Фотография Ватты Джоули для гуманитариев
Фотография Ватты Джоули, это заметка для людей, уже забывших школьный курс физики, но желающих получить представление о том, как подобрать источники света для занятий фотографией. Не будем обсуждать бренды производителей и цены, поговорим о технических характеристиках приборов и о том, какое влияние эти характеристики оказывают. Все знают что весь фотосвет условно можно разделить на две группы: импульсный и постоянный. Самый простой пример импульсного источника света — это вспышка, встроенная в Вашу камеру или телефон. Ну а примером источника постоянного света можно считать настольную лампу или люстру.
Мощность и работа
Часто говоря о плате за электроэнергию мы говорим о «киловаттах» — это неверно, оплату с нас берут за кВт*часы, т.е. за за время, в течение которого, мы использовали определенную мощность, эта характеристика называется РАБОТОЙ. С нас берут деньги за использованную энергию. Теперь важное: очевидно, что потребляя 100Вт в течение 1 часа и 50Вт в течение 2 часов, мы заплатим одинаковую сумму.
Принцип создания изображений в фотографии состоит в изменении цвета светочувствительного слоя, в зависимости от количества света попавшего на него. И мы знаем, что эта степень изменения света зависит как от интенсивности, так и от длительности воздействия! Значит, светочувствительный слой изменится одинаково, если вдвое увеличить интенсивность света, уменьшив при этом вдвое длительность воздействия! В фотографии все, как в ЖКХ, только тарифы не меняются:)
Теперь попробуем разобраться, что такое Джоули и Ватты. Для источника постоянного света мощность в Ваттах — одна из важных характеристик, зная мощность и время воздействия (выдержку), вы можете вычислить воздействие.
С импульсными источниками тоже все просто: зная работу, совершаемую прибором за один импульс, длительность этого импульса, легко можно привести эффект воздействия импульсного источника к эффекту от источника постоянного света.
Наверное Вы уже заметили, что источники с более коротким импульсом стоят дороже источников с более длительным импульсом и таким же количеством Джоулей. Более дорогие источники совершают ту же работу за меньшее время, т.е. имеют большую МОЩНОСТЬ импульса.
В технической, предметной и студийной съемке очень важен короткий импульс, он дает профессиональному фотографу огромные возможности.
Для примера возьмем прибор Bowens, совершающий за импульс работу 500 Дж ы течение 1/900 секунды. Легко посчитать, что средняя мощность источника составляет во время импульса 450000Вт!!! Естественно этот прибор не в состоянии обеспечить такую мощность в течении, даже, 0.01 секунды, но цифра впечатляет. Если вспомнить то, о чем мы говорили выше, то получится, что прибор постоянного света мощность 500Вт окажет аналогичное воздействие за время, в 1000 большее, чем импульсный источник мощностью 500 Дж. Значит выдержка будет не 1/1000, а 1 секунда.
Практический смысл
Снимая модель в студии, Вы не сможете позволить себе выдержку в 1 секунду, а вот снимая предметы — вполне, если не нужно «заморозить» льющуюся воду. К каждому приличному импульсному прибору производитель «приделывает» прибор постоянного света — пилотный свет, он используется для того, чтобы фотографу легче было моделировать световую схему. Импульсные приборы не нагревают помещение, меньше расходуют электроэнергии, в общем случае, более долговечны. А самое главное, в большинстве случаев, дают несравнимо больше технических возможностей фотографу.
В фотографии практическое значение имеет освещенность, т.е. количество света попавшего на объект съемки. Еще большее значение имеет количество отраженного света, именно он воздействует на фотопленку или матрицу. Имеют значение множество факторов: от цвета и фактуры объекта, отражения света основного источника другими объектами и т.д. Значит, любой аксессуар, который Вы используете вместе с источником (софтбокс, зонт, рефлектор, сотовую насадку, и т.д.) очень влияет на эффективность источника.
Цветовая температура
Каждый источник излучает свет определенного цвета. Чтобы как-то объективно оценить эту характеристику используют ЦВЕТОВУЮ ТЕМПЕРАТУРУ, которая измеряется в градусах Кельвина (K). Чем выше цветовая температура, тем больше изображение «уходит» в «холодные» тона, чем ниже — в «теплые». Естественный для человеческого глаза свет лежит в диапазоне 5500-6000K.
С источниками постоянного света более-менее все понятно: после того, как они проработали несколько минут их цветовая температура стабилизируется и больше не меняется, нужно только подстроить баланс белого. А в последнее время появились диодные источники постоянного света: мощные, холодные и недорогие и прогрев им практически не нужен.
С импульсными приборами бывают проблемы. Я сталкивался с тем, что недорогие приборы китайских производителей меняют цветовую температуру вместе с изменением мощности — неприятный сюрприз. Чтобы быть справедливым, скажу что малоизвестные китайские производители, за небольшие деньги продают приборы, которых у именитых брендов просто нет, например, недавно увидел недорогой моноблок с встроенным аккумулятором, позволяющим сделать достаточно много вспышек автономно
.
С уважением,
.