Перейти к содержимому

Студийный портрет молодой женщины, демонстрирующий использование глубины резкости. Автор Ю.Гуревич Ю.Гуревич

Введение

Глубина резкости (Depth of Field, DOF) — один из ключевых инструментов визуального языка фотографии. Управляя зоной резкости, фотограф способен не только акцентировать внимание зрителя на главном объекте, но и создать ощущение пространства, глубины и установить определенный эмоциональный настрой.

Художественное размытие, или боке, служит своеобразным «визуальным фильтром»: мягко отделяя важные объекты от фона, оно добавляет в кадр эстетическую гармонию и подчёркивает форму, фактуру, светотень.

В портрете боке придаёт образам интимность и лиричность, в макрофотографии — вырывает крошечный мир маленьких объектов из будничного окружения.

Мы последовательно рассмотрим три главных «регулятора» глубины резкости — диафрагма, фокусное расстояние и расстояние до объекта (дистанция фокусировки) — а также их сочетания.

Вы поймёте, как композиция и гештальт‑принцип «фигура‑фон» усиливают восприятие снимка: от портрета до макро.

Теория глубины резкости

Определение и терминология: DOF (Depth of Field), зона резкости

Глубина резкости (англ. Depth of Field, DOF) — это диапазон расстояний перед и за точкой фокуса, в котором объекты воспринимаются достаточно резкими.

Нужно добавить, что в источниках на русском языке, обычно используется термин “глубина резко изображенного пространства”, сокращенно “ГРИП”.

Внутри этой зоны зрение не способно «заметить» мягкость перехода в нечеткость, и, следовательно, элементы кадра выглядят четко очерченными.

Границы зоны резкости определяются тремя ключевыми точками: ближайшей, центральной (фокусной) и дальней. Всё, что находится ближе ближайшей или дальше дальней точек, оказывается вне зоны, и изображается размытым.

Основные параметры, влияющие на глубину резкости

Глубина резкости (DOF) формируется под воздействием трех главных факторов:

  • Диафрагма (f‑число). Чем ниже значение диафрагмы (шире апертура, например f/1.4–f/2.8), тем уже зона резкости; при высоких f‑числах (f/8–f/16) DOF расширяется. Это происходит потому, что узкая апертура ограничивает пропуск света, уменьшая конус расходящихся лучей, от точки фокуса к сенсору камеры.

  • Фокусное расстояние объектива. Длиннофокусные объективы (например 85 мм и более на полном кадре) создают более мелкую зону резкости по сравнению с широкоугольниками (24–35 мм), при прочих равных параметрах.

  • Расстояние до объекта съёмки. Чем ближе вы подходите к объекту съемки, тем менее глубоко проецируется зона резкости. При макросъёмке (например 1:1) DOF может составлять считанные миллиметры. Наоборот, при удалении на несколько метров зона ощутимо расширяется.

  • Размер сенсора и кроп‑фактор ─ четвертый фактор, который не существует. Довольно часто можно услышать о ещё одном «факторе» — размере сенсора камеры. Когда говорят, что на глубину резкости влияет фокусное расстояние объектива, чаще всего не уточняют, о каком именно «фокусном расстоянии» идёт речь. Владельцы фотокамер с кроп‑фактором, говоря о фокусном расстоянии, имеют в виду «эквивалентное фокусное расстояние», поэтому возникает путаница: на глубину резкости влияет геометрическое фокусное расстояние, в то время как угол обзора в камере с кропом зависит от значения кроп‑фактора, который и определяет эквивалентное фокусное расстояние.

Это значит, что переставляя объектив с “полнокадровой камеры” на камеру с матрицей, диагональ которой меньше, мы получаем изображение с меньшим углом обзора (приближенное), но с такой же глубиной резкости и ошибочно утверждаем, что у камеры с меньшим сенсором глубина резкости больше.

