Панорамы, не поднимаясь над плинтусом
Панорамы. В огромном, и очень неоднородном сообществе фотографов, появилась еще одна группа: «нефотографы-панорамщики». Понимаю, что название выглядит очень коряво, но оно, лучше всего отражает природу феномена. Благодаря одному из глобальных проектов, образовалась довольно большая группа людей, не интересующихся фотографией в принципе, но имеющих намерение зарабатывать с ее помощью на создании панорам.
Сразу сообщу, что смотрю на этот феномен с одобрением, т.к. считаю, что часть этих людей могут заинтересоваться фотографией в более широком смысле…
Дальше речь пойдет о терминологии, верней о самых ее азах, поэтому «ниже плинтуса».
О панорамах и параллаксе
Самый простой случай панорамной фотографии — два кадра, сделанных последовательно и затем «сшитых вместе». Целью, обычно, является желание увеличить угол зрения, например, чтобы получить панораму горного массива. Собирая такую панораму в графическом редакторе, с удивлением обнаруживаем, что объекты в зоне сшивки не совсем совпадают и чем меньше расстояние от них до камеры, тем трудней их совместить…
Пришло время поговорить о параллаксе. Формально параллакс определяется, как изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя. На практике фотолюбителю нужно знать, что если он желает без проблем аккуратно собрать (сшить) панораму из нескольких кадров, то камеру при съемке нужно поворачивать вокруг беспараллаксной точки (очень часто ее неверно называют «нодальной», поэтому методику ее определения нужно искать в сети по запросу «определение нодальной точки»). Важный момент, чем меньше расстояние до объектов съемке, тем очевидней явление параллакса, т.е., если снять панораму горного хребта, делая «с рук» последовательно несколько кадров легко, то панораму мебельной стенки сделать таким образом сильно сложней. Еще, штативное гнездо камеры практически никогда не совпадает с беспараллаксной точкой, т.к. эта точка определяется системой «камера-объектив», поэтому использовать обычную шаровую или 3D штативную головку не получится.
Все сказанное выше, справедливо и при съемке сферических панорам. Это то, о чем вы думали, когда начинали читать этот текст. Сферическая панорама, это некоторое количество кадров, «сшитых» вместе и «натянутых» на гипотетическую сферу. Зритель как бы находится в центре этой сферы. Просмотр таких панорам возможен на экране компьютерных устройств с помощью специальных программ-плееров.
В последнее время появилось множество способов создавать такие панорамы «одним движением», чтобы это делать, читать данную статью не обязательно!
Количество кадров, которое требуется для создания сферической панорамы зависит от задачи. Чем больше кадров составляют панораму, тем больше ее детализация. Для глобальных открытых проектов, чаще всего, используются сферические панорамы из 4-8 кадров, созданные с помощью объективов, имеющих оптическую схему «fish eye», если требуется более высокая детализация, используется оптика с большим разрешением и менее широким углом, но при этом резко вырастает количество кадров, трудоемкость сборки и размер конечного продукта.
Вернемся к «нашему плинтусу»… Сферические панорамы снимают, обычно, в следующей последовательности: необходимое количество кадров «по горизонту», «верхний» и «нижний» кадры. Внимание, «верхний» и «нижний» кадры имеют собственные названия, соответственно «зенит» и «надир» — это термины, их стоит запомнить, если хотите задавать вопросы специалистам на форумах и получать ответы! Нужно сказать, что «зенит» при съемке панорамы из 4 кадров не снимается, а для того, чтобы в зените не появилась «черная дыра», при съемке камеру наклоняют на 7-8º выше горизонта. С «надиром» вопрос, скорей, эстетический: можно оставить то «безобразие», которое получается, можно залить подходящим цветом, можно снять полноценный кадр и отредактировать «надир» — обсуждение недостатков и преимуществ каждого из подходов, выходит за рамки данной статьи.
Объективы и камеры
Строго говоря, для съемки сферических панорам может использоваться множество различных объективов, хотя использование фокусных расстояний более 50 мм, скорей экзотика, чем распространенная практика. Большинство панорам, предназначенных для виртуальных презентаций, создано с использованием объективов fish eye. Следует выделить два класса этих объективов: диагональные и циркулярные.
В применении к полноформатной камере, имеющей матрицу размером 36х24 мм, круг изображения диагонального объектива описан вокруг диагонали кадра (а), а циркулярный — вписывает свой круг изображения в кадр по короткой стороне (б). Для «кропнутых» камер картина несколько другая, угол изображения несколько меньше, это легко представить, если на приведенных рисунках, мысленно нарисовать прямоугольник кадра с «кропом» внутри «полнокадрового» прямоугольника.
Вывод: используя полнокадровую камеру, вы имеете более широкий угол и как следствие большую зону «перекрытия» соседних кадров панорамы, естественно, при их одинаковом количестве. На что это влияет… подумайте! 🙂
Панорамные головки
Панорамные головки — класс штативных головок, предназначенных для съемки панорам разных типов. Их важной особенностью является конструкция, позволяющая поворачивать камеру вокруг беспараллаксной точки. Еще недавно, я бы сказал, что все панорамные головки имеют, приблизительно одинаковую схему. Они состоят из узла для горизонтального поворота камеры с фиксацией угла, аналогичного узла для вертикального поворота, горизонтальной и вертикальной штанг, а также узла для крепления камеры с возможностью установить беспараллаксную точку.
По этой схеме сделаны множество разных головок от самодельных и симферопольских «Сфер» до самых серьезных изделий компаний RRS, Novoflex и Nodal Ninja. К этим головкам предлагается масса дополнительных устройств, делающих процесс съемки оперативней и комфортней. Они рассчитаны на определенные классы камер и определенный, широкий, класс оптики. Есть модели, имеющие устройства, позволяющие комфортно снимать многорядные панорамы, другие позволяют работать с камерами профессионального формата и т.д. Общее у них одно: они сделаны по схеме, описанной в начале раздела.
Но в последнее время появился еще один класс панорамных головок, я бы назвал его «головки с ограниченной функциональностью». Как я понимаю, функциональность этих изделий изменена для минимизации стоимости и простоты использования, хотя второе, на мой взгляд, спорно. Что общего у этих головок? Во-первых, отсутствует узел вертикального поворота камеры, сам вертикальный угол либо зафиксирован, либо регулируется в небольших пределах, во-вторых, камера крепится «за объектив», поэтому для каждого объектива существует собственный узел, который определяет верное положение камеры. Иными словами, функциональность ограничена конкретным объективом (нескольким, если имеется несколько узлов крепления), невозможностью снимать более сложные панорамы, с использование оптики, отличной от fish eye. Чтобы подвести итог, скажу, что если в перспективе, захочется двигаться дальше в панорамной съемке, вы будете немного разочарованы.
Сейчас появились устройства для съемки сферической панорамы одним «кликом», наверное производителям это кажется удачным решением… Снимая панораму 4 (12-20) кадрами, я всегда имею возможность спрятаться за камерой и одновременно дать «жить» людям, которые вынуждены передвигаться по помещению. В случае одновременной съемки четырех кадров, хотелось бы иметь в комплекте к устройству шапку-невидимку, иначе придется каждый раз прятаться вне помещения — вряд ли это ускорит съемку и позволит экономить силы 🙂