать с оптической осью камеры и, изменив ракурс, мы получим вполне “рисующий свет”, одновременно продолжающий “заполнять” кадр. Как всегда в Фотографии, речь идет о “миллиметрах малейших отличий"©. Женский портрет. Лицо освещено фронтальным светом Пример фронтального освещения

На снимке выше видно как выглядит фронтальное освещение в портрете, тот самый “заполняющий свет”: равномерное освещение поверхности лица, довольно мягкие тени и, как следствие очень умеренное ощущение объема. Нужно добавить, что видимая светотень, в большей степени, результат использованного ракурса. Женский портрет. Лицо освещено боковым светом Свет, падающий под углом, “рисующий свет”

На фотографии выше видно, как меняется характер изображения, если световой поток падает на лицо под значительным углом: светотеневой рисунок приобретает более выраженный характер, подчеркивая объем. Текстура поверхности кожи, становится более заметной, это нужно учитывать при обработке изображения. Раннее утро на Карловом мосту в Праге. Контровое освещение. Фото автора Контровое освещение. Фото автора”

Типичный пример контрового освещения. Обратите внимание на тени: поток света падает справа сверху, часто начинающие фотографы считают, что при “контражуре” вектор света должен быть направлен строго по главной оптической оси в сторону камеры и никак иначе. На самом деле это не так, любое освещение, когда свет от источника падает под острым углом в сторону камеры и есть контровое освещение.

Разные по природе виды освещения

Освещение — это не просто способ технически создать экспозицию, а настоящий инструмент, который определяет в фотографии все: от формального представления сюжета, до его художественной интерпретации с помощью визуальных средств.

Начнем с того, как различные виды освещения могут влиять на результат.

Естественное освещение (солнечный свет, золотой час, голубой час)

Свет от Солнца — самый доступный источник света. Но его характер меняется в зависимости от времени суток:

  • Прямой солнечный свет: Яркий и насыщенный, он идеально подходит для съемок на открытом воздухе, но может создавать жесткие тени, требующие дополнительной обработки или использования специальных отражателей и рассеивателей.
  • Золотой час: Сразу после восхода или перед закатом Солнце дарит нам мягкий, теплый свет, который создает романтическую и уютную атмосферу. Это время — настоящий подарок для портретистов и пейзажистов. Природа такого освещения обусловлена тем, что находясь низко над горизонтом, солнечный свет проходит через толстый слой атмосферы, рассеиваясь. Преобладание желтого и красного спектра соответствует тому, что атмосфера задерживает ультрафиолетовое излучение, поглощая вместе с ним синий спектр.
  • Голубой (синий) час: Немного до восхода или сразу после заката небо окрашивается в глубокие синие тона. Этот холодный свет придает кадру особую загадочность и контраст, подчеркивая архитектуру и городские пейзажи. Когда диск солнца находится ниже горизонта, его свет, отражаясь от атмосферы, приобретает голубой оттенок.

Не стоит определять режимное время только по часам, часто, в эти часы, можно получить очень необычное освещение, как, например на снимке внизу. Закат на Бали. Фото автора Закат на Бали. Фото автора

Опустившись ниже горизонта, солнечные лучи отражаются от атмосферы, создавая освещение “голубого часа”, в то время как их отражение от облаков имеет оранжевый спектр, больше соответствующий “золотому часу”. Женский портрет. Съемка в режимное время 'Золотой час'. Фото автора Съемка в режимное время “Золотой час”. Фото автора

Портрет девушки снят в режимное время на закате. Довольно мягкие тени и преобладающий оранжевый спектр ─ это основные признаки съемки на закате, благодаря которым, такое время называется “Золотой час”.

Искусственное освещение (лампы, вспышки, светодиоды)

Когда естественного света недостаточно или его характер не соответствует замыслу, фотографы прибегают к искусственному освещению:

  • Лампы: От традиционных ламп накаливания до современных LED-источников — позволяют создавать разнообразные световые эффекты и регулировать цветовую температуру.
  • Вспышки: Незаменимый инструмент для съемки в условиях недостаточной освещенности. С их помощью можно “заморозить” движение, выделить главный объект или даже создать драматический контровой свет.
  • Светодиоды: Компактные и энергоэффективные, они часто используются в студийной съемке. Их гибкость позволяет фотографу точно настроить свет по интенсивности и цвету.

Смешанное освещение

Иногда в кадре присутствует одновременно и естественный, и искусственный свет. Это может быть вызовом, но открывает массу творческих возможностей:

  • В уличной съемке, например, естественный свет может быть дополнен уличными фонарями или светом витрин, создавая интересные комбинации теней и бликов.
  • В студии фотограф может искусственно воссоздать условия золотого или голубого часа, комбинируя источники для получения нужного эффекта.

Каждый тип освещения — это своя палитра, каждый источник — отдельная нота в композиции. Понимание и грамотное использование этих видов освещения помогает создавать кадры с уникальным характером и настроением, делая фотографию не просто документированием момента, а настоящим произведением искусства. Интерьер загородного клуба. Фото автора Интерьер загородного клуба. Фото автора

Чаще всего смешанное освещение встречается в интерьерной съемке, когда в кадре присутствует естественный свет из окон и свет от источников искусственного освещения.

Активные и пассивные источники

Существуют два вида источников света: первые, самостоятельно генерируют световой поток ─ это активные источники, вторые ─ используют падающий на них поток света, чтобы модифицировать его и отразить, их называют пассивными источниками. Пассивные источники еще называют вторичными.