На самом деле меньший сенсор просто “обрезает” периферийную часть кадра — это то же самое, что сделать “кроп” в графическом редакторе кадру с полнокадровой матрицы. Разве это изменит зону резкости снимка? Конечно, нет! Схема, объясняющая, чем отличаются кадры, полученные с помощью матриц с кроп-фактором. Автор Ю.Гуревич Ю.Гуревич

Схема вверху показывает, как отличаются снимки полученные камерами с сенсорами разного размера.

Примеры: сравнение «глубокой» и «мелкой» глубины резкости

  • Пейзаж при f/11–f/16. Узкая диафрагма позволяет «разместить» передний план, средний план и фон внутри зоны резкости, что важно для передачи масштаба природы или точного изображения архитектурных объектов. Ночной пейзаж, демонстрирующий глубину резкости, включившую в себя все планы фотографии. Автор Ю.Гуревич Ю.Гуревич

  • Портрет при f/1.2–f/3.5. Широкая апертура изолирует модель от заднего плана, создавая мягкое, гладкое боке, при котором взгляд зрителя фиксируется на глазах и мимике. Портрет молодой женщины, демонстрирующий малую глубину резкости. Автор Ю.Гуревич Ю.Гуревич

  • Макрофото цветов. На близком расстоянии, даже при f/11–f/16 глубина резкости (DOF) невелика: весь фон и даже часть самого цветка могут раствориться в размытом фоне, что усиливает «минималистичную» выразительность. Макрофотоография цветовЮ демонстрирующа малую ГРИП. Автор Ю.Гуревич Ю.Гуревич

Понимание этих зависимостей позволяет интуитивно выбирать сочетания параметров для достижения желаемого визуального эффекта: будь то максимальная резкость всей сцены или художественная «мягкость» фона.

Диафрагма (апертура)

Как значения диафрагмы (f‑числа) влияют на глубину резкости (DOF)

Диафрагма (апертура) — это регулируемое отверстие внутри объектива, через которое проходит свет. Её размер обозначается f‑числом (например, f/1.4, f/2.8, f/8 и т. д.) и прямо влияет на глубину резкости:

  • Малое f‑число (широкая апертура). При открытой диафрагме (f/1.2–f/2.8), отверстие в объективе велико, лучи идут под разными углами и вне фокуса быстро расходятся, создавая сильное размытие. В результате зона, где изображение остаётся резким, сужается. Мы получаем малую глубину резкости: главный объект «отрывается» от фона, который мягко размывается.

  • Большое f‑число (узкая апертура). При закрытой диафрагме (f/8–f/16 и более), через маленькое отверстие свет падает на поверхность сенсора почти под прямым углом — всё, что дальше или ближе фокуса, всё ещё выглядит резким. Узкая апертура подходит для пейзажей, архитектуры и ситуаций, когда нужно всю сцену разместить в зоне резкости.

Таким образом, регулировка f‑числа позволяет регулировать художественный эффект размытия или, наоборот, добиваться максимальной чёткости по всему кадру.

Примечание: при очень узких диафрагмах (f/16 и ниже) следует учитывать эффект дифракции — мелкие детали могут слегка «мягчиться» из‑за интерференции света на краях отверстия диафрагмы. Такой эффект называется “дифракционное ограничение диафрагмы”.

Практические советы: баланс резкости и светосилы

  1. Учитывайте дифракцию
    Не злоупотребляйте f/16–f/22 на матрицах с мелкими светочувствительными элементами (пикселами): чёткость может снижаться из-за дифракционного ограничения диафрагмы. Этот предел, для камер с полноразмерным сенсором и разрешением 20-24 МП, находится в районе f/11.

  2. Следите за светосилой объектива
    Объективы с максимальной апертурой f/1.2–f/1.4 обычно намного дороже и крупнее. Решайте, оправданы ли стоимость, вес и габариты ради художественного боке. Кстати, высокая светосила не гарантирует красивую “нерезкость”, оптическая схема и качественное исполнение очень дорогих объективов, как правило, обеспечивает это.

