Снимайте образами: символы в фотографии
Введение
В цифровую эпоху мир перенасыщен визуальным контентом: каждый день появляются десятки миллионов новых изображений. На этом фоне фотографии, в которых символы объединены, чтобы поддержать выразительность, приобретают особую ценность — они не просто фиксируют реальность, а рассказывают историю через образ. В этой статье мы поговорим о том, что такое символы в фотографии, почему они важны, и чего можно добиться, используя системный подход к их использованию.
Что такое символ в фотографии
Символ — это визуальный элемент, несущий скрытый смысл и вызывающий у зрителя определенные ассоциации. В контексте фотографии символ является знаком, который зритель интуитивно «читает» и который помогает ему более однозначно понять идею, предложенную автором.
Вместо прямой демонстрации, идея передаётся через метафору — образ, отражающий свойство или качество другого объекта. Например, белый наряд может использоваться как метафора чистоты и непорочности.
Этот приём основан на ассоциативных связях: зритель соотносит форму или действие в кадре с понятиями из своего опыта.
Как зритель понимает связь между людьми на снимке? Образы жениха и невесты ─ исторически сложившееся клише состоящее и набора знаков: метафорически белое платье невесты, торжественный, в данном случае, винтажный костюм жениха, букет цветов и бутоньерка ─ вместе создают образ молодоженов.
Слева на снимке изображен мужчина с фотокамерой, у него белая свадебная фата ─ знак который ассоциативно связывает его с парой молодоженов.
В остатке: перед нами жених, невеста и свадебный фотограф, который снимает или собирается снять свадебный репортаж.
Объяснить проще, как знаки управляют восприятием изображения, невозможно.
Знаковые коды — визуальные элементы с заранее согласованным значением: распахнутые ладони могут означать приветствие, а рука, указывающая вперёд — призыв двигаться в указанном направлении.
Коды функционируют по принципу условного соглашения: в культуре или субкультуре устанавливаются устойчивые ассоциации между образом и понятием.
Коды, узнаваемые большинством населения планеты: большой палец руки, указывающий, что “все отлично” и рука сложенная в кулак, говорящая об удовлетворении результатом…
Сочетание метафор и знаковых кодов позволяет создавать эмоционально ёмкие и многослойные фотографии, где каждый элемент работает на идею и усиливает эмоциональное воздействие.
Почему использование символов важно для передачи идей
В отличие от документальной съёмки, где акцент установлен на точности, символическая (художественная) фотография говорит на языке эмоций и концептов. Используя символы, фотограф преобразует повседневные объекты в носители смысла: капля воды может символизировать чистоту, лестница — стремление к вершине.
Такой подход повышает вовлечённость аудитории, делает кадр более запоминающимся и способствует большей заметности в общественном пространстве и профессиональном сообществе.
Визуальная консистенция
В статье я буду периодически использовать этот термин, поэтому хотя понимание его смысла прямо не связано темой статьи, считаю необходимым, очень кратко, объяснить, что он означает.
Визуальная консистенция — это единообразие и согласованность всех визуальных элементов в рамках единого проекта или серии фотографий. Когда символы, цветовая гамма, свет и композиция подчинены общим правилам, ваш зритель бессознательно воспринимает фотографии как часть одного целого, а не как набор разрозненных снимков.
Понятие включает в себя:
Единая палитра и тональный баланс. Если в первых кадрах вы задали прохладную, «сдержанную» палитру, то и в остальных стоит выдерживать похожие оттенки и контраст. Это помогает поддерживать настроение и не «сбивать» аудиторию неожиданными эмоциональными всплесками.
Повторяющиеся ключевые объекты и формы. Выделенные в вашем каталоге символы (скажем, графичные силуэты ладоней или круги‑фреймы) должны появляться во всех снимках серии — будь то кисти рук или круглые зеркала на стене. Повторяемость создаёт узнаваемый «подпись‑логотип» вашего проекта.
Одинаковые правила света и тени. Решив использовать жёсткий боковой свет, продолжайте эту практику на всем протяжении проекта: сильный контраст и чёткий рисунок теней станут вашим «стилевым почерком».
Единый ритм композиции. Если вы выстраиваете кадры по правилу третей с динамическими диагоналями, то каждый следующий снимок должен иметь похожую «структуру»: точки интереса в одних и тех же зонах кадра, повторяющиеся линии или «поля» пустого пространства.