Активные источники света: постоянные и импульсные

В практике фотографии мы встречаем два типа активных источников света, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Понимание различий между постоянными и импульсными источниками позволяет фотографу выбрать оптимальный инструмент для решения конкретной задачи.

Постоянные источники света

Это устройства, которые работают непрерывно, излучая стабильный и непрерывный световой поток в течение продолжительного времени.

Преимущества постоянных источников:

  • Наглядность. Вы можете видеть, как свет падает на объект, создавая светотеневой рисунок, сразу настраивая интенсивность светового потока и корректируя геометрию теней. Это особенно важно для начинающих фотографов.
  • Удобство работы. Отсутствие необходимости синхронизации источника с камерой. Это позволяет существенно упростить управление освещением и, без проблем использовать любую съемочную технику, даже ту, что не имеет средств синхронизации, например, смартфоны.
  • Гибкость в регулировке. Современные LED-панели и светодиодные лампы дают возможность точно настроить интенсивность светового потока и цветовую температуру.

Недостатки постоянных источников:

  • Ограниченная производительность. В условиях, когда требуется использовать короткие выдержки интенсивность постоянного источника может оказаться недостаточной. Чуть позже я приведу сравнение между эффективностью постоянных и импульсных источников света.
  • Возможный вред здоровью. Существуют нормы, определяющие, как длительное пребывание на ярком освещении влияет на физическое и психологическое состояние человека. Совокупность этих норм называют биологической нормой, которая определяет параметры воздействия на организм человека, без вредных последствий. В случае с источниками постоянного света, следует следить за этим показателем при продолжительном использовании.

Импульсные источники света

Импульсные источники (вспышки, стробоскопы) работают по принципу кратковременного, но очень мощного светового импульса. Продолжительность импульса составляет от 1/1000 секунды, для старых импульсных приборов, до 1/10000 - 1/30000 секунды для современных устройств.

Важное замечание: Нужно понимать, что при работе с импульсным светом, время экспозиции, в большинстве случаев, определяется не выдержкой затвора, а длиной импульса вспышки!

Преимущества импульсных источников:

  • Высокая эффективность. Короткий, мощный импульс позволяет “заморозить” движение. Регулируемая мощность светового потока позволяет использовать, без ограничения, любые экспопары для формирования экспозиции.
  • Экономичность. Для формирования импульса требуется меньше энергии, чем при постоянном свете.
  • Безопасность для здоровья. Использование импульсных приборов гарантирует от превышения биологической нормы воздействия яркого света на организм человека.
  • Механизм синхронизации с затвором камеры. Этот механизм позволяет использовать более сложные световые схемы, управлять световым потоком отдельных приборов и, даже, использовать временные задержки для отдельных источников в течение времени экспозиции.

Недостатки импульсных источников:

  • Наглядность настройки отсутствует. До момента вспышки сложно оценить, как именно будет выглядеть свет на объекте, что требует от фотографа предварительного планирования и опыта. Как правило, все источники импульсного света имеют дополнительный, моделирующий источник постоянного света, но его использование также требует опыта.
  • Синхронизация с камерой. Для корректной работы импульсные источники требуют точной настройки синхронного режима, что может добавить сложности при съемке. Как вы уже поняли этот момент можно отнести как к достоинствам, так и к недостаткам импульсных приборов, в зависимости от вашего опыта.

Сравниваем энергетическую эффективность активных источников

Вы наверное замечали, что эффективность импульсных и постоянных источников света производители определяют разными физическими единицами, если для импульсных источников используется Джоуль ─ единица измерения энергии, то для постоянных приборов используется Ватт ─ определяющий мощность.
Всегда есть сильное подозрение, что мощность постоянных источников, указанная на их корпусе, это потребляемая прибором мощность, а не эффективная отдача.

Представьте, что в вашем распоряжении есть два прибора: источник постоянного света мощностью 200 Ватт и импульсный источник с энергией 200 Джоулей.

Как сравнить их эффективность при создании экспозиции? Разберемся.

Источник постоянного света мощностью 200 Вт, создает энергию 200 Дж за одну секунду работы.

Импульсный прибор эффективностью 200 Дж, имеющий длину импульса 1/1000 секунды при максимальной мощности, создает такой же поток энергии в течение 1/1000 секунды.

В приложении к фотографии, это означает, что импульсный источник 200 Дж, создает за 1/1000 секунды такую же экспозицию, как источник постоянного света 200 Вт за 1 секунду, т.е. в 1000 раз быстрей.

Значит , чтобы получить аналогичную экспозицию импульсному прибору достаточно выдержки всего 1/1000 секунды, либо можно выбрать соответствующую экспопару с более открытой диафрагмой.

Работая с постоянными источниками, вы всегда будете иметь несравнимо меньший выбор, например, управляя ГРИП.

Итог: почему фотографы предпочитают импульсный свет

Импульсный свет — самый гибкий инструмент в арсенале фотографа. Его популярность обусловлена рядом преимуществ, которые делают его незаменимым в самых различных ситуациях съемки:

Высокая мощность за короткий промежуток времени

Импульсный свет генерирует мощный световой импульс за доли секунды (от 1/1000 до 1/50000 секунды), позволяя буквально «заморозить» движение. Импульсный свет совершенно необходим в портретной и предметной съемке, где он позволяет очень точно управлять экспозицией.

