Перейти к содержимому

Художник средних лет в кожаном плаще и шляпе сидит на складном табурете и делает эскиз Фотография автора

Как только купил камеру, сразу ощутил себя фотографом, даже деньги стал понемногу зарабатывать этим ремеслом… но почему люди, от которых так важно получить одобрение, отводят глаза…, а с другой стороны, лайки в соцсетях зашкаливают…
Оставьте версию о том, что коллеги и наставники просто завидуют и, кроме этого, проблем нет!

Поговорим о том, что должен знать и уметь ХОРОШИЙ фотограф…

Несколько мыслей о шедеврах

Огюст Роден, скульптура. Мрамор Огюст Роден, скульптура. Мрамор

Известный афоризм Огюста Родена: “Я беру глыбу мрамора и отсекаю от неё всё лишнее” – прекрасно иллюстрирует процесс творчества. Он подразумевает, что мастер с самого начала видит конечный результат. Роден не бил молотком наугад, надеясь, что случай приведёт его к шедевру. Всё начиналось с идеи, представления о том, что должно родиться из этой глыбы.

Теперь взглянем на современный мир фотографии. Всё, что нужно, чтобы получить снимок, – лёгкое движение пальца. Никакого изнурительного труда, никакой долгой подготовки. Иногда кажется, что фотография доступна каждому. Но чтобы создать нечто по-настоящему выдающееся, одного нажатия на кнопку мало. Важно понимать, какой подход к съёмке лучше всего подходит для вашей идеи.

В фотографии существуют два основных подхода:

Спонтанность

Этот подход основан на умении ловить момент. Фотограф не вмешивается в происходящее, а действует как наблюдатель. Всё решает случай: уникальная сцена, неожиданное сочетание света и теней, эмоции людей. Но чтобы такой снимок получился удачным, одного случая мало. Нужны опыт, вкус и чутьё.

Одним из величайших мастеров спонтанной фотографии был Анри Картье-Брессон – великий французский фотограф XX века. Он верил, что судьба подсказывает фотографу идеальный момент, а задача мастера – увидеть его и зафиксировать. Картье-Брессон называл это “решающим моментом” и строил свою философию фотографии на умении его уловить.

“Строить композицию и кадрировать в момент съёмки – вот единственная правда, даже для репортёра.” ©

Примеры жанров спонтанной фотографии:

Репортаж – когда фотограф фиксирует события в реальном течении времени, ничего не меняя. Стрит-фотография – уличные сцены, мимолётные выражения эмоций, неожиданные кадры из повседневной жизни. Здесь успех зависит от умения фотографа быть терпеливым, предугадывать развитие событий и вовремя нажимать на спуск.

Постановка

Постановочная фотография – это противоположность спонтанности. Здесь всё продумывается заранее: идея, свет, композиция, позы, реквизит, фон. Такой подход требует кропотливой подготовки, но зато фотограф полностью контролирует результат.

Примеры жанров постановочной фотографии:

  • Портрет – когда каждая деталь, от выражения лица до света, подбирается для передачи идеи.
  • Свадебная фотография – где кадры должны выглядеть идеально, будто в них оживают моменты из сказки. Хотя, нужно признать, что в свадебной съемке должны присутствовать “спонтанные” фотографии, иначе все будет выглядеть очень скучно.
  • Рекламная съёмка – где важно продумать всё до мельчайших деталей, чтобы подчеркнуть достоинства продукта. Постановочная фотография актуальна для коммерческой съёмки. Здесь идея фотографа и внимание к деталям превращают обычный кадр в произведение искусства.

Парадокс двух подходов

Что удивительно, оба подхода – и спонтанный, и постановочный – одинаково важны и истинны. Успешные фотографы часто комбинируют их, в зависимости от задач и жанра съёмки. Например, даже в постановочной фотографии иногда можно оставить место для неожиданностей, которые добавляют кадру уникальность и привлекательность.