  3. Используйте режим приоритета диафрагмы
    В режиме A/Av камера сама подбирает выдержку, удерживая заданное значение диафрагмы. Это удобно для оперативной съёмки, но контролируйте выдержку: при слабом освещении может получиться смазанное изображение из-за длительного экспонирования кадра.

  4. Компенсируйте экспозицию
    При открытой диафрагме (f/1.4–f/2.0) на ярком солнце используйте ND‑фильтр, чтобы избежать пересветов и, одновременно, сохранять контроль над глубиной резкости.

Фокусное расстояние объектива

Широкоугольные vs. телеобъективы

Фокусное расстояние определяет, угол зрения (обзора), то есть то, насколько большой участок сцены попадет в кадр.

  • Широкоугольные объективы (обычно 14–35 мм на полном кадре) имеют больший угол обзора. При том же значении диафрагмы они дают более глубокую зону резкости: задний план находится в фокусе дальше от точки фокусировки. Это связано с тем, что лучи света проходят через объектив под меньшими углами к оптической оси, в результате глубина резкости (DOF) становится визуально больше.

  • Телеобъективы (например 70–300 мм и длиннее) имеют более узкий угол обзора. В телеобъективе даже незначительное смещение объекта от плоскости фокуса сразу даёт заметное размытие, поэтому фон выглядит особенно мягким и при тех же апертуре и расстоянии до объекта, глубина резкости (DOF) получается значительно уже, а фон — гораздо более размытым.

Выбор объектива под задачи портрета, макро и репортажа

  • Портрет: традиционно рекомендуют 85–200 мм (полный кадр). Такое фокусное расстояние даёт приятное стилистическое сжатие перспективы и очень малую DOF при f/1.4–f/5.6 (в зависимости от конкретного фокусного расстояния), что позволяет легко изолировать модель от фона.

  • Макро: для съёмки мелких объектов (масштаб 1:5 и более) используют специализированные макрообъективы 60–150 мм. На близком расстоянии до объекта съемки, даже при закрытой диафрагме, DOF оказывается в пределах нескольких миллиметров, что подчёркивает детали объекта и стирает фон. Более того, получить макрофотографию, в которой вся сцена входит в DOF, практически невозможно без использования специальных техник .

  • Репортаж и уличная съёмка: универсальные зумы 24–70 мм или 24–105 мм позволяют быстро менять угол обзора без смены объектива. При f/2.8-f/5.6 они обеспечивают достаточную светосилу и умеренную нерезкость фона. Но получить красивое художественное размытие от зум-объектива, даже дорогого, очень проблематично!

Расстояние до объекта съёмки

Влияние дистанции до объекта съемки на глубину резкости

При прочих равных (апертура, фокусное расстояние) уменьшение расстояния до объекта резко сужает DOF.
Это происходит потому, когда вы изменяете расстояние до объекта съемки — скажем, на 10 см, важно понимать, какаю долю от полного расстояния до объекта составляет изменение ─ значительную или незначительную:

  • При большом расстоянии до объекта (например, вы стоите в 10 м от объекта), укоротить дистанцию на 10 см значит изменить её всего на 1 %. Это даст совершенно незаметную разницу в DOF.

  • На близком расстоянии (вы на расстоянии 1 м от объекта), те же 10 см — это уже 10 % изменения. Лучи после фокальной точки расходятся гораздо сильнее, пятно нерезкости заметно крупнее.

Таким образом, степень изменения границ зоны резкости зависит от отношения изменения дистанции до объекта и абсолютной величины этой дистанции.

На практике это означает, что если изменить расстояние до объекта при макросъемке с 1 м до 0.9 м, то это приведет к довольно значительному изменению границ DOF, если внести такое же изменение в портретной съемке, уменьшив расстояние с 3 м до 2.9 м, то это практически не приведет к изменениям границц DOF.