Эффективное управление экспозицией

Благодаря точному контролю времени и высокой интенсивности импульса, фотографы получают возможность идеально настроить экспозицию. Кратковременный всплеск света помогает добиться оптимальной яркости даже в условиях высоких контрастов, сохраняя детали как в светлых, так и в теневых зонах. Еще импульсный свет предоставляет больше возможностей для управления ГРИП. Как говорят фотографы: “В фотографии лишнего света не бывает!”.

Минимальное тепловыделение

В отличие от постоянных источников, которые могут перегреваться при длительной работе, импульсный свет выделяет тепло крайне ограниченно. Это снижает риск перегрева оборудования и создает комфортные условия как для съемочной команды, так и для моделей.

Точность и гибкость управления

Импульсные источники часто оснащены расширенными возможностями управления: можно точно настроить длительность, силу и направление импульса для каждого прибора. Такая точность позволяет экспериментировать с творческими эффектами и добиваться результатов, которые сложно воспроизвести при использовании постоянного света.

Энергетическая эффективность

За один импульс используется только необходимое для экспозиции количество энергии, что делает импульсный свет не только мощным, но и экономичным. Это важно не только для экономичного расхода электроэнергии, но для рационального использования ресурсов оборудования.

В совокупности эти преимущества делают импульсный свет идеальным выбором для большинства квалифицированных фотографов.

Характер отражения и рассеивания света

Отражение и рассеивание — два фундаментальных явления, определяющих, как свет взаимодействует с поверхностями, и, соответственно, как мы воспринимаем объекты на фотографии.

Отражение света

Когда свет падает на поверхность, его поведение зависит от характеристик материала:

  • Зеркальное (спекулярное) отражение: Если поверхность гладкая и отполированная (как, например, зеркало, стекло или полированный металл), свет отражается почти идеально по закону отражения — угол падения равен углу отражения. Такой тип отражения создаёт резкие блики и чёткие тени. Лучи при зеркально отражении меняют только свой вектор, характер светового потока остается без изменений.
    Пример: Отражённый свет от спокойной водной поверхности может создать совершенно реалистичное отражение на ней.
  • Диффузное отражение: На матовых, шероховатых поверхностях свет рассеивается во всех направлениях от каждой ее точки. Это приводит к более равномерному распределению света, мягким теням и естественному виду объекта.
    Пример: Лицо модели, освещённое рассеянным светом от матовой стены, выглядит объемно и естественно, без резких контуров и бликов. Зеркальное и диффузное отражения светового потока Зеркальное и диффузное отражения светового потока

Как видно на схеме при зеркальном отражении, лучи падают на зеркальную поверхность и отражаются с тем же самым углом. При диффузном отражении, каждый луч света, падая на поверхность, отражается одновременно во всех направлениях, рассеиваясь.

Рассеивание света

Рассеивание — процесс, при котором свет, сталкиваясь с неоднородностями поверхности, разбивается на множество мелких лучей, уходящих в разных направлениях. Этот эффект можно наблюдать как при естественном рассеивании на шероховатых поверхностях, так и при использовании специальных пассивных источников, таких как белые или серебряные матовые отражатели (рефлекторы).

  • Природное рассеивание: Матовые поверхности, облака или даже лёгкий туман рассеивают свет, создавая мягкий и равномерный световой фон. Пример: Портрет, снятый в условиях облачного неба, характеризуется плавными переходами между светом и тенью, что помогает передать рельеф лица без резких границ теней.
  • Рассеивание с помощью пассивных источников: Рефлекторы не только отражают, но и частично рассеивают свет, смягчая его интенсивность и распределяя его по нужной области. Выбор цвета рефлектора (белый, серебряный, золотой) влияет на итоговый характер света, его яркость и цветовую температуру. Женский портрет. Рассеянное освещение. Плэнер. Фото автора Фото автора

Портрет, сделанный в рассеянном солнечном свете, в результате получились очень мягкие тени. Это помогло выразить идею женского обаяния и красоты.

Значение отражения в фотографии

  • Контроль теней и контраста: Понимание того, как различные материалы отражают и рассеивают свет, позволяет точно регулировать границы света и теней.
  • Передача текстуры и формы: Зеркальное отражение может добавить блеска и чёткости, подчёркивая линии и формы, тогда как диффузное отражение помогает смягчить светотени, делая их более реалистичными, подчеркивая ощущение объема.

Таким образом, понимание характера отражения и рассеивания света делает возможным не только предвидеть, как свет будет взаимодействовать с объектом, но и управлять этим взаимодействием.

Особенности освещения: мягкий и жесткий свет

С технической точки зрения, различие между мягким и жестким светом определяется характером переходов между освещенными участками и тенями, а также четкостью границ (контуров) теней.

Жесткий свет создает тени с четко выраженными границами (контурами), мягкий, напротив, делает светотеневые переходы мягкими и плавными (градиентными).

Мягкий свет

Мягкий свет, как сказано выше, характеризуется плавными переходами между светлыми и теневыми зонами. Моменты, влияющие на формирование “мягкого” освещения:

  • Использование больших излучающих поверхностей (крупные софтбоксы, большие диффузоры) позволяет равномерно распределить свет, освещая объект с нескольких направлений. Чем больше площадь излучающей поверхности, тем с большего количества направлений на объект падает свет.
  • Расстояние до объекта. Мягкий свет создается, когда источник света занимает значительную угловую область при взгляде “от освещаемого объекта”. Таким образом, чем ближе, при прочих равных, источник находится к освещаемому объекту, тем более мягкое освещение он создаст.

