Перейти к содержимому

Обнаженная девушка. Чернобелая фотография Фото автора

То, что я хочу рассказать в этой статье, касается не только и не столько жанра NU, но всякой истории, когда фотограф сознательно привлекает внимание зрителя с помощью сюжета, напрямую влияющего на определенные чувства и инстинкты.

Снимая милых котиков и енотов, такой фотограф часто даже не отдает себе отчет в том, что аплодисменты предназначены не его мастерству художника, а проекции “милого существа” на человеческое сознание.

Случай, когда для этого используют красивых девушек, наверное, самый распространенный в практике.

“Легкий путь” в фотографию

Я заметил, что определенная часть начинающих фотографов, уже на этапе обучения, начинает выбирать “откровенные” темы для выполнения учебных заданий.

Наивная хитрость заключается в том, чтобы привлечь внимание преподавателя “объектом”, вызывающим естественный интерес…

В этом кроется первая ошибка: “привлечь внимание” неискушенного зрителя, не равно “заслужить уважение” профессионального сообщества. Следствие: фотография обнаженной девушки не синоним интересного и технически грамотного снимка. В этом может скрываться опасность. Такие “эксперименты” приводят новичка к зацикливанию на NU и, к тому, что одобрение неискушенных в фотографии зрителей, становится для него своеобразным наркотиком… посмотрите вокруг, вы увидите довольно много таких фотографов.

Чтобы проверить этот тезис, достаточно привести в пример работу, сюжет которой, не соответствует общепринятым представлениям “о привлекательности”… Девушка с гитарой, сидящая в кресле. Автор Ян Саудек Ян Саудек

Сразу выясняется, что творчество Саудека не принимает подавляющее большинство тех, кто всегда готов аплодировать изображениям молодых, не полностью одетых красоток, на очень слабых, любительских фотографиях…

Не так должна выглядеть привлекательная, в глазах большинства интересантов, женщина.

Сова и глобус

Несколько слов о связи Автора с его произведением… вспоминайте уроки Литературы в старших классах, а именно то, что касается анализа литературных произведений ─ наивные объяснения того, почему, будучи рабовладельцами, великие литераторы горой стояли за свободу и счастье простого народа.

Вы уже поняли, что речь идет о распространенном “научном” методе, который называется “натягивание совы на глобус”. Цель заключается в том, чтобы получить ожидаемый результат, независимо от того, что подсказывает здравый смысл.

В нашем случае, речь идет о доказательствах несуществующего “мастерства”, пусть даже подтверждением служит восхищение женской красотой, а не достоинствами работы.

Незадачливому автору остается только принять положительные отзывы на свой счет и убедить себя в том, что это оценка его работы… договориться с самим собой несложно и вот, условная сова уже натянута на глобус.

Выбор зрителя

Заголовок двусмысленный: с одной стороны, речь о том, какого зрителя выбирает фотограф, с другой ─ кто, те люди, которые интересуются вашими работами. Впрочем, это очень связанные вещи.

Чье признание вам ценней? Условно разделим потенциальных ценителей на три группы:

  • близкие и родственники “моделей”, которые всегда готовы поддержать
  • любители физической красоты, здесь первостепенную роль играет степень “откровенности” сюжета работ
  • профессионалы-эстеты, эти всегда чем-то недовольны, им очень трудно угодить, они всегда находят к чему “придраться”, но именно от них можно услышать конструктивное мнение.

К первой группе относятся друзья и родственники ваших “моделей”, ваши фотографии будут оцениваться с точки зрения того, насколько предложенные образы соответствуют представлениям зрителей. Эту группу характеризует субъективный подход и их мнение будет относиться только к соответствию представленных вами образов мнению “родных и близких”. Если вы “правильно”, на их взгляд, представили модель, вас вознесут на пьедестал… либо низвергнут в ад.

Во вторую группу входят ценители красивого тела и сопереживающие. Первые будут оценивать физические кондиции изображенных людей и обсуждать их нравственный облик. Вторые ─ приводить в пример себя, своих знакомых и давать рекомендации о том, как достичь совершенства в их представлении. Это самая многочисленная группа в пабликах, в которых начинающий фотограф рискует показать свои снимки.

Третья группа ─ люди действительно разбирающиеся в фотографии, имеющие представление о гармонии и композиции… не факт, что их суждения будут всегда верны, но если вы объективно желаете извлечь пользу для своего роста, имеет смысл читать лишь мнения представителей этой группы. Третья группа ─ самая немногочисленная, часто ее представители просто отсутствуют в конкретном обсуждении.

Решать, естественно вам, но нужно честно признаться себе, чего именно вы ожидаете услышать и какую цель преследуете своими публикациями.

