Перейти к содержимому

Цветущее фруктовое дерево на фоне голубого неба. Автор Ю.Гуревич Фото автора

Эта статья написана для тех, кто только пришел в Фотографию и планирует оставаться в ней надолго…

Хорошо, если вы уже познакомились со статьей "Экспозиционный треугольник: как ISO, выдержка и диафрагма создают фотографию" и имеете представление об “экспозиции” и ее параметрах.

Режимы съёмки — это функциональные настройки фотокамер, позволяющие управлять ключевыми параметрами экспозиции — выдержкой, диафрагмой и светочувствительностью ISO — с разной степенью автоматизации и вмешательства фотографа.

Кратко рассмотрим режимы съемки, которые поддерживают современные фотокамеры — AUTO, P (Program), S/Tv (Shutter Priority), A/Av (Aperture Priority) и M (Manual).

Разберем, как каждый из них управляет экспозицией: какие параметры остаются автоматическими, а какие — переходят под контроль фотографа.

Определим преимущества, недостатки и типичные сценарии использования, приведём примеры и предложим рекомендации по выбору оптимального режима в зависимости от задачи.

Что такое режимы съёмки?

Определение

Режимы съёмки — это набор опций, позволяющих выбрать, какие параметры экспозиции будут устанавливаться автоматически, а какие — вручную.

Основные параметры экспозиции, как вы, наверное, знаете, включают выдержку, диафрагму и светочувствительность ISO, которые определяют, сколько света и каким образом попадёт на матрицу камеры:

  • В режиме AUTO все три параметра — выдержка, диафрагма и ISO — подбираются камерой автоматически без участия фотографа.

  • Режим P (Program) сохраняет автосъёмку для выдержки и диафрагмы, но позволяет смещать их баланс в режиме «гибкой программы», предоставляя больше творческой свободы.

  • В режимах S (Shutter Priority) и A (Aperture Priority) фотограф выбирает приоритет одного из параметров, а камера автоматически подбирает второй для правильной экспозиции.

  • Ручной режим M (Manual) предоставляет полный контроль над выдержкой, диафрагмой и ISO, что необходимо для точных и последовательных настроек при сложном освещении.

Назначение

Режимы съёмки позволяют быстро адаптироваться к меняющимся условиям освещения и динамике сцены, не отвлекаясь на долгие настройки камеры.

С помощью выбора приоритетных режимов можно контролировать глубину резкости (диафрагма) или размытие движения (выдержка) для достижения художественных эффектов.

Автоматические и полуручные режимы снижают риск ошибок экспозиции при работе в условиях, требующих скорости и точности, например, в репортаже, уличной съёмке или спортивной фотографии.

Ручной режим особенно полезен в студии, при пейзажной и ночной съёмке, когда важен полный контроль над всеми параметрами и постоянство экспозиции при серийной съёмке.

Обозначения на диске режимов

  • AUTO — полностью автоматический режим: камера сама подбирает выдержку, диафрагму и ISO.

  • P — Programmed Auto: автоматический выбор выдержки и диафрагмы с возможностью смещения баланса между ними.

  • S / Tv — Shutter Priority (иногда обозначается Tv – Time value): приоритет выдержки; фотограф задаёт скорость затвора, а камера подбирает диафрагму.

  • A / Av — Aperture Priority (Av – Aperture value): приоритет диафрагмы; фотограф выбирает значение f-числа, а камера автоматически корректирует выдержку.

  • M — Manual: ручная установка выдержки и диафрагмы (а при необходимости и ISO), обеспечивает полный творческий контроль над экспозицией.

Режим AUTO

Диск режимов фотокамеры в положении AUTO Перед тем как углубиться в детали, кратко резюмируем ключевые моменты:

  • В режиме AUTO камера полностью берёт на себя управление выдержкой, диафрагмой и ISO, анализируя сцену с помощью встроенных алгоритмов.

  • Это позволяет быстро «навести и снять» кадр без настроек, но лишает фотографа творческого контроля над глубиной резкости и динамикой размытия.

  • Такое автоматическое управление особенно полезно для новичков, экстренных ситуаций и съёмки в непрогнозируемых условиях, однако не подходит для постановочных задач, где важны художественные эффекты и консистентность экспозиции.

Как работает режим AUTO

Камера в режиме AUTO анализирует сцену через матрицу и датчики освещённости, подбирая оптимальные значения выдержки, диафрагмы и ISO на основе встроенных алгоритмов.

Алгоритмы учитывают общую яркость, контраст, наличие лиц и движение в кадре, чтобы обеспечить корректную экспозицию без участия пользователя. В большинстве камер AUTO-режим обозначается зелёным прямоугольником или надписью «AUTO» на диске режимов.