Жесткий свет

Жесткий свет создает четкие, резкие тени с явно выраженными границами, что важно для создания контрастных изображений.

  • Размер излучающей поверхности. Использование небольших по размеру излучающих поверхностей, направленных источников света (точечные лампы, вспышки без модификаторов, рефлекторы, тубусы) дает жесткий свет. Прямой солнечный свет в ясный день является классическим примером естественного жесткого освещения. Важно помнить, что солнце является точечным источником света для наблюдателя, находящегося на поверхности Земли. Несмотря на свои гигантские размеры, Солнце расположено на таком огромном расстоянии от Земли, что его размеры значения не имеют. Мягкий солнечный свет получается только благодаря рассеиванию солнечного потока в атмосфере, отражению от облаков и т.д. Пример. Так называемый “золотой час” или “режимное время” ─ результат того, что свет солнца, находящегося низко над горизонтом, проходит через максимально толстый слой атмосферы, рассеиваясь при этом.
  • Расстояние до объекта. Размещение источника на большем расстоянии от объекта, усиливает контрастность и жесткость теней, то есть делает освещение более жестким.

Понимание этих зависимостей позволяет точней контролировать характер освещения, адаптируя его для решения конкретной задачи.

Совсем недавно услышал от администратора студии совет о том, что нужно повыше поднять источник с небольшим софтбоксом и увеличить “мощность”, что бы получить “более мягкое освещение”. С одной стороны, администратор не обязан разбираться в вопросах фотографии… с другой, должен, если он отваживается давать советы!

С увеличением расстояния от источника до освещаемого объекта, свет ВСЕГДА становится только жестче, а изменение силы светового потока вообще на характер освещения НЕ ВЛИЯЕТ!

Падающий и отраженный свет

В фотографическом процессе важно различать два типа света: падающий и отраженный. Каждый из них имеет свои характеристики, которые существенно влияют на принятие решения.

Во-первых, светочувствительный элемент камеры, будь то пленка или цифровая матрица, в большинстве случаев, регистрируют падающий свет, об этом я уже писал.

Во-вторых, автоматика фотокамеры регистрирует только падающий свет, то есть тот, что попадает на ее датчики через объектив.

В-третьих, если требуется анализ экспозиции методом декомпозиции светового потока, то исследовать падающий свет намного проще. Об этом методе поговорим чуть позже.

Падающий свет

Падающий свет – это свет, исходящий непосредственно от активного источника (солнечный свет, лампа, вспышка) и падающий на объект, либо свет от вторичного источника, также, падающий на объект съемки.

Интенсивность и направление. Падающий свет характеризуется исходной интенсивностью, направлением и цветовой температурой. Интенсивность светового потока определяется производительностью источника и расстоянием от него до освещаемого объекта.

Измерение. Для оценки падающего света используют инцидентные измерители света, такие как флэшметры. Предсказуемость воздействия. Поскольку свет поступает напрямую, его параметры легко прогнозировать и корректировать с помощью модификаторов (софтбоксы, зонты и т.д.). Изображение прибора. Флэшметр Sekonic L-358 Флэшметр Sekonic L-358

Часто, при сложной схеме освещения, когда одновременно используется несколько источников, требуется определить воздействие каждого из них на результирующую экспозицию.

Чтобы сделать это быстро и точно, используют флэшметры, приборы, позволяющие измерять падающий от каждого источника световой поток отдельно. Этот метод измерения экспозиции, называется декомпозицией.

Отраженный свет

Отраженный свет – это свет, отраженный от поверхности объекта съемки, именно он, чаще всего, создает экспозицию на светочувствительном элементе фотокамеры.

Измененная интенсивность. При отражении часть энергии поглощается поверхностью, поэтому интенсивность отраженного света ниже, чем у создавшего его падающего света. Далее, интенсивность отраженного света падает пропорционально квадрату расстояния от отразившей его поверхности до светочувствительного элемента фотокамеры.

Модификация цвета. Поверхности с различной цветовой температурой могут вносить дополнительные цветовые оттенки, что влияет на итоговый баланс белого и цветопередачу.

Измерение. Оценка отраженного света проводится с помощью рефлексных светомеров. Таким рефлексным датчиком является светочувствительный элемент фотокамеры.

Понимание различий между падающим и отраженным светом позволяет фотографу правильно управлять освещением и контролировать качество изображения, что особенно важно в нестандартных условиях.

Направление светового потока

Направление светового потока определяет, откуда именно падающий свет распределяется по объекту, какие тени формируются и как меняется экспозиция в различных частях кадра. Основным направление принимается направление от камеры на объект.

Фронтальное освещение

Свет падает практически перпендикулярно к поверхности объекта, охватывая его равномерно. Такое освещение, как уже упоминалось выше, называют “заполняющим светом”.

Минимизируются глубокие тени. Создается определяемая световым потоком, интегральная экспозиция на освещаемой поверхности. Женский портрет. Фронтальное освещение. Фото автора Фронтальное освещение. Фото автора

Большой софтбокс расположен прямо за камерой. Мягкие тени на лице почти не создают ощущение объема.

Боковой свет

Свет падает под углом к поверхности, создавая ярко выраженные тени. Такой свет иногда называют “рисующим”. Подобное освещение выявляет текстуру и рельеф освещенной поверхности.