Постобработка в одном ключе. Пресеты и текстурные наложения стоит применять одинаково во всей серии: grain, виньетка, цветовые градиенты — те же настройки. Тогда публикации или развёрнутая фотоподборка воспринимаются цельно и профессионально.
Ю.Гуревич
Семейные фотографии как пример визуальной консистенции. Сравните то, что видите, с признаками, определяющими это качество, и убедитесь, что все признаки визуальной консистенции присутствуют в этих снимках.
Основы семиотики в фотографии
Семиотика — наука о знаках и символах, исследующая, как визуальные элементы обретают смысл и превращаются в язык визуального восприятия. Она объясняет, почему форма или цвет в кадре активируют у зрителя определённые ассоциации и эмоции.
В фотоискусстве важно различать три уровня визуальных элементов: знаки, символы и коды. Разберемся, что они означают! Знаки, символы и коды: ключевые понятия
Знак — любой элемент кадра, на который можно указать и назвать (облако, дерево, стул, лицо или атмосферная дымка).
Символ — знак, наделённый дополнительным, часто скрытым смыслом (раскрывшийся бутон как эмблема надежды).
Код — система условных соглашений, которая связывает визуальный образ и его значение. Например, белый цвет в восточной культуре имеет двойственное значение, чаще всего ассоциируясь с трауром, печалью и смертью, но может символизировать чистоту, невинность и переход в иной мир.
Понимание различий между этими понятиями даёт фотографу инструмент для более точной работы с образами.
Денотативный и коннотативный уровни восприятия
Денотация — базовое, буквальное значение знака (например, дерево просто дерево).
Коннотация — ассоциативный, эмоциональный и культурный подтекст (дерево может напоминать о семейном очаге или о бренности жизни).
Чтобы работать на обоих уровнях, важно сочетать очевидные объекты со скрытыми смыслами и тщательно продумывать композицию.
Роль культурного и личного контекста в интерпретации
Символы и коды «читаются» через призму личного опыта и культурных стереотипов. То, что для одного зрителя обозначает свободу (птица, сидящая рядом с клеткой), для другого может быть символом уязвимости.
В этом кроется сложность: фотограф должен учитывать целевую аудиторию и её культурный бэкграунд, иначе метафора может быть неверно истолкована или остаться незамеченной.
Создание целостной системы символов
Система символов — основа визуального повествования в Фотографии. Без структурированного подхода даже самые яркие образы могут потерять связь с идеей. В этом разделе разберём, как построить систему символов от подбора метафор до полного завершения концепции.
Выбор символов: универсальные vs. индивидуальные
При выборе универсальных символов важно помнить, что они работают на разных уровнях: от глобальных архетипов до узких групп.
Представьте, кадр с поднимающимся солнцем, которое не просто освещает сцену, а “несёт сообщение о зарождении нового дня” — универсальная идея, понятная во всех уголках мира. Но если в качестве символа принять кленовый лист, как появляется очевидная связь с Канадой и её культурным кодом ─ при этом метафора перестает быть универсальной.
Портрет ветерана. Ордена и медали на груди указывают на военные заслуги, букет сирени позволяет понять, что снимок, скорей всего, сделан в День Победы. Награды и букет цветов ─ универсальные символы!
Подобным образом маяк в прибрежном пейзаже не просто дополняет фон, а является символом безопасности и надежды для жителей региона, связанных с морем.
С помощью стетоскопа в руках героя, фотограф подчёркивает его принадлежность к медицине.
Винтажная игровая консоль, лежащая на столе, пробуждает у миллениалов ностальгию по 90-м, объединяя людей по поколенческому признаку.
Индивидуальные символы создают связи с ограниченной группой: это может быть семья, группа друзей или выпускников ─ вариантов много.
В качестве примеров можно привести фотографию на стене, военный китель на спинке стула, свадебную фату или курительный набор ─ все что может действовать как аллюзия для небольшой группы зрителей.
Похожие наряды, одинаковые рюкзаки ─ это индивидуальные символы, которые вызывают эмоциональный отклик у девушек на фото, возможно у кото-то еще, но точно эти символы не имеют никакого значения у всех, кто незнаком с героинями.
Определение визуального словаря проекта
Чтобы ваши символы звучали в кадре одинаково на протяжении всего проекта, необходимо создать визуальный словарь — своего рода путеводитель по образам и элементам, которые вы будете использовать.
