Первая камера. Что и где купить

Как выбрать первую камеруМеня зовут Юрий Гуревич, я фотограф, опыт в фотографии почти четверть века.  Снимаю репортажи, портреты. Работаю в студии, делаю панорамы и интерьерные фотографии. Снимаю предметы и архитектуру, создаю виртуальные туры, занимаюсь макросъемкой. Еду тоже снимаю… занимаюсь преподаванием — учу фотографии. Совсем недавно, редактируя учебный план курса для начинающих фотографов, обратил внимание, что такому важному аспекту как, первая камера для начинающего фотографа, уделено совершенно недостаточно времени.

Я подкорректировал план, и решил что это может быть интересным не только слушателям наших курсов, но и более широкому кругу любителей фотографии.

В этой статье я расскажу как, с моей точки зрения, правильно подойти к выбору.

Первая камера — это одновременно инструмент и обучающий комплекс. Правильный выбор определяется минимумом затрат при разумном наборе технических возможностей, которых достаточно для всего периода обучения. В дальнейшем роль камеры становится менее критичной, так как, снимает не камера, а фотограф. Но, конечно, техническое совершенство, эргономика и гибкость системы всегда остаются важным фактором в работе.

Вы не найдете в тексте скрытой рекламы, так как я последовательный противник «института лояльных пользователей». Есть уверенность, что производитель должен бороться за каждого покупателя. А мы, потребители, должны ставить под сомнение и проверять любые «революционные прорывы» корпораций, изложенные в рекламе, на предмет их реальной пользы. Поэтому, все дальнейшие рассуждения, советы и рекомендации, представленные в этом тексте, будут обоснованы только целесообразностью и здравым смыслом.

Ко мне часто обращаются с просьбой помочь в приобретении камеры. В случае, если это малознакомые люди, я стараюсь помочь, перечисляя основные принципы и подходы, но сейчас, во время эпидемии COVID-19, появилась возможность написать этот текст.

Эпидемия закончится, а статья, надеюсь, станет полезной для людей, покинувших карантин.

С какой целью интересуетесь?

Прежде чем начать, давайте определимся какую цель вы преследуете. Чтобы проще разобраться, выберите ответ на вопрос о том, какую вы ставите перед собой задачу:

  1. Я хочу получать красивые фотографии всего, что вижу. Мне не интересны технические подробности, мне некогда изучать вопросы экспозиции и композиции, меня интересуют только яркие и красочные изображения.
  2. Я не собираюсь делать фотографию своей профессией, но, возможно она станет одним из моих серьезных увлечений. Мне интересно научиться создавать красивые и интересные фотографии, я хочу побольше узнать о фотоделе, но пока не готов делать серьезные инвестиции в приобретение фототехники, мне не нужна гора фотоаппаратуры.
  3. Я хочу стать фотографом, я понимаю, что для того, чтобы стать экспертом в фотографии мне придется пройти большой путь. Я понимаю, какое важное значение имеет первая камера, для моего дальнейшего профессионального роста. Мне бы хотелось разумно подойти к ее выбору, чтобы позже, при необходимости, постепенно расширять парк аппаратуры.

Как выбрать первую камеру

Если вы выбрали первый ответ, то вам стоит обратить внимание на продвинутые смартфоны средней ценовой группы и топовые модели. Не ищите в моем совете сарказма, его нет. В основе современной вычислительной фотографии (наберите это словосочетание в Google и он предложит  вам множество популярных статей на эту тему) лежит искусственный интеллект, поэтому конечный снимок современного смартфона — это результат, полученный на основе материала, который ваш смартфон создает без вашего непосредственного участия в процессе того, как вы готовитесь сделать снимок. Вы получите изображения очень приличного качества, которые, однако, скорей всего, не будут претендовать на место среди изображений созданных фотографами и вряд ли станут артефактами. Проще говоря, это будет «домашнее фото», но ведь ответив утвердительно на мой  вопрос, вы именно это и имели в виду. Хотя должен сказать, что случается всякое и мне встречались чудесные фотографии, сделанные с помощью смартфонов.

В последние несколько лет смартфоны сильно потеснили рынок компактных фотокамер… да что там потеснили, они практически уничтожили этот сегмент производственной программы производителей. Не верите? Убедитесь в этом самостоятельно! Компактных фотокамер осталось очень мало на полках магазинов, по сравнению с ассортиментом 10 лет назад и по большей части, это достаточно качественные и дорогие устройства, предназначенные для небольшой группы фотографов и художников.

Какой бренд «лучше», если это первая камера?

Популярный ответ на этот вопрос заключается в том, что для новичка нет разницы, название какого бренда написано на его камере. В большинстве случаев это верно, но как известно, дьявол скрывается в деталях.