Лирическое отступление… Когда-то, много лет назад, мне показали любительскую фотографию, где немолодая женщина стояла на фоне яркой голубой стены в оранжевом свитере и держала в каждой руке по ярко-желтой дыне размером с крупный апельсин.

Дыни находились на уровне груди, на лице была вымученная улыбка… представили себе?

В этом снимке была тоска по ушедшей молодости, страх перед будущим и еще много чего, что сделало из любительской карточки, полноценную историю, даже сагу…

Сложилась и визуальная конструкция: симметрия, дополненная деталями, которые сохранили в кадре движение, замечательно сочетающиеся яркие и чистые цвета, тени от солнца… все произошло без участия фотографа, который только нажал на спуск в нужный момент ─ так случилось!

После моего восхищения, фотографию распечатали, вставили в рамку и повесили на стену в тесной прихожей… кажется, до сих пор, я единственный ценитель этой замечательной работы.

У меня нет готового рецепта как осознанно получить выдающийся результат, думаю такого рецепта вообще не существует…

Но есть и хорошая новость, я знаю как сделать работы максимально выразительными, чтобы ваши идеи заметили и оценили…

Именно этим мы и займёмся – разберёмся, как подходить к съёмке, на что обращать внимание и как раскрывать свои идеи в кадре, чтобы их оценили.

Идея в фотографии

“Идея, товарищи, — это человеческая
мысль, облечённая в логическую
шахматную форму.”
И.Ильф, Е.Петров

На первый взгляд, кажется, что с “идеей” в фотографии можно особенно не заморачиваться. Достаточно найти красивую девушку, сделать пару удачных кадров, и успех обеспечен. А если получится минимизировать количество одежды на модели, то успех может перерасти в триумф.

Нет девушки? Не беда! Найдите трогательную зверушку: собаку, котика или енота – и лайки вам обеспечены.

Такой подход – простой и даже банальный способ собрать гору одобрительных реакций. Нужно лишь подобрать правильную социальную площадку, где такие снимки быстро привлекут внимание. Простите за сарказм, но вы же понимаете, что это шутка?

Подобный способ съемки основан на воздействии на базовые инстинкты человека. Половой инстинкт, любовь к животным, а если добавить щепотку сантиментов – успех гарантирован. Людям нравится то, что вызывает у них сильные эмоциональные реакции.

Конечно, я могу ошибаться в точном описании механизма такого воздействия – пусть это прокомментируют психологи. Но думаю, суть вам ясна.

Можно на этом остановится, но тогда ваша работа превратится в вечную погоню за красивыми женщинами и котиками… Конечно, не всегда и не всем из нас удается в качестве идеи для съемки представить историю “Госпожи Бовари”, это непросто… тем более, если ваша фамилия не Флобер, как в моем случае.

Ограниченность простого подхода

Если вы остановитесь на этом пути, то ваша фотография рискует превратиться в бесконечную погоню за красивыми девушками и милыми котиками. Да, это приносит популярность, но задайте себе вопрос: действительно ли вы хотите, чтобы ваша работа сводилась только к этому?

Хорошая фотография – это не просто визуальное удовольствие. Она способна рассказать историю, заставить зрителя задуматься, почувствовать, пережить эмоции.

Да, придумать глубокую идею бывает непросто. Взять, например, историю «Госпожи Бовари» – чтобы передать такой сложный сюжет через фотографию, нужно быть настоящим мастером, обладать талантом и временем. Не каждый из нас Флобер, и это нормально.

Пример истинной выразительности

Роды. Момент когда ребенок появляется на свет. Автор Ю.Смит Ю.Смит

Посмотрим на другой пример. Выдающийся американский фотограф Юджин Смит однажды запечатлел момент рождения ребёнка. На снимке нет красивой девушки в нарядной одежде, нет пушистого котика. Это кадр, полный драматизма, боли и радости одновременно.

Этот сюжет захватывает дух, если в вас есть хотя бы капля эмпатии. Он заставляет задуматься о жизни, её хрупкости и чуде. И именно в этом состоит сила настоящей фотографии – она цепляет не только взгляд, но и душу.