О смысле

Начну с исторического инцидента, который стал известен благодаря снимку фотографа и журналиста Э.Адамса. Расстрел пленного вьетконговца. Автор Э.Адамс Э.Адамс

Фотография “Казнь в Сайгоне”, на ней изображен момент убийства пленного вьетконговца генералом южновьетнамской полиции Нгуен Нгок Лоаном. Считается, что это самая известная фотография Вьетнамской войны, ее появление в какой-то мере стимулировало антивоенное движение в США…

Есть одна деталь, которая не отменяет тот факт, что убийство пленного остается военным преступлением, но этот факт дает объяснение событию, изображенному на фотографии.

Казненного человека звали Нгуен Ван Лем, он был полевым командиром Вьетконга, лично участвовал в уничтожении мирных жителей и был пленен на месте преступления. Автор фотографии, узнав истинную сторону истории, сделал все, чтобы предать ее максимальной огласке…

Не всегда, то что снято или написано по мотивам реальных событий, имеет отражение в этой самой реальности. Бывает, что интерпретация искажает реальность, но остается самодостаточным произведением искусства или литературы.

От реальности до абстракции

Любое изображение можно условно расположить на оси, значения которой меняются от максимальной “документальности” до совершенно абстрактных изображений, смысл которых только в форме. Женщина, лежащая на стуле в неестественной позе. Девушка на фоне моря. Автор Петер Линдберг П.Линдберг

Где на упомянутой выше оси вы хотите видеть свои работы? Если ближе к полюсу “формы”, насколько они интересны в этом ключе? Насколько в них доминирует форма? Либо на первом месте “реальность”? Как вы определите работу Линдберга, расположенную выше?

На мой взгляд, несмотря на реалистичность всего, что изображено: девушки, моря и стула, эта совершенно оторванная от реальности гармония великолепна благодаря абсурдному сюжету и визуальным средствам… Проще говоря, научить ребенка чему-нибудь светлому с помощью этой работы затруднительно, а вот получить эстетическое наслаждение от ее созерцания легко и естественно.

О чем вы думаете перед спуском затвора… не рассказывайте этого вслух, но возможно такой простенький самоанализ поможет немного изменить направление вашего творческого развития.

Идея должна казаться интересной еще до начала съемки. Что из перечисленного ниже, вам кажется стоящим внимания?

  • девушка пытается прикрыть одной рукой грудь, другой ─ промежность. При этом ее тело гармонично изогнуто, благодаря пропорциям этого тела.
  • вид на город с крыши здания во время заката/восхода солнца
  • модель стоит картинно облокотившись на красивый байк/кабриолет/самолет
  • терьер носится по пляжу, пытаясь играть в фрисби
  • парочка сидит в гламурном кафе с бокалами вина/стаканами самогона/чашечками кофе

Что из перечисленного, можно использовать как идею для съемки? И все и ничего!

Все перечисленное, очень общие представления, которые фактически не представляют идеи для съемки.

Для съемки требуется детально проработанные сюжеты, например, последняя из предложенных тем “парочка сидит в гламурном кафе”:

Где-то на столе спряталась шкатулка с кольцом, заметная зрителю, на коленях у мужчины виден элегантный букетик цветов. Интрига в том, что это момент за секунду до того, как молодой человек сделает предложение… Без интересной идеи фотография не получится, можно к камере не тянуться, но если есть сюжет пусть наивный и простой, то снимок может доставить кому-нибудь радость.

Расталкивайте свой мозг, к моменту съемки в вашей голове должна быть сформирована идея во всех деталях… иначе оставайтесь дома, читайте книги, смотрите альбомы и ешьте шоколад: глюкоза стимулирует работу мозга!

О форме

Красота не исключает наличие смысла… И красивое изображение не обязательно предполагает обнаженность, эта ирония относится к названию статьи.

Эстетика, как выражение гармонии, в фотографии всегда должна присутствовать в той или иной степени. Зритель обязательно оценит ваш выбор… Тот зритель, которого вы выбрали для себя.

Большая ошибка считать, что эстетика, на грани эпатажа, дает больше шансов на успех, все наоборот, требуется вкус, чтобы удержаться на этой грани, что очень непросто. Портрет девушки с пышной прической, засунувшей палец в рот. Автор С.Майзел С.Майзел

Другая опасность, оказаться академически скучным или, наоборот, вульгарным ─ фотограф должен находиться в неустойчивом равновесии, это способствует интересным решениям. Натюрморт с яйцом. Красивый светотеневой рисунок. Автор Й.Судек Й.Судек

Увидеть красоту легче, чем придумать, поэтому нужно развивать насмотренность… Прозвучало несколько назидательно, но как еще донести этот посыл?

Попробую сказать проще: не стягивайте с модели трусы, пока не придумали, что будете делать дальше!

Мудрый пример из жизни фотографа

Я уже рассказывал об этом в другой статье, поэтому, возможно, вы уже слышали от меня эту историю… Приношу извинения, но пример хорош и он к месту!

Лет двадцать назад я впервые оказался в Париже… для парня, который родился в СССР, мягко говоря, неординарное событие. Неделю я петлял с камерой по городу, старательно обходя Эйфелеву башню. Что может быть банальней, чем сделать сто триллионный снимок достопримечательности?

