Свадебная фотосъемка: как это делается в Ростове
Свадебная фотосъемка. Существует феномен, он называется «свадебный фотограф», казалось бы, в чем парадокс: есть «фотограф», есть «свадебный фотограф», определение подчеркивает специализацию… но не все так просто, в данном случае, термин указывает не столько на специализацию, а на особую профессию, ну например, есть «зубная паста», а есть «профессиональная зубная паста», или, например так же относятся друг к другу понятия «врач» и «народный целитель», думаю, через некоторое время, шарлатаны станут называть себя «профессиональными врачами».
Но вернусь к свадебной фотографии. Казалось бы сообщество свадебных фотографов должно быть подмножеством фотографического сообщества и выглядеть это должно примерно так:
Не все фотографы снимают свадьбы, я, например, вообще никогда этим не занимался, да забыл сказать, я — фотограф. Но картина сложилась совершенно другая:
Если кому непонятна моя чудесная инфографика, я пытаюсь показать, что лишь небольшая часть свадебных фотографов являются фотографами, т.е. умеют фотографировать.
Я не собираюсь писать очередной памфлет о шарлатанах, кому интересно, легко найдет массу текстов и фотографий на эту тему в интернете. Среди моих коллег есть фотографы, которые снимают свадьбы и делают это хорошо…
Но буквально на днях, я оказался в океане эмоций, связанных с получением «продукта» от «раскрученного свадебного фотографа», дело было в Ростове… короче, в нашей семье случилась свадьба!
Мы с женой, были почетными гостями, смотрели на все со стороны и восхищались организацией. Все было хорошо, пока не появился «свадебный фотограф»…
Любой специалист может предварительно оценить уровень коллеги по его действиям, подчеркиваю, предварительно. Здесь все было очень странно: дорогущая беззеркалка Сони, стоимостью почти как профессиональная камера, отсутствие накамерной вспышки. Свадебный фотограф принес и установил два точечных светодиодных источника света на стойках и начал снимать. Вот как это выглядело:
Согласитесь, повод для сомнений был, тем более, что банкетный зал освещен был очень скудно, в смысле «интимно»). Я все еще надеялся на лучшее, несмотря на то, что это разрушило бы все мои представления об оптике в целом и о фотосъемке в частности.
Как только ко мне попали первые фотки (об этом чуть позже, но это были именно «фотки», а не «снимки», «фотографии» или «изображения»), я посмотрел в Exif, и почитал отзывы о камере, это была ILCE-7RM2 — ее смело можно рекомендовать любому обеспеченному фотолюбителю, который пока не может себе позволить Leica серии «М», но вполне может выложить 350-380 тысяч рублей за тушку и объектив 24-70. Забегая вперед, скажу, что если бы в руках этого свадебного фотографа была кэноновская «единица» с объективом EF 24-70 mm F/2.8 L II USM, стоимость комплекта укладывается в похожую сумму, результат мог бы быть и хуже. Профессиональная техника рассчитана на более подготовленного пользователя.
Раньше настоящие фотографы говорили о парне с дешевой любительской техникой, иногда купленной «с рук», что он предпочитает съемку свадеб занятию, например, извозом. Сейчас все по другому: я не удивлюсь появлению свадебных фотографов с Leica или средним форматом. Процитирую Булгакова: » Да у него ведь, Филипп Филиппыч, и вовсе нет калош!
— Ничего похожего! На нём теперь есть калоши — и это калоши…» наивного заказчика!
Коллеги, снимающие свадьбы, все изменилось, теперь шарлатаны не «валят» рынок, они научились вести себя как «настоящие» и не работают «за еду»!
По прошествии некоторого времени, Свадебный фотограф позвонил и предложил «сделать фотографии черно-белыми» — насторожились уже все…
Я связан обязательством не называть имя героя, поэтому ограничусь анализом ситуации в целом. Смешно, человек заявляет, что он победитель конкурсов, если я сейчас дам ссылки на сайты этих конкурсов, то сразу нарушу данное слово, все станет очевидно, там совсем не многолюдно.)
На самом деле уличить конкретного «липового» фотографа не так уж важно, их масса, они страшно активны в сети, но нужно признать: продавать они себя умеют в отличие от многих настоящих специалистов. C’est La Vie!