Как сделать идею выразительной?

Тем не менее, любую фотографию можно сделать выразительной, даже если сюжет кажется простым. Всё дело в том, чтобы знать законы восприятия изображения и использовать их в своей работе. Да, иногда цинично, но результат того стоит.

Что же такое идея в фотографии? Это не просто сюжет. Это мысль, которую автор хочет донести до зрителя. А для того, чтобы идея стала убедительной, фотограф использует выразительные средства:

  • Свет и тень,
  • Композицию,
  • Цвет и его сочетания,
  • Эмоции, которые передаются через кадр.

Два аспекта восприятия

Идея фотографии включает два ключевых аспекта: смысловой и визуальный.

  • Смысловой аспект отвечает за то, какую историю вы хотите рассказать. Это может быть событие, настроение или посыл, который вы вкладываете в работу.
  • Визуальный аспект связан с тем, как кадр воспринимается глазами. Композиция, цвет, фактура – всё это помогает усилить эффект от вашей идеи. Эти аспекты тесно связаны. Чтобы зритель “прочитал” вашу идею, её нужно подать грамотно и эффектно.

Что делать дальше?

Если вы пока не знакомы с основами восприятия изображения, это пробел, который стоит восполнить. Понимание визуальной и смысловой структуры кадра – важный шаг для превращения ваших снимков из простых в выразительные и запоминающиеся.

Помните: самая простая идея может выглядеть невероятно эффектно, если её грамотно подать. А о том, как использовать законы восприятия изображения на практике, мы поговорим чуть позже.

Сюжет, как смысловая реализация

Когда мы говорим о смысловой реализации, то имеем в виду всё, что связано с сюжетом. Сюжет — основа вашей фотографии, которая помогает рассказать историю, передать идею и вызвать эмоциональную реакцию у зрителя. Сюжет включает персонажей, их образы, элементы окружения и ассоциации, которые они вызывают. Это могут быть животные, люди, их позы, костюмы, а также намёки на события, произошедшие до момента съёмки, и предпосылки того, что может случиться позже.

Чем лучше продуман сюжет, тем легче подобрать визуальные средства для его реализации. Констебль, стоящий в узком проходе между домами Б.Брандт На этом снимке изображён констебль в узком проходе между домами. Зритель может придумать множество историй о том, как он здесь оказался и что может произойти дальше. Контрастные тона, вертикальные линии и перспектива создают драматическое настроение и визуально возвращают взгляд к фигуре полицейского. Простая сцена превращается в эмоционально насыщенную и драматичную историю.

Визуальный ряд

Всё, что помогает зрителю понять вашу идею, относится к визуальному ряду. Однако не забывайте, что визуальное решение часто зависит от настроения или контекста, которые вы хотите передать. Например, стиль Noir подчеркнёт драматизм, а стиль Pin-up настроит на игривый и лёгкий лад.

Если сюжет опирается на конкретную историю, визуальный ряд становится инструментом раскрытия идеи. А в случаях, когда идея носит абстрактный характер, визуальные элементы могут становиться доминирующими, но об этом поговорим в другой статье…

Портрет актрисы Ш.Стоун работы П.Линдберга П.Линдберг

На портрете Шэрон Стоун, снятом Линдбергом, простые элементы, такие как старый стул и пляж, превращаются в многослойную историю. Здесь одновременно чувствуется начало пути, единение человека с природой и простор для зрительской фантазии.

Чтобы создать выразительную фотографию, сюжет должен быть продуман до мелочей. Это похоже на написание пьесы или постановку спектакля. Что было до момента съёмки? Что происходит сейчас? Что случится после? Кто персонажи, какие у них костюмы и какие отношения связывают их между собой? Ответы на эти вопросы помогут вам построить насыщенную драматургию.