Но вернуться из Парижа, не раскрыв тему Эйфелевой башни, невозможно! Я отправился в ее направлении, надеясь, что по дороге, что-нибудь придет в голову…

Фрагмент тела черного мужчины, который держит в руке связку сувениров в виде Эйфелевой башни. Фото автора

На площадке сновали торговцы сувенирами. Ребята продавали всякие безделушки, связанные с Парижем и всем своим видом показывали, что торгуют без одобрения французских властей. Получился такой снимок, напоминающий о Париже, Эйфелевой башне, незаконной миграции, колониальном прошлом и т.д. Конечно, это не выдающаяся фотография, но уж точно, она интересней очередного изображения знаменитой башни!

Модель против фотографа

Когда вы снимаете известный артефакт или красивую женщину, будьте уверены, что все аплодисменты касаются объекта съемки, а субъектностью обладают создатель Эйфелевой башни, красивая девушка, ее родители, фитнес-тренер, возможно, ее пластический хирург. В глазах рядового обывателя вы просто владелец камеры, по совместительству штатив для нее.

Чтобы изменить этот прискорбный факт, фотографу приходится работать головой, ведь фотография ─ это продукт мозговой деятельности.

Возможно сделать интересные фотографии чего угодно, даже мусорной кучи… но и божественное совершенство женского тела не вытащит в одиночку убогую идею и ее автора.

Почему женское тело так часто становится объектом фотографирования? Не догадываетесь? Это “секрет Полишинеля”! Три основных инстинкта движут человечеством:

  • инстинкт самосохранения
  • инстинкт сохранения группы
  • инстинкт сохранения вида

На двух базируется интерес большинства к противоположному полу. Уровень этого интереса регулируется социальным контекстом: попробуйте предъявить обнаженную женскую грудь члену первобытного племени, где не в ходу одежда… он не поймет в чем “фишка”, а если тоже проделать с носителем пуританской морали..? Думаю, не стоит так делать!

Об этом “парадоксе” знают все, без исключения, поэтому у начинающих фотографов сразу появляется плодотворная мысль об “уникальном и хитром” приеме, который позволит мгновенно привлечь внимание к своей персоне и “творчеству”.

Неумело сделанное изображение красивой девушки вызывает интерес так же, как рисунок голой женщины, сделанный на крышке школьного стола прыщавым второгодником, привлекает внимание его младших товарищей, измученных пубертатом.

Простая мысль, в данном случае, модель, верней ее сексапильность, затеняют все старания посредственного фотографа, делая его и его работу аналогом камеры наблюдения.

Конечно, аплодисментов будет много, но задумайтесь, кому они предназначены!

О коммерческом успехе

Спросите человека, далекого от фотографии, как он отличает хорошие фотографии от плохих, соответственно, работы “настоящего профи” от работ дилетанта.

В списке “преимуществ” будут “яркие цвета”, “резкость”, еще несколько признаков, в зависимости от эрудиции собеседника и два важнейших факта: мнение знакомых и то, насколько выгодно люди на фотографиях отличаются от себя в реальности.

Понимаю, что написанное выше соответствует концепции “Неважно, как вы снимаете, важно, как вы продаете!”. Но есть другая концепция “Неважно, сколько вы зарабатываете, важно кто ваши почитатели!”. Истина, как всегда, где-то посередине и ее точное расположение неизвестно никому!

Последняя история. В далеких 80-х, теперь нужно указывать, что речь идет о прошлом веке, в нашем городе появилась свадебная “фишка”: все молодожены ехали фотографироваться в единственный фотосалон, где “умели делать красивые цветные фотографии”. Секрет был прост, предприимчивые ребята договорились с лабораторией “Kodak” в Сочи, которая появилась после Олимпиады. Они отправляли туда пленки на проявку и печать… Недавно, я достал снимки почти сорокалетней давности и ужаснулся! Это был настоящий “испанский стыд”, из-за того, что когда-то они казались мне замечательными! Но время, по счастью, позволило мне измениться и все расставило по местам.

“Назидательный” вывод

Если есть твердое желание стать интересным фотографом, не отвлекайтесь на съемку “эйфелевых башен”, голых девчонок и красивых механизмов. Успеете это сделать позже, когда вашему сознанию откроется Истина или что-то схожее с ней.

Плодить изображения “Шурочки из бухгалтерии танцующей на корпоративе компании “Свадьбы и похороны”, можно лишь за очень большой гонорар и только с условием, что ваша фамилия не будет фигурировать в публикациях.

Для создания интересных снимков, в качестве объектов съемки, подойдет мусорный бак и бродячая собака, для этого не нужно тащиться в Антарктиду, весь мир должен умещаться в вашей голове… об этом я подробно расскажу в следующей статье!

Если вы это понимаете, впереди у вас много интересного, если нет ─ кто-то, что-то не рассказал вам в детстве… но все можно исправить, было бы желание! Портрет старой женщины в шляпке с вуалью. Автор Диана Д.Арбус