Мудборд — это коллекция референсов: фотографий, цветовых палитр, текстур и форм, которые отражают атмосферу проекта. Мудборд помогает определить набор символов, которые могут быть использованы в съемке.
Каталог символов — структурированный список выбранных элементов: каждый символ получает своё название, краткое описание значения и правила применения. Например, «ретро‑радиоприёмник — символ ностальгии, его можно использовать в кадре как главный объект или фоновой элемент, но не смешивать с другими ретро‑атрибутами этого периода».
Объединив мудборд и каталог, вы получите понятное описание, с которым можно сверять текущее состояние работы в рамках проекта. Это гарантирует визуальную консистентность: единый стиль помогает сделать однородными все составляющие проект элементы и сохранить концептуальную связь между ними.
Подготовительная работа не предполагает, что фотограф должен создать трехтомный фолиант в обложке из инкустированной кожи, достаточно обдумать предстоящую съемку, ее идею, художественные, технические приемы и придерживаться этих правил до завершения проекта.
Связь между символом и идеей: формулировка концепта
Идея и символ должны находиться в прямой логической связи. Сформулируйте тезис проекта в одном предложении и подберите 3–5 символов, которые отражают его суть.
Проведите тест: покажите эскиз заказчику и спросите, какие ассоциации он испытывает. Если речь идет о творческом проекте, где вы автор и единственный исполнитель, мысленно станьте на месте заказчика.
Корректируйте визуальный концепт до тех пор, пока идея не начнёт «читаться» без дополнительных пояснений — это даст уверенность, что результат будет понятен целевой аудитории.
Пример: представьте студийную портретную съемку в винтажном интерьере: у модели аутентичный наряд 1990-х годов, на столе стоит пишущая машинка, а в углу кадра — кожаный чемодан. Мягкий боковой свет подчёркивает фактуру мебели и ткани, создавая атмосферу того времени. В постобработке используются тёплые тона, имитирующие плёночную цветопередачу, и лёгкий аналоговый шум для усиления винтажного эффекта.
Важно: Если вы ещё не до конца уверены в собственной непогрешимости, не стоит в качестве целевой аудитории для проекта выбирать “всё прогрессивное человечество”. Поверьте, чтобы решить эту задачу, нужно быть гением. Определите, кому предназначен результат вашей работы, и решайте конкретную задачу!
Визуальные приёмы для усиления воздействия символов
Рассмотрим ключевые техники, которые помогают усилить восприятие символов в кадре. Тщательная работа с цветом, светом и композицией превращает отдельные элементы изображения в визуальный язык, способный лаконично передавать сложные идеи.
Цвет
Цвет — один из самых сильных инструментов семиотики в фотографии. Верно выбранная палитра акцентирует символы и формирует у зрителя ожидаемые эмоции.
Цвет и его ассоциативная нагрузка
Цвет в фотографии работает как эмоциональный маркер: каждый оттенок запускает в подсознании зрителя определённые ассоциации. Например, глубокий синий вызывает ощущение спокойствия, надёжности и глубины мысли, это символизирует мудрость или стабильность. Серый или холодный голубой могут ассоциироваться с техногенным или индустриальным контекстом, подчёркивая современность или строгость.
В то же время тёплые цвета — жёлтый, оранжевый и красный — создают ощущения энергии, тепла и динамики. Тёплые оттенки уместны, если нужно подчеркнуть страсть, движение или оптимизм.
При составлении образов начинайте с базовой палитры, задающей основное настроение, а затем вводите акцентные цвета, чтобы сосредоточить внимание на ключевых символах.
Например, вы можете использовать приглушённый фон в холодных тонах и добавить контрастный элемент в ярко-красном цвете — это привлечёт взгляд к символическому объекту.
Простой пример, демонстрирующий, как метка красного цвета на лбу у девушек-йогов, которая называется “бинди”, меняет восприятие портрета, акцентируя внимание на глазах.
Света и тени
Свет не только освещает объект, создавая экспозицию, но и образует определенный эмоциональный настрой. Рисунок тени может усиливать драматизм и подчёркивать формы символов.
Свет, тень и текстуры
Мягкий рассеянный свет сглаживает переходы и создаёт романтичную атмосферу, а жёсткое боковое освещение подчёркивает фактуру и добавляет напряжение.