Я стал обладателем пленочной зеркальной камеры Canon в далеких девяностых, кажется, в 1995. Камеру привез знакомый моряк, который ходил в дальние страны. Это был Canon EOS 5V, профессиональная камера, сразу показала свое преимущество перед «Зенитами», «Киевами» и «Зоркими», которые хотя и имели предков в виде немецких и японских аналогов, но к концу XX века технически отстали от прародителей, а ресурсом и надежностью они никогда не отличались. Когда я получил эту камеру, у меня уже имелся приличный опыт фотосъемки, в качестве продвинутого фотолюбителя, но в первые несколько месяцев обладания новой камерой, меня не оставляло ощущение счастья… вам не понять, если вы никогда не снимали репортаж без автофокуса и только слышали об объективах с переменным фокусным расстоянием 🙂

С тех пор, я использую в работе камеры Canon, за исключением отдельных редких эпизодов. Дело в том, что смена системы для фотографа всегда связана с огромными, часто неподъемными, финансовыми затратами, объем которых зависит от размеров парка оборудования, которым он располагает. Исключение составляют специалисты, использующие технику своего работодателя, но это другая история.

Поэтому, если вы имеете серьезные намерения в отношении фотографии, очень рекомендую серьезно отнестись к выбору бренда.

Как выбрать первую камеруКакой бренд я бы выбрал, если бы не случай? Возможно, тот же Canon или Nikon, с его F4… мог остановиться на Olympus, Pentax, Konica или Minolta — в то время было множество брендов, позже потерявших перспективу и исчезнувших с приходом цифровой эпохи… Можно стать обладателем самого экзотического бренда — это здорово, но может привести к очень неприятным последствиям в перспективе.

Не хотелось бы никого задеть, но есть три самых популярных марки Nikon, Canon и Sony, несколько особняком от них стоят Panasonic, Olympus, Fujifilm и Pentax. Есть еще Leica, но если вы пока не пользуетесь личным самолетом, то смотреть в ее сторону, я бы не рекомендовал.

Вывод напрашивается сам собой: если вы четко определили для себя, что ограничитесь одной камерой и одним-двумя объективами, то выбор бренда для вас, скорей вопрос вкуса и бюджета. Если занятие фотографией предполагает серьезный парк техники, то к выбору бренда стоит подойти серьезно. Я знаю много случаев, когда первая камера фотолюбителя, силой обстоятельств, превращалась в орудие труда и тогда необходимость приобрести объектив или накамерную вспышку, становится определенной проблемой.

Нужно учитывать ценовую нишу бренда, его универсальность, доступность в месте, где вы живете, интернет-торговля несколько смягчает этот аспект выбора, но хорошо, если доступно место, где можно подержать камеру или объектив в руках и даже провести тестовую съемку еще до окончательного выбора.

Важный момент, доступность сервиса, если вы живете в столице, это одно, но если, до ближайшего сервиса придется добираться по таежной просеке несколько суток, то стоит узнать с какими системами лучше всего знаком местный Левша. Аргументом можно считать объем вторичного рынка и его доступность, я говорю не только о возможности купить подержанную технику, но и о возможности продать ее, при необходимости.

Частное мнение. Когда речь идет о первой камере, я бы рекомендовал выбирать между Nikon, Canon и Sony, потому что у этих брендов, в РФ есть могучая сеть сервисных центров практически во всех крупных населенных пунктах, есть огромный выбор техники на вторичном рынке.

Наконец, техника этих марок очень распространена, следствием чего является множество частных мастерских и отдельных умельцев, которые починят вашу камеру гораздо дешевле, чем это сделают официалы. Риск? Конечно, это рискованно, но существуют репутация и рекомендации. А когда вы узнаете стоимость ремонта в официальном сервисе, возможно ваша готовность рискнуть, станет гораздо более мотивированной.

Вывод, выбирайте наиболее распространенную, в вашем регионе, технику, с максимально доступным сервисом.

И последнее замечание в этой главе. Никогда, не становитесь фанатами конкретного производителя, это производители должны проявлять к нам, покупателям, лояльность… кажется я уже писал об этом.

Первая камера. Где купить?

Как выбрать первую камеруНесколько советов, как практически купить камеру. На первый взгляд кажется, что проще: пришел, проверил, заплатил и счастливый отправился домой… Но это только на первый взгляд. Я хочу донести до вас легкий аромат паранойи, который, возможно, позволит избежать сожалений впоследствии.

Между приобретением новой камеры в магазине или подержанной у частного лица, есть отличия, но сначала рассмотрим то, что является общим.

Первое, что я настоятельно рекомендую: возьмите с собой «друга», человека, который на вашу затею смотрит слегка скептически, сможет сопротивляться психологическому давлению продавца и добавит долю здравого сомнения в диалог. Отлично, если это будет человек, разбирающийся в фототехнике или хотя бы в технике вообще. Кроме своей прямой задачи: поддержать вас психологически, он своим скепсисом заставит продавца убеждать одновременно двух человек, а это не так просто. Я сам иногда выступаю в качестве такого «друга» для своих знакомых, поверьте, если вы новичок и не очень уверенный в себе человек, вам очень понадобится «друг».