О грустном, теперь когда фотографии получены на руки, кроме-того, получены исходники в виде RAW, я могу проанализировать, что произошло, как избежать встречи с такими неприятностями и, возможно, кому-то поможет стать специалистом и перестать быть прохвостом. Хотя на последнее я не особенно рассчитываю.
Интересный разговор состоялся в WhatsApp, когда был затребован первичный материал — RAW-файлы. Молодой человек действительно считает себя специалистом и на упреки в жутком качестве, написал следующий текст:
Начинаем…
Первая фотография. Свое лицо я не стану прятать, чтоб можно было оценить как «дивно» ложится свет. Этого достаточно, чтобы понять, как выглядят женские лица… а еще дамы, приглашенные на свадьбу, наносят макияж, с таким жестким, косым светом можно по фотографиям изучить каждый мазок стилиста и его квалификацию. На свадьбы приходят пожилые женщины — бабушки, просто поищите в сети контрастные фотографии пожилых людей, так они хотят выглядеть на свадьбе внуков?
О моем лице на этой фотографии… скажи «Изюм», просят русскоязычные фотографы, англоязычные желают услышать «Cheese»… наверное наш свадебный фотограф считает это суеверием… ну мог сказать мне, хотя бы: «Эй, ты, усатый кекс, сделай нормальное лицо!» — но, выражение лиц на фотографиях не его проблема: нас много, времени мало, а он один. Все фотографы делают несколько дублей: кто-то моргнул, кто-то появился перед камерой, не сработала вспышка и т.д. — в результате всегда должен остаться качественный снимок… видимо этот оказался самым лучшим! )
Я не знаю где фотографам должны рассказывать о том, что для репортажной съемки в темном помещении нужно использовать дополнительный свет, при этом свет должен быть мобильным, т.к. и фотограф и его «жертвы» перемещаются в пространстве и относительно друг друга. Поразмыслив, я думаю, что это происходит в специальном роддоме, где появляются на свет фотографы… где появляются на свет свадебные фотографы я не знаю, но однозначно нужно проверить работу тамошнего персонала.
Вторая фотография. Она о «светящемся шаре», здесь приведу целый отрывок цитаты: «Светящийся шар, это контровой, который отделяет людей от фона и выделяет их контуром.
Половина лица в тени это также работа бокового света, без него было бы я считаю очень плохо.» «Светящийся шар» на снимке — это не знамение, а безграмотно поставленный источник света. Контровой свет — это характеристика, связанная только с взаимным расположением источника света, объекта съемки и камеры. Контровой свет подсвечивает контур объекта (странно было бы иначе), его часть, обычно, отражается от различных предметов и тоже участвует в формировании изображения, это все! Как видите, ничего сакрального в контровом свете нет. Насчет «половины лица», которая в тени, фотограф должен управлять экспозицией при съемке и в последующей обработке, но, естественно, не в Вашем случае. Я слышал Вы кого-то учите фотографии, это так? Браво, будет кому идти за гробом, если что не сложится)
Вторая часть фразы звучит как полный бред: каким контуром выделяет людей контровой свет? Контуром хроматической аберрации? Кстати, чувак… простите мэтр, вам удалось получить жуткие пятна хроматики с помощью объектива стоимостью почти 180000 рублей! Это реально круто! Эти пятна не только в районе «Светящихся шаров», чур меня!.. но и на руке человека, которого Вы сняли, Вы специально ловили такой ракурс или высшие силы помогли? Самое главное, что Вы не посчитали это браком, а предложили клиенту насладиться Вашим «мастерством». И еще, если бы Вы не показали этот снимок нам, а отправили его в компанию Sony… возможно Вам бы предложили кругленькую сумму за молчание! Не суетитесь, поздно уже и это я Вас троллю.
Что имеем в итоге? Абсолютно безграмотный подход к съемке, полное незнание базовых принципов, в результате — брак.
Очень важно понимать, что контровой свет — один из инструментов, помогающих формировать светотеневой рисунок, действительно его использование требует опыта и навыков, а какие инструменты не требуют? Лопата, скальпель хирурга, отбойный молоток? Используя контровой свет, фотограф «собирает» сцену таким образом, чтобы источник не светил непосредственно в объектив камеры или хотя бы не создавал «световых шаров» ), чаще всего он, источник, либо находится за границами кадра, либо спрятан в декорациях. Ну, разве что задача состоит в ночной съемке двигающегося на камеру автомобиля, но это о другом.