Преимущества AUTO

  • Моментальная съёмка без настроек. Для новичков и в экстренных ситуациях не нужно вручную подбирать параметры – достаточно навести и нажать спуск.

  • Адаптация к изменениям освещённости. Алгоритм автоматически пересчитывает экспозицию при смене условий (тень, резкий контраст) и корректирует параметры в реальном времени.

  • Стабильная средняя экспозиция. Камера стремится к «безопасному» варианту, минимизируя пересветы и глубокие тени, что даёт приемлемый результат «из коробки».

  • Отсутствие технических ошибок. Меньше шансов получить кадр с неправильно выставленной выдержкой или диафрагмой по невнимательности.

Недостатки AUTO

  • Отсутствие творческого контроля. Камера «не понимает» вашей художественной задумки, поэтому может выбрать слишком узкую или наоборот слишком открытую диафрагму, испортив фон или заморозив движение не так, как нужно.

  • Стандартные параметры экспозиции. Алгоритмы настроены на усреднённые сцены, что приводит к «плоской» картинке без выразительных светотеней и низкого динамического диапазона.

  • Непредсказуемый снимок. При сложных сценах (контровой свет, ночная съёмка) AUTO может «сбиться», дав слишком длинную выдержку или высокое ISO с сильным шумом.

  • Нет контроля ISO. Многие камеры в AUTO-режиме автоматически повышают ISO, что может привести к зернистости и потере детализации.

Когда использовать AUTO

  1. Начальное знакомство с камерой. Режим идеально подходит для первых проб и обучения базовым принципам композиции и экспозиции.

  2. Экстренные и динамичные сцены. Репортаж, уличная съёмка, семейные праздники — когда нет времени на точные настройки.

  3. Смена условий освещения. Быстрые переходы из тени в яркий свет или обратно, где ручная подстройка отнимает ценное время.

  4. Автоматическое корректирование ошибок. Когда вы не уверены в своих знаниях экспозиции — AUTO выступает «страховкой» для спасения кадра.

Резюме

Съемка в AUTO современной фотокамерой больше всего похожа на съемку смартфоном… это все, что начинающему фотографу нужно знать об этом режиме.

Иными словами, если вас интересует только содержательная часть фотографии, которую принято называть смысловой реализацией и абсолютно не занимает осмысленная поддержка идеи визуальными средствами ─ этот режим для вас! …но я бы не советовал!

Program Mode (P)

Диск режимов фотокамеры в положении P

Как работает камера в режиме “P”

Камера автоматически подбирает пару “выдержка–диафрагма”, но фотограф может смещать баланс между ними в рамках “гибкой программы”.

Нужно добавить, что пара “выдержка-диафрагма” называется в Фотографии “экспопара”, возможность выбрать экспопару означает, что фотограф в этом режиме съемки получает некоторую свободу в управлении визуальными средствами, он может:

  • отдать предпочтение малой глубине резкости, открыв диафрагму и, одновременно уменьшить выдержку, заморозив движение

  • увеличить глубину резкости, прикрыв диафрагму и “смазать” движение в кадре за счет увеличения выдержки.

О том как параметры экспозиции зависят друг от друга, можно узнать из статьи "Экспозиционный треугольник: как ISO, выдержка и диафрагма создают фотографию" .

Преимущества

  • Быстрое кадрирование при сохранении некоторой свободы: можно выбрать характер изображения.

  • Возможность выбрать баланс между скоростью затвора и глубиной резкости.

Недостатки

  • Меньший контроль по сравнению с приоритетными и ручным режимами.

  • Риск отсутствия подходящей экспопары при экстремальном освещении.

Совет

Следите за предупреждением о недопустимой экспозиции в окне видоискателя или на экране.

Резюме

Не припомню, когда использовал описанный режим при съемке. При наличии “приоритетных” режимов, присутствие режима “P”, может быть полезно, разве что, при обучении фотосъемке.

Приоритет выдержки (S / Tv)

Диск режимов фотокамеры в положении S

Принцип работы

Фотограф вручную задаёт выдержку, а камера автоматически подбирает диафрагму для правильной экспозиции.

Преимущества

Контроль над размытием движения: “заморозка” движения, при коротких выдержках, или “смаз” при длинных.

Недостатки

  • Ограничения по светосиле объектива: в недостаточно освещённых сценах возможна недоэкспозиция, если требуемая диафрагма недостижима.

  • Отсутствие прямого контроля глубины резкости.

Когда использовать

  • Спортивная и уличная съёмка для “заморозки” действий.

  • Кинематографические эффекты с длинной выдержкой (световые следы, потоки воды и т.д.).

Девушка играет в футбол. Автор Ю.Гуревич Фото автора

Снимок сделан с выдержкой 1/1250 сек. Девушка играет в футбол. Автор Ю.Гуревич Фото автора

Трамвай, проносящийся позади привязанного к ограждению велосипеда, снят с выдержкой 1/15 сек.