Используйте направленный свет, чтобы выделить символические детали: контраст между светлыми и тёмными участками заставляет взгляд зрителя фокусироваться на контрастных переходах.
Светотень выделяет лицо и руки йога, акцентируя внимание зрителя на спокойствии, которое излучает ее взгляд и “необычности” позы, что выражает довольно необычный, для обывателя, подход к жизни. Попробуйте представить этот портрет в мягком свете, как, на ваш взгляд, изменится его восприятие?
Формы и композиция
Композиция задаёт ритм кадра и структурирует восприятие символов. Расположение объектов и образованные линии помогают направлять взгляд зрителя.
Композиция и расстановка акцентов
Правило третей, золотое сечение или диагональные линии позволяют отвести ключевым элементам значимое место в кадре. Размещая символ в точке пересечения “линий третей” или вдоль направляющей линии “спирали”, вы усиливаете его визуальное значение.
Методы абстракции и метафоры через форму
Упрощение объектов до базовых силуетов или использование повторяющихся геометрических форм — приём, который делает восприятие символов более простым. Абстрагируя детали, фотограф оставляет лишь самое существенное, что делает идею более читаемой и универсальной.
Горизонтальные линии волн своим ритмом создают основу структуры, в которой размещены фигуры людей. Прилив — символ постоянства, монотонности и безвременья; он добавляет драматизм в фигурки людей, двигающихся вдоль линии прибоя. Снимок вызывает ощущение тревожности благодаря пересечению ритма волн и движения людей.
Создание съёмочного проекта
Превращение идеи в фотографию требует чёткого плана: от создания концепций до технической подготовки.
Я не предлагаю готовиться к каждой семейной съемке как к большому проекту, не стоит отдельно создавать мудборд, каталог символов и документально фиксировать список необходимого оборудования. Достаточно знать о существовании этих этапов подготовки и мысленно следовать им до момента, когда вы достанете камеру.
Очень плохая идея рассчитывать на то, что все сложится само собой прямо во время съемки…
Генерация идей и создание мудборда с символами
На старте проекта соберите все мысли на бумаге или на экране: выпишите ключевые слова, ассоциации и возможные образы. Затем перенесите их на мудборд, добавляя референсные фотографии (если они есть), цветовые схемы, текстуры и примеры реквизита — это поможет увидеть общую картину и убедиться, что выбранные символы создадут желаемую атмосферу.
Подбор объектов, реквизита и локаций с учетом системы символов
Основываясь на мудборде и каталоге символов, составьте список необходимых предметов. Оцените доступность локаций: студия с винтажной мебелью или заброшенный склад для индустриального настроя. Проверьте, соответствуют ли выбранные объекты стилистике: ткань, мебель, аксессуары и даже фоновые детали должны работать на вашу идею. Любые упущения заметно или фатально снизят качество результата.
Технические параметры для передачи настроения
Правильные параметры съёмки увеличивают значение символов. Подберите фокусное расстояние: широкоугольник создаст ощущение простора, а телевик подчеркнёт изолированность объекта. Экспозиция и диафрагма влияют на глубину резкости, длина выдержки — на ощущение скрытой динамики в кадре… все это уже есть в голове фотографа, поэтому подбор параметров не отнимет время.
Постобработка как инструмент символизации
Постобработка — заключительный этап, который превращает черновой снимок в выразительную фотографию. С помощью цветокоррекции и редактирования вы усиливаете закодированные в снимке символы и создаёте единый визуальный продукт, передающий содержащуюся в нем идею
Коррекция тонального диапазона и цветокоррекция
Начните с базовой цветокоррекции: откорректируйте баланс белого и экспозицию, чтобы основные элементы выглядели так как вы это задумали вначале. Далее проработайте тональный диапазон, чтобы нужным образом перераспределить контраст.
Наложение текстур и слоёв
Текстуры — мощный инструмент для придания кадру осязаемости. Например, добавьте слои с зернистостью плёнки, царапинами или потертостями, чтобы усилить исторический или винтажный контекст.
Работайте с режимами наложения и прозрачностью слоёв, это поможет органично вписать текстуру в изображение. Такой подход не только расширяет семантическую «грамматику» кадра, но и повышает интерес зрителя к деталям.
Коллаж и цифровые манипуляции
Если необходимо, используйте коллаж и дуальные экспозиции: сочетая несколько снимков или элементов, вы формируете новые символы и метафоры. При этом нужно понимать, что композитинг выводит проект за рамки фотографии, и, хотя на этот счёт существуют разные мнения, я не буду дальше развивать эту тему в рамках статьи.