Визуальная основа изображения

Вспоминается чудесный фильм М.Захарова “Формула любви” и фраза из него: “Материализация чувственных идей в зрительные образы”… чуть раньше разговор шел о сюжете, который является частью идеи, сейчас пойдет речь о его “материализации”…

Пришло время обсудить средства, которые позволяют максимально выразительно представить сюжет зрителю ─ поговорим о визуальной реализации подробней.

На самом деле, не существует четкой границы, разделяющей смысловую и визуальную составляющие изображения. Например, позы и жесты часто можно отнести как к одной, так и к другой сущности, то же касается взаимного расположения объектов. Одни и те же черты могут появляться при описании как смысловой, так и визуальной составляющих фотографии. Мужчина в стремительном прыжке. Автор Ф.Халсман Ф.Халсман

Попробуйте разделить на этом снимке сюжет и выразительные средства. Чем является поза героя? Она выражает эмоциональное состояние или создаёт физическую форму, лежащую в основе композиции? Анализ таких фотографий развивает не только зрительское восприятие, но и эстетический вкус.

Сложно перечислить характеристики изображения, определяющие его визуально. Я попытаюсь это сделать, хотя уверен, что список будет неполный, зато это будет открытый список и вы всегда сможете его расширить для себя, продвигаясь в профессии.

Компоновка и соразмерность

Одно из самых мощных выразительных средств — это взаимодействие объектов внутри кадра. Правильно организовав композицию, вы можете передать идею с минимальным количеством слов. В качестве примера приведу работы замечательного Эллиотта Эрвитта, который покинул нас всего несколько месяцев назад. Он был самым ироничным фотографом из известных мне. Маленькая собачка крупным планом около женских ног. Автор Эллиотт Эрвитт Эллиотт Эрвитт

Рука ребенка прикасается указательным пальцем к каменной ступне огромной статуи. Автор Эллиотт Эрвитт Эллиотт Эрвитт Девушка, стоящая рядом с жирафом. Чувствуется стилистическая скожесть между их фигурами. Автор Эллиотт Эрвитт Эллиотт Эрвитт Крупная девушка в наряде невесты рядом с автомобилем, покрытым чехлом. Между ними очевидное смешное сходство. Автор Эллиотт Эрвитт Эллиотт Эрвитт

В двух последних работах улыбку вызывает комическое визуальное сходство несоизмеримых образов. Крупная девушка в наряде невесты рядом с автомобилем, покрытым чехлом. Между ними очевидное смешное сходство. Автор Эллиотт Эрвитт Эллиотт Эрвитт

Необычное использование компоновки изображения, когда взаимное расположение объектов практически обнуляет линейную перспективу, создавая причудливый мир, не лишенный иронии. Новороссийск. Вид на Цемесскую бухту с набережной Фотография автора

Я решил “примазаться” к славе Мастера, и вставил свой снимок, который иллюстрирует ничтожность человеческого Эго в большом мире. Уже не так смешно, но и я не Э.Эрвитт.

Цвет, насыщенность и тон

Цвет и тональные переходы — отличные инструменты для управления вниманием зрителя. Они могут сделать изображение более эмоциональным и выразительным. Если идея не очевидна, играйте цветом, насыщенностью и тоном… только осторожно, тут легко оказаться вульгарным, помогать должны вкус и чувство меры.

Ги Бурден ─ мастер фэшн фотографии. У него все на грани, а иногда и за ней. Девушка в бассейне без воды. Яркие цвета. Автор Ги Бурден Ги Бурден

Контрастный насыщенный цвет привлекает взгляд к девушке в бассейне. Тень, повторяющая её фигуру, усиливает визуальное воздействие и создаёт гармонию в композиции. Девушка в тени моста на фоне движущегося потока автомобилей. Автор Ги Бурден Ги Бурден

Обнаженную грудь вы, возможно, заметите не сразу, но фигура мгновенно привлечет внимание насыщенным цветом. Вообще, такой прием используется фотографами так часто и грубо, что сначала лучше стать “ги бурденом” и только потом его исвоспользовать! Девушка в белой шляпке. Автор Ги Бурден Ги Бурден

Прекрасный пример организации визуальной связи объектов с помощью тона. Все тот же Ги Бурден, как у всякого выдающегося мастера, диапазон применяемых приемов очень широк.