Резюме

Режим используется в спортивной съемке для получения четких изображений с “замороженным” движением, постоянно нужно следить за значением диафрагмы, которую устанавливает автоматика фотокамеры, чтобы контролировать глубину резкости.

Приоритет диафрагмы (A / Av)

Диск режимов фотокамеры в положении A

Принцип работы

Фотограф выбирает значение диафрагмы, камера — соответствующую выдержку.

Это самый популярный режим во множестве жанров фотосъемки!

Преимущества

Полный контроль глубины резкости: выделение объекта путём размытия фона или, наоборот, чёткая съёмка пейзажа с резкостью на всю глубину сцены.

Недостатки

При недостатке света, возможна очень длинная выдержка, требующая штатива или повышения ISO.

Советы

  • Для портретов — широко открытая диафрагма (f/1.4–f/2.8).

  • Для пейзажей и архитектуры — узкая (f/8–f/16).

Портрет молодой девушки. Автор Ю.Гуревич Фото автора

Кадр снят с диафрагмой f/1.4 с помощью портретного объектива 85/1.2. Горный пейзаж. Автор Ю.Гуревич Фото автора

При съемки пейзажа была использована диафрагма f/5.6 при фокусном расстоянии 24 мм.

Резюме

Съемка в режиме приоритета диафрагмы позволяет очень точно управлять глубиной резкости, но нужно внимательно следить за выдержкой. В любом случае в арсенале фотографа есть ISO, штатив и оптический стабилизатор… во всяком случае, что-нибудь из этого должно быть всегда под рукой.

Ручной режим (M)

Диск режимов фотокамеры в положении M

Принцип работы

Фотограф вручную устанавливает и диафрагму, и выдержку, а также, как правило, ISO.

Преимущества

  • Абсолютный контроль над экспозицией и последовательностью кадров.

  • Неопровержимая консистентность настроек при серии снимков.

Недостатки

Медленный процесс настройки и риск ошибок в изменяющихся условиях.

Когда использовать

  • Студийная съёмка с импульсным светом.

  • Пейзажи при резком контрасте светлых и тёмных областей.

  • Ночная съемка и астрофотография.

Студийный портрет обнаженной женщины. Автор Ю.Гуревич Фото автора

Выдержка 1/200 сек, диафрагма f/5.0, объектив 50/1.2

Резюме

Там, где используется импульсный студийный свет, обычно устанавливают режим “M”, просто потому, что использовать автоматику камеры, в этом случае, затруднительно. Для определения экспозиции, в таком случае, иногда используют флешметр, “иногда” ─ потому что это достаточно дорогой прибор, который позволяет определять экспозицию от каждого источника, как активного, так и пассивного. Если флешметр недоступен, делаются тестовые кадры с последующей коррекцией параметров экспозиции.

Сравнительная таблица режимов

В таблице собраны особенности режимов съемки, отражающие их специфику:

РежимАвтоэкспозицияКонтроль диафрагмыКонтроль выдержкиКонтроль ISOСценарии использования
AUTO✔︎АвтоНачало обучения, экстренные съёмки
P✔︎ОграниченноОграниченноАвто/ручн.Уличная съёмка, путешествия
S/Tv✔︎✔︎Авто/ручн.Спорт, движение
A/Av✔︎✔︎Авто/ручн.Портрет, пейзаж
M✔︎✔︎✔︎Студия, пейзаж, ночь

Как выбрать режим

Новичкам стоит начинать с AUTO, постепенно переходя к P для понимания баланса выдержки/диафрагмы.

Когда важен эффект размытия — выбираем A/Av для контроля глубины резкости.

Когда приоритет движения — S/Tv, чтобы “заморозить” движение или “размылить” его.

Для творческой свободы и экстренных ситуаций — полностью ручной режим M.

Гибкий подход: комбинируйте режимы в зависимости от сюжета, освещённости и задач съёмки.

Заключение

Понимание работы AUTO, P, S, A и M позволяет фотографу быстро адаптироваться к любой съёмочной задаче — от динамического репортажа до художественных портретов и пейзажей. Начните с автоматического режима для освоения базовых принципов, затем постепенно переходите к приоритетным и ручному режимам, чтобы овладеть творческим контролем над экспозицией и достичь профессиональных результатов.

Важно! Знакомство с материалом этой статьи ─ первый шаг, которого совершенно недостаточно, но без которого не обойтись. По сути этот текст повторяет содержание некоторых пунктов инструкции, которая лежит в упаковске любой фотокамеры… Не останавливайтесь, продолжайте знакомиться с основами Фотографии и, уверяю вас, вы не будете разочарованы. Успехов!