Анализ и интерпретация собственных работ
После съёмки важно объективно оценить, насколько успешно вы передали идею с помощью подобранных символов. Этот этап превращает готовые фотографии в инструмент саморазвития и помогает избежать повторения ошибок в будущих проектах.
Так как эта статья предназначена, прежде всего, для начинающих фотографов, умение анализировать и оценивать собственные работы есть смысл обсудить подробно. Фотографы, имеющие опыт общения с клиентами, коллегами и зрителями, владеют этим навыком и умеют управлять собственным самолюбием.
Самооценка: насколько чётко читаются заложенные символы
Просмотрите серию снимков в спокойной обстановке и задайте себе вопросы: «Понимаю ли я сам(-а), что символизирует каждый элемент?» и «Соответствуют ли кадры первоначальной концепции?» Запишите моменты, где символы выглядят слабее или смешиваются с фоном.
Получение обратной связи от зрителей: тестирование коннотаций
Проведите небольшое исследование: покажите отобранные кадры знакомым или преподавателю без комментариев. Попросите описать, что они видят и какие эмоции испытывают. Сравните их ответы с вашими ожиданиями.
Корректировка системы символов на основе полученных отзывов
Получив отклики и сформировав собственные замечания, вернитесь к мудборду и каталогу символов. Возможно, стоит заменить или усилить некоторые элементы: изменить цвет, положение объекта или добавить детализацию через текстуру. Подкорректируйте правила использования символов и проведите повторное тестирование. Это позволит в будущем сделать ваш визуальный язык более точным и понятным аудитории.
Кейс “Учебная съемка”
В своё время была написана статья "Как подготовить фотосъёмку… то, о чём вы не думали" . Цель статьи заключалась в том, чтобы объяснить студенту, как организовать съёмку для выполнения учебного задания. Сейчас я использую материалы той съёмки, чтобы на примере показать, как формируются и используются объекты семиотики в фотографических проектах.
Итак, на занятиях в фотошколе GurFoto.Ru студентом получено задание: “Подготовить и провести съемку любого интересного ему объекта. Сформировать систему символов, связывающих фотографии проекта и обеспечить визуальную консистентность фотографий.”
Предполагаемый объем проекта четыре-пять снимков. Что снимать, как снимать ─ указания на этот счет в задании отсутствуют.
Подробно о том, как я выступил в роли “студента”, можно прочитать в статье, здесь нам важно понять какие символы формируют восприятие фотографий и объединяют эти снимки в серию.
Текстуры ─ символы, объединяющие снимки в серию и представляющие идею: “Единство живого и неживого в природе”.
Живая природа представлена струями воды, струящеся по бетонным конструкциям.
Мертвая природа ─ это бетон, придающий форму потокам воды.
Есть еще облачное небо, которое обозначает продолжение мира, который не заканчивается водой и камнем… Мир огромен и непостижим до конца.
Вот такая очень короткая и простая история, вполне подходящая для учебного задания. Можно еще порассуждать о линиях, символическая роль которых довольно очевидна, но остановимся на тестурах…
Использование языка символов мастерами фотографии
Изучение работ мастеров фотографии помогает быстрее освоить приёмы использования символов в фотографии и освоить удачные практики. Рассмотрим работы трёх современных фотографов, чьи проекты ярко иллюстрируют, как язык образов превращает кадр в носитель идеи.
Helmut Newton, Patti Hansen Over Manhattan, 1977
Ню-фотография на фоне городских огней — явная метафора уязвимости в урбанистической среде современного мегаполиса. Силуэт модели символизирует наготу и открытость, противопоставленные холодной, строгой и технократичной городской архитектуре.
Модель стоит боком, слегка опершись на стекло, взгляд сосредоточен вдаль — создает ощущение задумчивости, внутреннего диалога. Это метафора поиска смысла среди городской суеты.
Плавные, органичные линии тела модели резко контрастируют с жесткими прямыми линиями здания и окон. Это борьба двух символических миров: мягкого человеческого «я» и холодной урбанистической реальности ─ еще одна метафора.
Ночной город, освещенный огнями напоминает о разобщенности и обостряет переживания, связанные с одиночеством. Светящиеся окна в зданиях становятся удалённости и изоляции.