Композиция и размещение объектов

Грамотная композиция — неотъемлемая часть выразительного кадра. Даже при идеальных технических настройках, если объекты расположены неидеально, снимок может потерять выразительность, визуальный баланс и даже смысл.

Как удалять отвлекающие элементы в фоне

  • Выбор ракурса и точки съёмки. Измените положение камеры, чтобы в кадр не попадали объекты нарушающие его гармонию (8ветки, столбы, яркие пятна или люди*). Часто достаточно совсем немного изменить ракурс, чтобы отвлекающий объект исчез из кадра.

  • Изменение угла съемки. Наклоните камеру вверх или вниз — изменив положение горизонта, вы выведёте из кадра ненужные детали и сделаете композицию чище.

  • Минимализм через глубину резкости. Широко открытая диафрагма поможет «размыть» отвлекающие объекты в фоне, но сначала убедитесь, что они не пересекают контур сюжетно-значимых элементов композиции. Удаление отвлекающих элементов в фотографии. Автор Ю.Гуревич Ю.Гуревич

Требовалось показать студийную съёмку артистов балета, для чего в кадр включили специальное оборудование. Сработавший источник дал яркое пятно, отвлекавшее взгляд от главного, поэтому фокусное расстояние было увеличено, а ракурс немного изменён. В результате софтбокс, мешавший восприятию кадра, из него исключили.

Управление светом и тенью: усиление эффекта размытия

  • Контровой свет. Съёмка против солнца или яркого источника создаёт вокруг объекта ореол света и подчёркивает контуры, визуально усиливая размытие фона.

  • Боковой свет. Лучи, падающие сбоку, подчёркивают текстуру и форму главного объекта, а части фона, освещённые слабее, визуально «отодвигаются» в глубину кадра.

  • Игра бликов. Отражения на воде, каплях росы или металлических поверхностях создают мелкие световые пятна в зоне нерезкости, что делает фон более «живым» и интересным.

Расположение объекта относительно фона

  • Расстояние до фона. Чем дальше расположен объект от фона, тем сильнее размытие. Старайтесь ставить модель или предмет на достаточном расстоянии от фона, чтобы получить равномерное размытие.

  • Выбор однотонного или нейтрального фона. Однотонная стена или равномерная зелень листвы создают гладкий, ненавязчивый фон, который не «конкурирует» с главным элементом за внимание зрителя.

  • Учет линий и форм. Расположите объект так, чтобы линии (ветки, ограды, архитектурные элементы) в фоновом пространстве не «врезались» в контур объекта съемки. Они должны либо быть размытыми элементами фона, либо вести взгляд к смысловым и зрительным центрам.

Восприятие изображения: гештальт‑принцип «объект‑фон»

Гештальт‑принцип «объект‑фон» (иногда его называют «фигура‑фон») описывает, как наш мозг делит визуальную сцену на главный объект и окружающее пространство. В фотографии этот принцип помогает сделать кадр более выразительным и понятным — зрителю сразу очевидно, что является центром, а что служит фоном.

Суть принципа «фигура‑фон» и его роль в фотографии

В этом принципе все достаточно просто:

  • Фигура (объект) — то, на чем сосредоточено наше внимание.

  • Фон — всё остальное в кадре, что создаёт контекст, но не должно слишком отвлекать от главного.

Наш мозг автоматически отделяет фигуру от фона, когда между ними есть различие по яркости, цвету, резкости или форме, тем самым он создает первичную структуру, удобную для восприятия изображения. В фотографии мы можем акцентировать внимание, управляя зоной резкости: главный объект выделяется в кадре, а размытый фон уходит на задний план. Это упрощает восприятие и сразу показывает, на что следует направить внимание.

Как контраст между резким объектом и размытым фоном усиливает визуальное восприятие

  • Резкость vs. размытие.
    Сильная разница в резкости между главным объектом и фоном создаёт визуальный «барьер»: наш взгляд сначала задерживается на резком элементе и лишь затем скользит по остальному пространству кадра.