Формируются границы между освещенными и теневыми зонами. Измерение экспозиции требует учета контрастности между светом и тенью. Женский портрет. Добавлен 'рисующий' свет Добавлен “рисующий” свет

Добавлен боковой (рисующий свет), после чего уточнена результирующая экспозиция.

Верхний и нижний свет

Верхний свет

Свет падает сверху, что обычно является естественным для дневного освещения.

Создаются предсказуемые тени под выступающими элементами (например, под линией носа или подбородком). Может потребоваться коррекция экспозиции в затемненных участках.

Балерина в прыжке Фото автора

Основной источник ─ большой октобокс направлен сверху вниз, он создает основной световой поток, еще два “стрип-бокса” создают боковое освещение справа и слева.

Нижний свет

Свет падает снизу, что кардинально меняет привычное распределение теней.

Объект может выглядеть «подрезанным» резкими тенями, особенно в области лица. Применяется в специфических условиях, когда необходимо выделить определённые элементы объекта или добиться специфического визуального эффекта. Часто требует дополнительного освещения для смягчения теней. На практике, такое освещение используется очень редко.

Контровое освещение

Источник света находится позади освещаемого объекта, создавая яркий световой контур.

Основной источник света не освещает непосредственно переднюю часть объекта. Точная экспозиция требует учета как светлого контура, так и затемненных участков объекта, которые могут нуждаться в заполнении дополнительным светом.

В каждом из этих случаев правильная настройка угла падения, выбор расстояния между источником и объектом, а также использование соответствующих измерительных приборов позволяют фотографу точно контролировать экспозицию и распределение света в кадре. Портрет обнаженной девушки в контровом освещениии. Фото автора Фото автора

Единственным источником света был октобокс размером примерно 2.5 метра. На его фоне я снял девушку, вторичными источниками стали серые стены и белый потолок студии, которые обеспечили светотеневой рисунок на теле. Это пример того, как именно может быть использован “контражур”. На практике столь “категоричное” применение контрового освещения встречается очень редко, но как пример подходит отлично.

Цветовая температура

Цветовая температура – это параметр, описывающий спектральное распределение света и определяемый в градусах Кельвина (K). Он основан на принципе излучения идеального чёрного тела, которое при нагреве начинает излучать свет с определёнными спектральными характеристиками (цветами).

При нагреве “чёрного тела” спектр его излучения постепенно сдвигается от красного цвета к синему. Низкие значения цветовой температуры (около 2500–3000K) соответствуют «тёплым» цветам с красноватыми или желтоватыми оттенками, а высокие значения (5000–7000K и выше) – «холодным» цвета с преобладанием оттенков синего. Шкала, демонстрирующая спектр, излучаемый 'черным телом' в процессе нагрева Изображение из сети

Использование Кельвинов позволяет объективно характеризовать источник света и сравнивать его с эталонными условиями. В Фотографии это особенно важно, так как знание цветовой температуры помогает прогнозировать, какой цветовой оттенок будет преобладать в изображении.

Правильная оценка цветовой температуры позволяет управлять цветовым балансом изображения. Поскольку разные источники света (солнечный свет, лампы, вспышки) имеют различную цветовую температуру и важно учитывать этот параметр при съемке.

Баланс белого

Баланс белого – это процесс коррекции цветовой температуры изображения для того, чтобы белое и серое отображалось нейтрально, а другие цвета – естественно.

Современные камеры используют автоматический или ручной баланс белого. Автоматический режим анализирует спектральное распределение падающего света и вносит коррекцию в соответствии с эталоном для компенсации его оттенка.

Ручной баланс позволяет фотографу задать конкретные параметры, используя заготовленные “пресеты” или сравнивая результат с нейтральным эталоном используя, например, “серую карту”.

Инцидентные и рефлексные измерения

При установке баланса белого используются данные как от инцидентного, так и от отраженного света, что помогает корректировать цветовую температуру в зависимости от условий съемки.

Пресеты и ручная настройка

В установках фотокамер есть возможность выбора стандартных пресетов (дневной свет, лампы накаливания, флуоресцентные источники) или прямого ввода значений цветовой температуры.

Баланс белого при съемке в формате RAW

Одним из преимуществ съемки в формате RAW является возможность изменения баланса белого на этапе постобработки. RAW-файл содержит необработанные данные матрицы, без окончательных цветовых корректировок, наложенных камерой. Это позволяет в дальнейшем корректировать баланс белого без потери качества.

Если в момент съемки условия освещения изменились или предустановленный баланс белого не дал нужного результата, позже можно будет внести корректировки, не прибегая к дополнительным съемочным сессиям.

Таким образом, система отсчёта цветовой температуры и правильная настройка баланса белого дают фотографу инструменты для точного управления цветопередачей. При этом использование формата RAW обеспечивает дополнительную гибкость, позволяя корректировать баланс белого на любом этапе обработки без ухудшения качества изображения.

Элементарные световые схемы

Сейчас я расскажу о простейших световых схемах, использующих, как правило, один источник. И перед тем, как начать, хочу обратить ваше внимание на то, что если раньше, рассказывая о направлении светового потока, я учитывал только взаимное расположение камеры, источника света и объекта съемки, то сейчас я введу еще одно понятие, которое называется “ракурс”.

Элементарные световые схемы получили название благодаря тому, что с их помощью можно создавать разнообразные светотеневые решения. Знание элементарных световых схем не сделает владельца фотокамеры фотографом, как, например, умение рифмовать слова не делает школьника поэтом, а овладение техникой штриховки не делает ученика художником.