Цвет, если использовать его правильно, становится ключевым акцентом, который ведёт взгляд зрителя по изображению. Но помните, что чрезмерная насыщенность может сделать фотографию вульгарной. Всегда руководствуйтесь вкусом и чувством меры.

Перспектива

Обдумывая этот раздел, я не секунды не сомневался в том, что в качестве примера приведу работы А.Картье-Брессона.

Перспектива — это инструмент, который добавляет изображению глубину и объём. Благодаря правильно организованной перспективе, кадр становится более живым и динамичным. Маленькая девочка сидит на булыжном тротуаре. Рядом бродячая собака, улица уходит вдаль.Автор Анри Картье-Брессон А.Картье-Брессон

Линейная и тональная перспективы отлично рисуют глубину картинного пространства и организуют расположение объектов в нем. Кроме того, жесткие тени на переднем плане направляют взгляд прямо на главные персонажи.

Более наглядного примера использования линейной перспективы не найти! Люди, отдыхающие в парке. Автор Анри Картье-Брессон А.Картье-Брессон

Мальчик в гамаке, его тень и люди на втором плане вместе создают глубину пространства и, одновременно, “ведут” взгляд от одного персонажа к другому… Мальчик, бегущий по улице. Автор Анри Картье-Брессон А.Картье-Брессон

Ценителям “бритвенной” резкости рекомендую сразу закрыть глаза, чтобы не испытать дискомфорт. Для остальных, фокусировка важна, но не всегда уместна, еще существует 0,00000000000001% фотографий, где она не имеет значение!

Эта фотография отличный пример использования обратной тональной перспективы, чтобы заставить зрителя внимательно изучить все детали… помните только о “проценте” случаев, когда такой прием становится уместным.

Используя перспективу, вы можете направить внимание зрителя туда, куда вам нужно, а также создать ощущение пространства, которое захватывает воображение.

Знаки

Знаки ─ это лексические единицы выразительного языка фотографии… дискуссию о существовании которого, уже больше века, не могут завершить искусствоведы.

Однако, знаки существуют, независимо от того, существует ли язык и являются ли эти знаки его лексическими единицами. С их помощью вы можете добавлять в изображение дополнительные уровни смысла. Портрет красивой девушки, двумя пальцами, прикасающейся к своекму очаровательному носику. Автор Ричард Аведон Р.Аведон

Простой пример, девушка на портрете, с помощью руки, привлекает взгляд зрителя к лицу, рука ─ это знак-указатель. Конечно, кроме того, рука участвует в создании композиции, попробуйте прикрыть руку кусочком серой бумаги и убедитесь, что без руки не обойтись. Портрет.Пальцы рук лепят из лица мужчины некий артобъект. Автор Ричард Аведон Р.Аведон

Пальцы рук “лепят” из лица некий арт объект, являясь при этом иконическими знаками. Портрет Сальвадора дали и его жены Галы. Автор Ричард Аведон Р.Аведон

Художник С.Дали и его жена Гала. Левая рука Галы ─ знак, привлекающий взгляд и формирующий “портрет Дали”… такая затейливая композиция удается редко и не всем! Портрет Боба Дилана. Автор Ричард Аведон Р.Аведон

Все знают человека на портрете, это Боб Дилан, но если бы мы не узнали музыканта, то чехол от гитары у его ног подсказал бы зрителю род занятий юноши. В данном контексте чехол является знаком-символом, называющим профессию человека. Красивая женщина картинно выходит из двери кафе. Автор Ричард Аведон Р.Аведон

Вывеска в левой части, называет место, где все происходит. Такого рода знаки, косвенно определяющие определенные обстоятельства, называются “индексами”. Портрет Эбби Хофмана. Автор Ричард Аведон Р.Аведон

Забавный пример использования знаков… Рука в характерном жесте ─ это иконический знак, он устанавливает связь между изображением и его значением. Одновременно это знак-символ, уточняющий эмоции человека на портрете. Ну а если кто-то не понял смысла, то на лбу Эбби Хофмана, известного левого активиста из “чикагской семерки”, есть соответствующая надпись ─ это индексный знак.