Отсутствие одежды — символ уязвимости, честности или метафоры внутренней мира. В то же время стеклянная стена и городской пейзаж дают ощущение, что модель находится за пределами тепла и домашнего уюта, на границе с большим враждебным миром.
Сведем все найденные символы в одну таблицу:
Элемент изображения | Символ | Коннотация |
---|---|---|
Обнажённая фигура | Чистота, уязвимость | Эмоциональная открытость, обнажённость |
Городские окна и отражения | Разобщённость, чужие жизни | Социальная дистанция, удалённость |
Поза и направление взгляда | Рефлексия, внутренний диалог | Поиск смысла, размышления |
Ночное освещение | Тайна, интимность, переживания | Обострённые чувства, секретность |
Как может восприниматься эта фотография:
Визуальная контрастность создаёт напряжение — формы тела против архитектурных конструкций — и соответствует концепту «живая природа против индустриальных структур».
Символическая плотность: каждый элемент содержит скрытый смысл, который зритель интерпретирует на основе своего опыта. Это создает большой спект восприятия и явдяется основой для творческого диспута.
Визуальная конструкция: композиция построена так, чтобы взгляд плавно переходил с тела на оконные проемы и город, создавая смысловой контекст.
Эмоциональное резонансное пространство: ночь, одиночество и открытость — темы, близкие многим, особенно тем, кто находится в поиске себя в большом городе, что создает определенную направленность на творческих людей, склонных к поиску новых эстетических ощущений.
Marilyn Minter — Absinthe, 2017
Minter помещает перед моделью запотевшее или влажное стекло, она намеренно искажает образ — это символ двойственности восприятия: зритель видит не саму реальность, а её искажённую копию.
По словам автора, она «обожает, как водяной налёт отражает свет», так как это «способ подчеркнуть искажение» и сфокусировать внимание на материальности.
Капельки, текущие по стеклу, создают ассоциации с влажностью, телесной близостью, эротическим контекстом. Это обычный язык Minter — сексуальность через тактильное ощущение влажности, это не просто влага — это код, превращающий зрителя в свидетеля интимного момента.
Мягко нечеткий силуэт модели — это символ личного пространства и сохранения приватности. Человек присутствует, но скрывается за слоем полупрозрачного стекла, создавая атмосферу тайны и эмоциональной дистанции.
Контраст между синевато-серыми холодными оттенками и редкими тёплыми пятнами создаёт эмоциональный контекст напряженности и чувственности.
Геометрия капель и пятен света структуру кадра и ведёт взгляд зрителя от контура фигуры к деталям, так создается ритмическое взаимодействие формы и цвета.
Символы и смысловые уровни, найденные в работе:
Элемент изображения | Символ | Коннотация |
---|---|---|
Расфокусированное стекло | Барьер восприятия, искажение | Личное пространство, эмоциональная защита |
Влага и капли | Интимность, телесность | Эротика, тактильность, скрытая чувственность |
Нечёткий силуэт модели | Присутствие и одновременно сокрытие | Тайна, уязвимость, пространство для воображения |
Холодные и тёплые цвета | Контраст эмоциональных состояний | Напряжённость + желание, баланс между холодом и теплом |
Вероятное восприятие подготовленным зрителем:
Стекло и влага — не только декоративный элемент, а семиотический слой, превращающий фотографию в визуальную метафору интимности и наблюдения.
Размытый силуэт — ключевой визуальный символ: он удерживает внимание, но при этом добавляет эмоциональную дистанцию.
Цветовые пятна структурируют композицию и усиливают восприятие кадра как истории о теле, чувстве и разделённости.
Robert Mapplethorpe, Norman Fisher, New York, 1977
Фронтальный портрет в контексте геометрии архитектуры. Мэпплторп выбирает простую позу — мужчина стоит прямо и смотрит в камеру. Это придаёт снимку формальную строгость и подчёркивает растущее противостояние личности и окружающего пространства.
Чёткая вертикаль у стены и тень на ней становятся символом ограничения, за которым скрывается любое движение человека. Это визуально отделяет модель от фона, создавая ощущение изоляции.
Норман одет в повседневную одежду — куртка, брюки, рубашка. Такой нейтральный выбор становится символом «каждого человека» и позволяет увидеть в нём обычного человека, при этом делая зрителя рядовым обывателем.