Тем не менее, есть задачи, реализуемые с помощью элементарных световых схем. Таких схем известно довольно много, если постараться, можно придумать еще…

Умение использовать один источник света, навык необходимый для любого начинающего фотографа… и не только начинающего. Можно добавить, что большинство съемок на “пленэре”, в простейшем случае, ограничены только одним источником света… солнце ведь у нас одно.

Я выбрал для этой статьи несколько схем, наиболее полезных с практической точки зрения.

Короткий свет

Схема “Короткий свет” предполагает, что световой поток направлен так, чтобы освещать часть лица, которая находится дальше от камеры, лицо должно быть повернуто примерно на 3/4 к оптической оси объектива.

Свет должен быть настолько мягким, чтобы обозначались резкие переходы между освещенными и теневыми участками лица.

Такая схема подойдет может быть использована в случае, когда требуется подчеркнуть объем лица и текстуру кожи. Женский портрет. Схема освещения 'Короткий свет' Схема “Короткий свет”. Фото автора

Длинный свет

Источник света направлен так, чтобы освещать сторону лица, обращенную к камере. Лицо выглядит более широким. Используется, когда нужно обеспечить технически ровную экспозицию, без ярко выраженных границ теней. Женский портрет. Схема освещения 'Длинный свет' Схема “Длинный свет”. Фото автора

Раздельное освещение

В этой схеме лицо разделено вертикально на две части: одна освещена, другая – в тени. Лицо портретируемого расположено анфас по отношению к камере. Терминатор, граница между светом и тенью, проходит вдоль оси симметрии лица. Источник света обычно располагается под углом около 90° относительно центральной оптической оси.

Равномерное разделение света требует точного позиционирования для достижения ожидаемого эффекта. Женский портрет. Схема освещения 'Раздельный свет' Схема “Раздельный свет”. Фото автора

Видно, что подобное освещение выявляет детали на освещенной стороне лица… детали выделение которых, я бы назвал нежелательным…

Рембрандтовский свет

Схема получила название благодаря освещению, которое часто использовал в своих портретах выдающийся голландский художник Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн.

Основной свет падает под углом, формируя на теневой стороне лица, под глазной впадиной, световое пятно в виде характерного треугольника. Портрет работы Ре́мбрандта Автор Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн

Подобное освещение часто используется фотографами-портретистами в своих работах, когда требуется технически корректное распределение света для передачи объема и детализации.

Для подобного освещения требуется точная настройка угла и расстояния от источника до объекта. Это нужно для получения правильных пропорций светового пятна-треугольника. Женский портрет. Рембрандтовское освещение. Фото автора Рембрандтовское освещение. Фото автора

Источник света справа от лица девушки, на ее левой щеке световое пятно, это и есть “рембрандтовское освещение”.

Освещение “Петля”

Источник света размещается так, чтобы на щеке образовывалась небольшая петлеобразная тень, обычно между носом и углом рта. Схема используется в портретной съемке для достижения умеренного контраста, где технически важна детализация черт лица. Женский портрет. Освещение 'Петля'. Фото автора Освещение “Петля”. Фото автора

Освещение “Бабочка”

Источник света размещается прямо перед объектом, немного выше уровня глаз, что приводит к появлению симметричной тени в форме “бабочки” под носом. Свет не должен быть слишком мягким, иначе эффект не будет очевидным из-за размытых контуров тени.

Положение источника обеспечивает равномерное освещение верхней части лица. Тень под носом становится четко очерченной, что требует точной экспозиционной коррекции.

Применяется портретной съемке, когда важно обеспечить симметричное и контролируемое освещение. Женский портрет. Освещение 'Бабочка'. Фото автора Освещение “Бабочка”. Фото автора

Портрет снят при солнечном свете, в “режимное время”, когда солнце находилось достаточно низко над горизонтом. Свет умеренно жесткий, поэтому тень в форме бабочки отчетливо видна.

Использование элементарных световых схем

Даже при использовании только одного источника света, можно добиться самых разнообразных вариантов светотеневой картины, изменяя позицию, угол, расстояние до источника света, применяя при этом различные модификаторы света.

Элементарные световые схемы – это базовые модели расположения источников света с учетом ракурса, которые служат отправной точкой для создания подходящего освещения. Представьте их как набросок, с которого начинается вся работа художника.

Сами по себе “схемы” малоинтересны с точки зрения творческой работы, но всякая практика вместе с анализом полученных результатов, полезна на начальном этапе.

С опытом, рассуждения об освещении в терминах “световых схем”, уступают место соображениям о том, с помощью каких приемов можно достичь задуманной светотеневой картины.

Опыт работы со “схемами” помогает понять очень важную особенность экспозиции, которая заключается в том, что всякая экспозиция может быть составной. Это значит, что ее можно подвергнуть декомпозиции и проанализировать каждую из полученных “элементарных экспозиций” по отдельности.

Как это можно применить на практике? Выбирая одну из базовых схем, фотограф получает основу, которую затем можно доработать с помощью дополнительных световых потоков. Это позволяет адаптировать освещение под творческую задачу.

Использование модификаторов света

Модификаторы света позволяют радикально изменять качество световых потоков. Они изменяют направление, распределение, интенсивность и даже цветовую температуру света.

Если провести аналогию с живописью, то в Фотографии модификаторы света играют ту же роль, что разные кисти.

Ниже рассмотрим несколько видов основных классов модификаторов.