Вот несколько примеров контрового света без «Светящихся шаров», надергано из разных альбомов без труда, т.к. съемка в таких условиях вполне обыденная вещь.
Смотрим дальше…
Третья фотография. Тут даже как-то неудобно давать комментарий, любой нормальный человек удалил бы этот перл сразу, ну бывает, для этого и делают дубли… но раз маэстро разместил его в пакете, позволю себе несколько слов: а собственно что на этом снимке? Невеста в нерезкости без лица, ближайшие родственники жениха в резкости. но «не целиком». Целиком и в резкости только шоколадка «Аленушка». Это о ней рассказ? Как и все остальные фотографии эта представлена в двух вариантах, папки называются: «Фото цвет» и «Фото чб», есть еще папочка «ЧБ с рамкой под печать», но о ней чуть позже. Чтобы придерживаться «концепции» автора, представлю Третью фотографию в обоих вариантах.
На мой взгляд, с потерей цвета, ни осмысленней, ни лучше она не стала. Хуже всего, что подобное изображение не единственное, они встречаются часто, вот еще пара:
Думаю, данную тему можно закрыть, в пакете много «мусора», который Свадебный фотограф выдает за продукт.
Третья фотография. В центре кадра новобрачные, они «в фокусе», они в центре кадра, но, приблизительно 60% площади изображения занимают два размытых изображения на переднем плане, что бы это могло значить? На мой взгляд, это означает только одно, что Свадебный фотограф не умеет найти точку съемки и верный ракурс. Такой вывод я делаю на основании того, что подобных снимков много, не все выглядят столь плачевно, но все вместе наводят на мысль о человеке, которому надоело водить такси и он решил стать Свадебным фотографом. Именно «стать»: не освоить профессию фотографа, а представляться таковым!
Вы обращали внимание на то, как ведут себя репортеры на съемках событий? Довольно забавное зрелище, когда толпа взрослых людей обвешанных аппаратурой бегают из стороны в сторону. Проявите уважение, это профессионалы, они получают деньги за качественный и интересный кадр, а не за гламурное присутствие на событии. Они настоящие волки журналистики, они назойливы, нахальны, расталкивают друг друга локтями… но их приглашают именно потому, что они умеют сделать Кадр! Фотографы, снимающие свадьбы ведут себя не столь агрессивно, но очень похоже, ведь им тоже платят за красивые кадры!
… в отличии от Свадебных фотографов, таких как Вы, мэтр, сейчас самое время привести очередной фрагмент цитаты: «… А так же это репортаж, могу сказать что не было времени выставлять под каждого гостя свет и ставить его в удачную позу относительно того света. Со вспышками я до настоящего времени не работал, в приоритете всегда естественный и имеющийся свет.
Равы у меня ни кто ни когда не спрашивал. Таких случаев не было) Вам могу попробовать сбросить. «
Мэтр, нет теперь уже точно «чувак», что ты знаешь о репортаже? Думаешь это когда мало плохих фотографий? Нет, это когда много отличных, из которых клиент может выбрать немного «убойных». Извини, я не собираюсь переходить на «ты»… точно не в моих планах «сокращать дистанцию», но это же вроде публицистика… да, такая же убогая как Ваши фотографии, но в отличии от Вас я не выдаю себя за профессионального журналиста… хотя ошибок делаю на порядок меньше.
Чтобы не было разночтений. Вас, любезный, наняли снять свадебный репортаж, не поприсутствовать на свадьбе с «крутым фотеГом», а снять репортаж в удобоваримом качестве. Никто не ждал от Вас шедевров, ждали просто нормальных изображений: правильно кадрированных, с нормальной компоновкой (я намеренно не употребляю слово «композиция», чтоб не беспокоить Вечность по столь ничтожному поводу), с верной экспозицией и естественными цветами. Это все.