  • Яркость и цвет.
    Даже если фон цветной, его мягкое размытие сглаживает переходы и заставляет взгляд не отвлекаться на детали. Если объект ярче или контрастнее, он дополнительно фиксирует внимание.

  • Формы и силуэты.
    Размытый фон стирает текстуры, оставляя лишь общие «кляксы» цвета и света. Это позволяет фигуре проявиться в виде чётких контуров и не сливаться с шумным окружением.

Приёмы построения кадра с учётом «фигура‑фон» для акцента на главном сюжете

  1. Расстояние до фона.
    Чем дальше объект от элементов заднего плана, тем сильнее размытие. Старайтесь расположить модель или предмет так, чтобы он не «сломал» легкое восприятие кадра.

  2. Выбор простого фона.
    Лучше работать на однотонной поверхности, без контрастных оттенков цвета — тогда даже слабое размытие сделает фон нейтральным.

  3. Композиционное разделение.
    Поместите объект в одну из третей кадра (правило третей): так зритель сразу выделит главное в композиции. Фоновая часть при этом займёт остальную площадь, но не будет конкурировать со значимостью фигуры. Использование световых пятен. Маленькие яркие «блики» или точки света на фоне превращаются в красивые кружки боке. Они добавляют настроения, но благодаря размытому фону не конкурируют с главным объектом.

  4. Контраст по тону.
    Если модель одета в тёмное, разместите её на светлом фоне. Разница в тоне усилит восприятие фигуры на фоне.

Примеры работ мастеров фотографии

Разбор работ мастеров фотографии позволяет взглянуть на те же приёмы управления глубиной резкости и композицией в реальном творческом контексте.

Вместо абстрактных формул, правил и теорий мы увидим примеры того, как фотографы разных эпох превращали технические возможности в выразительный художественный язык.

Важно не копировать приемы буквально, а обратить внимание на детали: выбор точки фокуса, игру света и тени, отношения между фигурой и фоном, конструкцию кадра. Такой разбор полезен — он даёт наглядные примеры того, как абстрактные понятия превращаются в инструмент в руках мастера и помогают создавать замечательные фотографии.

Yousuf Karsh “Georgia O’Keeffe, 1956”

Georgia O’Keeffe, 1956. Автор Yousuf Karsh Yousuf Karsh

Я специально взял в качестве примера эту работу Карша: в ней нет агрессивной нерезкости и пустого фона, во всём чувствуется мера и вкус. А кроме того, прекрасно проявляются и гештальт‑принцип «фигура‑фон», и продуманное управление глубиной резкости.

Гештальт‑принцип «фигура‑фон»

Джорджия О’Киф, сидящая в профиль, чётко обособлена за счёт светового акцента на лице и руках. Стена с равномерной, мягко текстурированной поверхностью, ветвистая коряга и рога на стене, а также открытая дверь — все эти элементы находятся в более тёмном или равномерно освещённом фоне, который не конкурирует за внимание, но создает окружение, в котором гармонично размещена героиня.

Лицо художницы и передний план (коряга и руки) запечатлены максимально чётко. Взгляд зрителя сразу фокусируется на профиле и взгляде художницы. Объекты фона (стена, окно/дверь) имеют чуть меньшую детализацию: они не расплываются полностью, но воспринимаются как «фон» благодаря равномерной текстуре и отсутствию резких контрастов. Это гарантирует, что взгляд сначала остановится на фигуре, а лишь затем обратится к остальному пространству.

О’Киф смещена в правую треть кадра, что помогает взгляду отделить её силуэт от основной плоскости фона. При этом фон остаётся достаточно «чистым», чтобы не отвлекать, но при этом задавать контекст.

Организация глубины резкости (DOF)

По характеру снимка можно предположить использование умеренно закрытой диафрагмы. Это дало достаточно узкий DOF, чтобы лицо и руки женщины были в фокусе, но при этом позволило поддержать лёгкую «глубину» и фон не стал полностью размытым — сохранилась атмосфера интерьера.