Это собирательный образ человека, для которого символы важней содержания.

Знаки могут быть прямыми и понятными, как чехол от гитары у ног музыканта, или более тонкими, как жест руки, который указывает на эмоциональное состояние персонажа. Изучение этих элементов поможет вам создавать снимки с более глубоким смыслом.

Глубина резкости

Еще одно средство, часто используемое, чтобы добиться выразительности. Наверное, это средство вызывает наибольшее количество споров и дискуссий в среде новичков.

Новички часто используют ГРИП, чтобы “создать” объем картинного пространства. Они максимально сокращают ГРИП, “размазывая” фон, передний план и часто частично размывают сам объект съемки.

Невозможно однозначно определить, какой должна быть ГРИП на конкретном изображении, как обычно в фотографии, готовый рецепт не существует. Важно понимать, что к иллюзии объема ГРИП имеет мало отношения и вот почему.

Глубина резкости ─ характеристика оптической системы, одна из нескольких, человеческое зрение формирует изображение в памяти, многократно сканируя пространство в поле зрения. Чем дольше человек смотрит, тем больше деталей остается в его памяти… и все они всегда резкие!

Посмотрите на произведения классической живописи, там все в резкости, кроме того, что размыто благодаря атмосферной перспективе, как на картине Леонардо да Винчи “Мона Лиза” Мона Лиза. Автор Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи

Обратите внимание как нарисован фон, он слегка размыт, благодаря тому, что воздух не совсем прозрачен, это и есть атмосферная перспектива. Художники эпохи Возрождения отлично понимали как устроен наш Мир.

Тем не менее, глубина резкости или ГРИП ─ вполне приемлемый прием для управления вниманием зрителя. Этим приемом пользуются многие фотографы. Автор Питер Линдберг Питер Линдберг

Автор Ричард Аведон Р.Аведон

Гораздо более сложный вариант использования ГРИП, когда нерезкость создается на переднем плане, как на портрете вверху. Ниже еще несколько примеров такого использования ГРИП. Автор Питер Линдберг Питер Линдберг

Автор Хельмут Ньютон Хельмут Ньютон

Портрет девушки. Веснушки. Автор Ирвин Пенн Ирвин Пенн

Стоит помнить, что чрезмерное размывание фона может сделать изображение менее интересным. Важно использовать этот инструмент осознанно, чтобы он подчёркивал идею снимка, а не отвлекал от неё.

Важные итоги

Далеко не все становятся выдающимися фотографами, не все создают гениальные фотографии, к сожалению.

На мой взгляд, лучше представлять собственное место в системе отсчета, принятой для оценки гениев. Я называю это адекватностью.

Хочется обходиться без уничижительной самооценки и не окунаться в иллюзию собственной гениальности: постараемся оставаться в рамках адекватности… насколько возможно.

Чего однозначно можно достичь, это умения анализировать изображения и, как следствие, научиться создавать фотографии, где гармонично сочетаются элементы смысловой и визуальной структуры… это не просто, но абсолютно достижимо.

А это значит, что быть ХОРОШИМ фотографом может каждый… или почти каждый.

В дальнейшем, используя насмотренность, которую, я уверен, вы постоянно развиваете и используя навыки создания композиции, вы будете создавать красивые и выразительные снимки для клиентов. Это будет вашим преимуществом, развивайте свою “экспертность”, коллеги.


Подписывайтесь на этот канал в Дзене, вступайте в сообщество Фотошкола в Ростове .

Еще я приглашаю вас в нашу школу https://school.gurfoto.ru