Отсутствие цвета подчёркивает форму, структуру и контрасты. Формальные акценты — линии стен и тень — превращаются в знаки урбанистической геометрии, усиливающие идею о «городе, как рамке человеческого опыта».
Сведем в таблицу найденные символы и метафоры:
Элемент изображения | Символ | Коннотация |
---|---|---|
Прямая поза моделью | Абсолютный контроль | Стойкость, уверенность, внутренний диалог |
Вертикальная стена и тень | Граница и ограничение | Изоляция, рамки общества, психологические барьеры |
Повседневная одежда | “Каждый из нас” | Универсальный образ зрителя, социальная нейтральность |
Черно-белая гамма | Формальная абстракция | Фокус на структуре, интеллектуальный визуальный подход |
В чем символика этой фотографии?
Формальная строгость и геометрия: вертикали и монохром подчёркивают тему структурированного урбанизма и роли в нем “обычного” человека.
Универсальность образа: одежда и поза превращают модель в зеркало для любого зрителя — это не индивидуальный портрет, а портрет “человеческого состояния”.
Elliott Erwitt — New York City, 1946 (Dog with Feet)
Эрвитт помещает крохотную чихуахуа рядом с ногами женщины в туфельках — визуальный парадокс: собачка и изящные женские ноги образуют контраст размеров ─ несоразмерность, подчёркивая хрупкость и уязвимость собаки на фоне человеческой фигуры. Это превращает кадр в семантический удар «большого/малого», вызывая улыбку.
Мы видим только ноги владелицы, а лицо скрыто. Такая фрагментация превращает её образ в универсальный символ, а не конкретную личность. Зритель фокусируется на отношениях между человеком и собакой — ведь крохотное существо — рефракция образа человека, «частичка» человеческого в микро-масштабе.
Чихуахуа смотрит в кадр с выразительной, будто удивлённой мордочкой. Кажется, что Эрвитт «ловил визуальные парадоксы» и фотографировал не просто собак, а людей через образы их собак.
В этом кадре собака становится символом удивления, презрения или позёрской внешности — это зеркало человеческих эмоций.
Фон — городской тротуар, размытые прохожие и здания. Это превращает сцену в пьесу, где каждый элемент становится «случайным актёром» в истории об абсурде и идентичности в большом городе.
Снова сведем свои “открытия” для нагдядности в таблицу:
Элемент изображения | Символ | Коннотация |
---|---|---|
Маленькая собака | Личность в миниатюре | Хрупкость, скрытая натура, человеческая рефлексия |
Женские ноги | Отсутствие лица рассказывает о роли | Собственник/наблюдатель, социальный статус |
Собачье выражение | Эмоциональная метафора | Человеческие чувства в «нечеловеческой» оболочке |
Городская улица | Контекст, обрамляющий сцену | Абсурд городской жизни, публичность, случайность |
Почему эта фотография вызывает столь энергичный отклик у зрителя:
Глубокий юмор и ирония: сочетание чихуахуа и женских ног создаёт визуальную шутку, где собака «выражает» эмоции вместо человека.
Зеркало человеческих эмоций: по словам Эрвитта, «фотография собак — это фотография людей». Большинство людей любит собак и олицетворяет их образ с человеческим. Слышали выражение: “Собака всегда похожа на своего хозяина”?
Минимализм смысла через форму: минимум элементов, максимум интерпретаций — ключ к успешной символической фотографии.
Социальная метафора: городской фон придаёт фотографиям настроение большого мира — иронии, поиска места в обществе, неловкости. Кроме того, город в фоне добавляет в снимок реализм, который входит в конфликт с “фантастическим” сюжетом и этот контраст делает эмоциональный отклик зрителя еще ярче.
Практика — ключ к освоению языка символов. Изучая выдающиеся и просто “умные” фотографии, вы быстро учитесь находить и использовать символы, метафоры и коды в кадре.
Заключение
Создав для себя чёткий визуальный словарь и отработав приёмы цветокоррекции, света и композиции, вы получите не просто кадры, а образы, несущие идею. Можно назвать такие работы “умными” фотографиями, и это то, к чему нужно стремиться, если вы действительно хотите стать серьезным фотографом.
Не бойтесь смешивать стили и искать свои метафоры — именно так появляются уникальные образы. Экспериментируйте с комбинациями цвета, света и форм, совершенствуйте свой визуальный словарь. Первый шаг к своему авторскому стилю — это ваше любопытство и готовность пробовать новое.