Плавный переход резкости

Переход от совершенно чёткой фигуры к чуть более мягкому фону происходит в пределах нескольких десятков сантиметров за моделью. Это создает иллюзию, что фигура «выступает» из плоскости стены, подчеркивая глубину кадра, но без явных зон нерезкости, которые могли бы выглядеть неестественно.

Итог: благодаря грамотному сочетанию света, композиции и контролю DOF автор добился идеального разделения «фигуры» и «фона», сохраняя при этом атмосферу пространства. Зритель мгновенно улавливает, что главное в кадре — это профиль художницы, а интерьер лишь дополняет историю, не отвлекая от личности.

Herbert List “Voodoo: Jamaica, 1957”

Voodoo: Jamaica, 1957. Автор Herbert List Herbert List

В этом кадре легко узнается гештальт-принцип «фигура–фон» и мастерское DOF. Обратите внимание, что фон плотно заполнен элементами, но они совершенно не ломают восприятие этой фотографии.

Гештальт‑принцип «фигура–фон»

Два человека на переднем плане — женщина в платке слева и мужчина справа, опирающийся рукой о деревянную колонну. Их лица и руки максимально проработаны, и зритель сразу обращает внимание на это.

Деревянные доски и приглушённые элементы интерьера, которые благодаря более равномерному, менее контрастному освещению воспринимаются как фон.

Лица и руки героев освещены жёстким боковым светом, это создаёт выразительный светотеневой рисунок и выводит персонажи из глубины кадра. Доски остаются в мягкой полутени — их детали читаются, но не конкурируют с фигурами людей за внимание.

Фигуры расположены ближе к зрителю, при этом колонна между ними служит естественной «рамкой» , усиливающей разделение «фигура–фон». Центральная часть кадра (лицо женщины) находится примерно на точке пересечения «правила третей», что создаёт устойчивый визуальный якорь.

Организация глубины резкости (DOF)

Фон остаётся достаточно чётким, чтобы передать атмосферу интерьера, но мелкие детали (текстура досок, края одежды на дальнем плане) слегка смягчены.

Фигуры стоят довольно близко к стене: при достаточном открытии диафрагмы это обеспечивает плавный переход от резкости на лицах к лёгкому размытию заднего плана.

Переход от максимально резких лиц к фону занимает несколько сантиметров за плоскостью фокуса. Такой «расфокус» оставляет на досках достаточно текстуры, чтобы не ощущать «лишнего» размытия, но при этом фон уже не отвлекает от главного.

Лист добивается выделения персонажей из фона за счёт контрастного освещения и тщательного контроля DOF. Чётко выстроенная композиция «фигура–фон» вместе с умеренным размытием фона создают драматичную, сфокусированную на героях атмосферу, не теряя при этом контекста места и времени.

Don McCullin “A priest hearing soldiers’ confessions on a hill in Da Nang, Vietnam, 1969”

Священник принимает исповедь солдат на холме в Дананге, Вьетнам, 1969. Автор Don McCullin Don McCullin

Гештальт‑принцип «фигура–фон»

Группа солдат с капелланом, на переднем плане стоящий перед ним на коленях солдат, еще двое в центре. Их силуэты и позы читаются сразу и притягивают взгляд.

Дымка или облачный пейзаж вдали, практически лишённый ярких деталей. Эта «пустота» создаёт почти однородный фон, на котором силуеты выступают чёткими «тёмными» пятнами.

Фигуры мощно выделены за счёт сильного бокового света, контраст между светом и тенью подчёркивает рельеф и пластичность поз. Фон ровно освещён или слегка «засвечен» дымом — детали там почти не различимы и не отвлекают от сюжета.