Софтбоксы

Софтбоксы – это, наверное, самая разнообразная группа. Софтбоксы бывают различных размеров и форм, если говорить об излучающей поверхности.

Вместе их объединяет конструкция с внутренней отражающей поверхностью корпуса и полупрозрачной тканью, которая служит диффузором. Внутри, как правило, находится еще один диффузор, который обеспечивает более равномерное распределение света по внешней излучающей поверхности.

Благодаря тому, что софтбоксы увеличивают площадь излучающей поверхности, они делают освещение более мягким. Изображение, демонстрирующее устройство софтбокса Фото из сети

На снимке вверху типичная конструкция: корпус из мягкой ткани с отражающей поверхностью, натянутая на металлические спицы (спиц бывает четыре или более), механизм крепления и промежуточный рассеиватель. Сверху натягивается основная рассеивающая поверхность из ткани, которой на изображении нет.

По форме софтбоксы можно разделить на несколько типов. Собственно, софтбокс, имеющий излучающую поверхность прямоугольной формы с соотношением сторон, примерно, от 1:1 до 4:2. Изображение софтбокса Фото из сети

Стрип-софтбоксы, устройства с соотношением сторон, примерно 5:1. “Стрипы” очень удобны тем, что, с их помощью, удобно управлять световым потоком по короткой стороне излучающей поверхности, имея при этом постоянную экспозицию по ее длинной стороне.

Для более точного определения границ светового пятна, “стрипы” часто используют вместе с сотовыми насадками. Изображение стрип-бокса Фото из сети

Октобоксы, как следует из названия, имеют излучающую поверхность восьмиугольной формы, хотя это достаточно условное определение, я использую софтбокс, имеющий 16 спиц и практически круглую излучающую поверхность… называю его “октобоксом”, чтобы не придумывать “особое” название. Изображение октобокса Фото из сети

Есть множество различных по конструкции софтбоксов, но их основная функциональная особенность заключается в том, что они обеспечивают значительное увеличение размеров излучающей поверхности и дают возможность получить более мягкое освещение.

Фотозонты

Фотозонты представляют собой большие куполообразные конструкции на спицах, совершенно аналогичные устройству обыкновенных зонтиков. Они предназначены для отражения и рассеивания светового потока от импульсного или постоянного источника света.

Встречаются фотозонты трех конструктивно разных типов:

  • полупрозрачные, представляющие собой рассеиватели, проходя через их купол, свет рассеивается
  • отражающие, купол которых, на внутренней поверхности, имеет отражающее покрытие белого, серебристого или золотистого цвета, отражаясь от которого световой поток рассеивается. Характер рассеивания и спектр отраженного света зависят от материала покрытия
  • универсальные, представляют собой полупрозрачный зонт, на внешнюю поверхность купола которого, одевается непрозрачное покрытие, превращая зонт в отражающий. На мой взгляд, это не очень удачное решение.

В целом, зонты обеспечивают равномерное распределение света, снижая контрастность теней и создавая мощный световой поток. Фотозонт 'на просвет' Фотозонт “на просвет”. Фото из сети

Фотозонт 'на отражение' Фотозонт “на отражение”. Фото из сети

В отличие от софтбоксов, фотозонты создают менее концентрированный световой поток и создают световое пятно без четких границ. Их главным преимуществом является низкая стоимость и возможность почти мгновенная готовность к использованию.

Рефлекторы

Рефлекторы представляют собой корпус из металла или пластика, имеющий внутреннюю поверхность в форме параболы, покрытой светоотражающим слоем. Рефлектор перенаправляет и концентрирует световой поток от источника. Параболическая форма позволяет направлять свет в виде узкого пучка, что создает жесткое контрастное освещение объекта съемки. Выпускаются рефлекторы с разными угловыми характеристиками: от узкого, концентрированного пучка до более широкого, равномерного распределения света. Наиболее распространены рефлекторы с углом светового потока 60°.

Часто рефлекторы имеют в своей конструкции узел для крепления фотозонта. Рефлектор для студийной вспышки. Фото из сети Рефлектор для студийной вспышки. Фото из сети

Отражатели

Отражатели – это панели из отражающих материалов (матовые белые, зеркальные серебряные или теплые золотые покрытия). Их задача – возвращать часть падающего на них света в нужном направлении.

Отражатели используют для организации дополнительных световых потоков, в качестве вторичных источников света. Отражатели. Фото из сети Отражатели. Фото из сети

В торговых сетях можно найти отражатели разных конструкций и размеров. Как правило, они представляют собой светоотражающую ткань, натянутую на упругий стальной каркас, который можно легко сложить и поместить в специальный чехол для хранения и переноски. Отражатель 5 в 1. Фото из сети Отражатели 5 в 1. Фото из сети

Очень удобны универсальные отражатели, содержащие в комплекте несколько разных светоотражающих и рассеивающих поверхностей, использующих один каркас.

Диффузоры

Диффузоры или рассеиватели – это материалы, например, специализированные ткани или пластик, которые устанавливаются между источником света и объектом, для рассеивания светового потока. Используются для уменьшения жесткости освещения и создания более равномерной экспозицию.