За 6 часов 40 минут (время на первой фотографии 17:04, последней — 23:44) «работы» Вы «выдали» 312 снимков, большинство из которых, как я писал выше, не соответствуют уровню даже фотолюбителя. Обычно процент «выбраковки» у профессиональных репортеров составляет 40-60%, у Вас, если ориентироваться на порядковые номера, которые входят в название RAW-файла было сделано 1978 снимков! Нетрудно посчитать, что это чуть менее 16%! И это если считать все три сотни файлов, которые Вы выдали заказчику как «продукт» ) . Я должен с Вами согласится, Вы правильно рассчитываете на статистику, чем больше срабатываний затвора, тем лучше: с увеличением количества файлов вероятность появления сносных фотографий растет. Боюсь в Вашем случае за базовый объем стоит брать большее число, например, 50000 снимков, хотя я не готов рекомендовать именно такое число, возможно его будет недостаточно. Нужны экспериментальные исследования.
В продолжение, мое любимое место в Вашем коротком опусе: «… А так же это репортаж, могу сказать что не было времени выставлять под каждого гостя свет и ставить его в удачную позу относительно того света.«
А я то, дурак, ездил сегодня с флэшметром (не заморачивайтесь этим названием, этот прибор Вам, вряд ли, понадобится), чтоб оценить свет в спортивном зале, где мне заказали съемку спортивного репортажа… а ведь можно было бы снять как получится, а потом сказать: «не было времени выставлять под каждого гостя свет и ставить его в удачную позу относительно того света.» — просто не догадался, но теперь буду знать!
Это скрин с Вашего сайт. Поэтому мне этот фрагмент, тоже очень нравится: «Со вспышками я до настоящего времени не работал, в приоритете всегда естественный и имеющийся свет.
Равы у меня ни кто ни когда не спрашивал. Таких случаев не было)» — А Вы действительно опытный фотограф! Вы снимаете репортажи и никогда не пользовались накамерной вспышкой? Охотно верю! Не удивляйтесь, что никто не просил у Вас RAW, многие о них просто не знают, они ведь рассчитывали, что Вы, действительно фотограф!
Ну, благоглупости типа: «вспышка убивает картинку», «настоящий фотограф не пользуется зум-объективами», «только пленка», «объективы Сигма «синят» (варианты: желтят, краснят, зеленят) и т.д. Слышал и слышу от всяких позеров и недоучек много раз, вырванные из контекста, эти цитаты — просто глупости.
Вспышка — это основной инструмент, после фотокамеры и «зума», для любого репортажника. Если мастерство и освещенность позволяют ее не использовать, но получить качественные снимки: честь и хвала Мастеру. В Вашем случае история совсем другая…
Почему на своем сайте, вы стороной обошли свои «профессиональные принципы», ни малейшего упоминания о том, что Вы не пользуетесь вспышкой и не тратите время, что бы «выставлять под каждого гостя свет и ставить его в удачную позу относительно того света.». Если бы Вы рассказали это при первой встрече Заказчику, ничего бы этого не было, просто свадьбу снял бы другой фотограф и все были бы довольны.
И последнее. Я вчера посмотрел Ваш сайт. Ваше портфолио не оставляет надежду на интересные фотографии, но на нормальную экспозицию, все-таки рассчитывать можно. Задержался в разделе отзывов, даже слеза навернулась, такой мед, в него еще и сахар насыпали. Нельзя ли в качестве отзыва поместить ссылку на этот текст, так сказать «для балансУ» — мнение старого дурака.
P.S. Я обещал рассказать о папочке с названием «ЧБ с рамкой под печать». Я изучил несколько фотографий они совершенно идентичны тем, которые находятся в папке «Фото чб», за одним исключением: в них вставлены рамки. Вот о рамках я и хочу рассказать…
Эту рамку я взял из бесплатного набора поставляемого компанией Google, он называется Nik Collection и доступен для скачивания, там очень много разных рамок в таком стиле и еще много таких рамок в наборе компании OnOne, десятую версию которого, можно скачать бесплатно на сайте этой компании…
Берется папочка «Фото чб» легким движением пальцев превращается в «продукт, подготовленный для печати». Без работы остались все специалисты prepress. )
P.P.S. «Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам…» Незадача, предок жениха оказался в теме, а ведь все так хорошо начиналось… Продолжение статьи здесь.