Центральная зона (капеллан и преклонивший колени солдат) занимает примерно среднюю треть по горизонтали. Это — точка притяжения взгляда. Слева сложенные мешки и стул создают рамку и «утяжеляют» композицию, компенсируя пустоту правой части.

Организация глубины резкости (DOF)

Вся группа на переднем плане — от стула с капелланом до стоящих позади солдат — находится в зоне резкости.

Детали фона расположены на значительном удалении — по крайней мере в нескольких десятках метров от солдат. Это автоматически даёт сильное смягчение — фон оказывается «расфокусирован».

Дым и пыль в атмосфере дополнительно «размывают» форму горизонта и деревьев, создавая равномерную полутональность. Это усиливает ощущение глубины кадра, оставляя фон нейтральным.

McCullin сочетает контраст, поддерживающий отделение фигур от фона, и дозированную глубину резкости, чтобы вся эмоциональная и сюжетная нагрузка легла на группу людей в кадре. Плавный, естественный переход в фон создаёт ощущение простора и чувства одиночества, но не отвлекает от главного — драматического момента исповеди.

Частые ошибки и как их избежать

Даже опытные фотографы время от времени сталкиваются с проблемами при работе с глубиной резкости. Разберём три самых типичных и простых способа их исправить.

Слишком узкая диафрагма → потеря резкости всего кадра

Когда вы закрываете диафрагму до высоких значений (f/16 и уже), начинает проявляться дифракция, тот самый случай, когда фотограф переходит границу, называемую “дифракционное ограничение диафрагмы”. Из‑за неё мелкие детали по всему кадру становятся слегка мягкими, и общая чёткость снижается.

Чтобы избежать этого, выбирайте оптимальный, для вашей камеры, диапазон, обычно это f/8–f/11. А дальше манипулируйте расстоянием до объекта и фокусным расстоянием (ФР), если это зум-объектив или доступен сменный объектив с более подходящим ФР.

Если нужна максимальная глубина резкости (например, пейзаж «от переднего плана до горизонта»), снимайте серию с разными точками фокуса и соединяйте в фокус‑стэкинге, но лучше используйте гиперфокальное расстояние !

Неверный выбор точки фокуса

Бывает, что камера фокусируется «наугад» из-за неопытности фотографа — по центру кадра или по ближайшим контрастным пикселям. В результате важный элемент (глаза модели, главный предмет) может оказаться вне зоны резкости.

Чтобы этого избежать, переключитесь на точечный или одиночный режим автофокуса (Single‑Point AF). Смотрите в видоискатель и вручную поместите выбранную точку фокусировки прямо на ключевой детали. Для статичных сюжетов используйте ручную фокусировку.

Избыточное или некачественное цифровое размытие

Цифровое размытие фона может выглядеть неестественно: слишком явные границы между резкой фигурой и размытым фоном, «пятна» размытости не повторяют форму источников света, фон уходит за пределы логики перспективы.

Чтобы недопустить подобного, используйте маски слоя в графическом редакторе: работайте по маске мягкой кистью (low hardness).

Настраивайте радиус размытия так, чтобы он соответствовал сцене: чем дальше фон, тем больше радиус; чем ближе — тем он меньше.

Контролируйте световые блики: если в кадре есть яркие точки (например, уличные фонари или блики на воде), размытие боке должно создавать похожие кружки света, а не однородную «размытость».

Заключение и дальнейшие шаги

Мы кратко разобрали детали управления глубиной резкости и создания художественного размытие фона, обсудили основные «регуляторы» DOF — диафрагму, фокусное расстояние и дистанцию фокусировки. Разобрали как влияет на DOF формат сенсора.

Кроме того, мы обратили внимание на использование гештальт‑принципа «фигура‑фон», который помогает отделить главный объект от окружения, и рассмотрели примеры работ, демонстрирующие, как технические приёмы превращаются в выразительный язык образа.

Самое время приступить к практическим исследованиям, результатом которых, обязательно будут интересные и выразительные снимки. Успехов, коллеги!