Для удобство использования рассеиватели изготавливают в виде фрост-рам ─ которые являются элементами специальных конструкций, фиксирующих их в нужном положении, либо в виде компактных конструкций, рассчитанных для использования с помощью ассистентов, удерживающих их в нужном положении. Фрост-рама. Фото из сети Фрост-рама. Фото из сети

В магазинах можно купить универсальные и относительно недорогие аксессуары, представляющие несколько полотен, натянутых на гибкий каркас. В такой набор входит несколько отражающих поверхностей разного цвета, ткань-диффузор и “черный флаг” ─ полотнище черного цвета, поглощающее лишние световые блики.

Портретные тарелки

Портретные тарелки — это компактные отражающие модификаторы, специально разработанные для коррекции освещения при портретной съемке. Обычно они выполнены в форме круга или овала и изготовлены из материалов с высокой отражательной способностью (матовые пластики или специализированные покрытия).

Световой поток от источника попадает на поверхность центрального дефлектора и далее, согласно закону отражения, лучи направляются в ее основной отражатель (софтрефлектор).

Такая конструкция создает мягкое и, в тоже время, контрастное освещение. Обычно, портретные тарелки разных диаметров используют в портретной и fashion фотографии. Портретная тарелка Портретная тарелка. Фото из сети

Чтобы сделать световой поток, сформированный софтрефлектором еще более концентрированным, вместе с портретной тарелкой используют сотовую насадку.

Тубусы

Цилиндрические и конические насадки, изготовленные из металла или пластика, которые создают узконаправленный световой поток. Применяются для ограничения распространения света, создания точечных акцентных эффектов или выделения небольших деталей в композиции.

Тубусы часто используют в предметной съемке. Коническая насадка Коническая насадка. Фото из сети

Тубусы комплектуются сотовыми вставками и разноцветными фильтрами.

Сотовые насадки и шторки

Сотовые насадки представляют собой модификаторы, выполненные в виде решетки с ячейками, которые крепятся на излучающей поверхности модификатора. Каждая ячейка ограничивает боковые лучи, выходящие за ее пределы.

Сотовые насадки, не изменяя характер освещения, делают его более концентрированным и сужают угол распространения света за границами светового пятна , что позволяет более точно контролировать световой поток. Сотовые насадки используют в портретной и предметной съемке, когда требуется точный контроль светотеневого рисунка. Сотовая насадка Сотовая насадка. Фото из сети

Сотовые насадки, чаще всего, используются на софтбоксах разных типов, фото вверху, и на рефлекторах, фото внизу. Сотовые насадки Сотовые насадки. Фото автора

Иногда используют шторки, специальные насадки, которые ограничиваю весь световой поток от источника. Шторки. Фото из сети Шторки. Фото из сети

Геливые фильтры

Тонкие пластинки из цветного полимерного материала, которые накладываются на источник света или излучающую поверхность модификатора, корректируя спектральное распределение светового потока. Применяются для изменения спектра и добавления определённых цветовых оттенков в световом потоке.

Характерные заблуждения начинающих фотографов

Я бы выделил три группы наиболее часто встречающихся фундаментальных ошибок, связанных с постановкой освещения.

Ошибочное представление об освещении в целом

Я уже упоминал о неверном восприятии роли света в фотографии, которое возникает у начинающих под воздействием некомпетентных “экспертов”.

Важно понять, что свет это только инструмент, как хорошая скрипка, из которой можно извлечь чудесную мелодию… или душераздирающий визг. Результат совершенно не зависит от инструмента…

Свет, это только инструмент, который не обладает сакральностью. Студийное оборудование может долго истязать дилетант, а затем мастер может с его помощью сделать отличные работы.

Если есть что-то о чем следует говорить “с придыханием”, то это умение использовать технические средства для создания гармонии!

Слышали этот вопрос: “Какой камерой снимали? Что за объектив?”. Уже догадались, кто задает подобные вопросы?

Потеря контекста

Довольно часто, полученная светотеневая, картина никак не поддерживает очевидное смысловое решение, концентрируя внимание зрителя на малозначимых объектах и отвлекая его от идеи.

Довольно распространены случаи, когда светотеневое решение вступает в конфликт с другими выразительными средствами визуальной конструкции, внося в нее хаос.

Цирковой слон тщательно обмакивая кисть в ведро с краской, размашисто рисует на листе “картину”… вы готовы воспринимать это как артефакт? А фотография, где тень бездумно навели на свет, это искусство?

Свет ─ один из инструментов, позволяющих выразить идею произведения и больше ничего!

Роль светотеневого рисунка

При съемке крупным планом, довольно часто, тональная перспектива становится важнейшим признаком объема для нашего восприятия, опережая, по значимости, даже линейную перспективу. В частности, это распространено в портретной фотографии.

Светотень должна создавать иллюзию объема в изображении на плоскости, каким является фотография ─ это чаще всего, но бывает, что светотеневой рисунок сам по себе выражает идею… фотограф должен научиться понимать смысл своих действий. Абстрактное изображение человеческих пальцев и морской гальки. Автор Б.Брандт Б.Брандт

Заключение

“Умение использовать свет необходимо для фотографа”… звучит, как наставление первокласснику о необходимости заучивать таблицу умножения или вроде того.

На самом деле, без умения работать с освещением нет ни фотографа, ни художника, ни скульптора, как нет композитора без слуха… кроме Л.Бетховена.

Если есть уверенность, что в фотографии вы уже “бетховен”, то искренне приношу извинения за время, которое потрачено на чтение этой статьи… Для всех остальных скажу: “Коллеги, учитесь работать со светом, не зацикливайтесь на шаблонах, придумывайте собственные решения… ну и развивайте насмотренность! Успехов вам!