Второе, сформулируйте для себя в явном виде, ЧТО вы хотите купить, в КАКОМ состоянии и за КАКИЕ деньги. Готовьтесь к тому, что вам предложат аргументы, обосновывающие любую цену, объяснят и почему она такая, а не ниже… Это называется торг, это нормально, но вы должны отстоять свои интересы.

Третье, запомните: на современных камерах и объективах все детали пригнаны очень точно, без щелей и зазоров, корпус собран жестко и не скрипит, кнопки работают четко без заеданий, все управляющие колеса вращаются плавно, независимо от того, предусмотрены ли фиксированные положения или нет, крышки и заглушки закрываются плотно с первого раза. Очень важно, чтобы кольца на объективе вращались плавно, не слишком туго, но и не были разболтаны, не имели люфта, я имею в виду кольца фокусировки и зуммирования, любые отклонения от этого правила сулят вам дорогостоящий ремонт в самое ближайшее время.

Если вы покупаете камеру на вторичном рынке, следуйте нескольким простым правилам.

Попытайтесь понять не является ли ваш контрагент профессиональным перекупщиком, это понять достаточно просто в разговоре, проявите интерес к дополнительной оптике или аксессуарам. Если вам покажется, что вы имеете дело с перекупщиком, просто прощайтесь и уходите.

Ни в коем случае не позволяйте себя торопить, если у продавца мало времени, договаривайтесь о встрече в другое время и обязательно при достаточном освещении — полумрак сулит вам неприятные сюрпризы впоследствии. Проверяйте все, что вы в состоянии проверить и слушайте внимательно комментарии продавца… они могут навести вас на проблему.

Как-то я покупал объектив «с рук», все было отлично, но продавец несколько раз упомянул небольшую царапину на передней линзе, уверяя, что на изображение она не влияет… Если бы он молчал, я, увидев бы царапину, не придал ей значения. Но его слова вынудили меня рассмотреть царапину внимательней, она больше походила на микроскол… я подумал, что именно, могло вызвать такое повреждение и увидел, что край обоймы объектива в месте, где находится резьбовое соединение для светофильтра, поврежден… Дальше все понятно: скорей всего камера упала и ударилась объективом, из-за деформации защитный светофильтр лопнул и осколок повредил переднюю линзу… После такого открытия покупать объектив смысла уже не было.

Общее правило: на корпусе камеры или объектива могут быть потертости, свидетельствующие о естественном износе, и этот износ должен соответствовать истории, которую рассказывает продавец. Но если вы обнаружили вмятины, трещины, сколы и другие следы ударов и падений, то нужно понимать, что риск оплатить дорогой ремонт значительно увеличивается.

Не участвуйте в «виртуальных аукционах», как только продавец дает понять, что уступать не будет, потому что у него уже есть желающие купить камеру или требует быстрей принимать решение, потому что есть еще покупатели , сообщите ему, что подобных предложений тоже достаточно и вы не готовы переплачивать или торопиться. И на самом деле, дефицита любительских камер на вторичном рынке нет, поэтому покупатель диктует условия.

О ресурсе затвора, часто можно слышать, что-то вроде того, что камера прошла 100000, а это для нее пустяки. Во-первых, ни в одном официальном документе, связанном с приобретением товара, вы не найдете прямое указание на ресурс камеры. Есть опыт и исследования, которые подтверждают, что камеры профессионального сегмента обеспечивают очень большой ресурс. Во-вторых, существует очень большой разброс, который обусловлен большим набором факторов от скрытых заводских дефектов, до условий эксплуатации конкретного изделия. Одним словом, наличие экземпляром имеющий пробег в миллион кадров, не является аргументом того, что камера с пробегом сто тысяч, имеет стоимость новой камеры.

Да, приобретать технику на вторичном рынке рискованно, но это позволяет сильно экономить бюджет. Последнее, что я хочу добавить, никогда не связывайтесь с очевидно криминальными схемами, не покупайте технику, происхождение которой вызывает обоснованные подозрения из-за отсутствия в комплекте зарядного устройства, например, это рискованно и аморально одновременно.

Вы решили купить новую камеру в магазине. Замечательно, новые вещи радуют одним своим видом. Берите «друга» и идите в магазин, который вы выбрали…

Не подумайте, что в магазине будет все совершенно просто… не надейтесь! 🙂

Хороший продавец, работая с вами должен обеспечить два основных параметра сделки: максимальную сумму, при максимальной маржинальности. Есть еще одна цель: обеспечить реализацию «красной позиции» — это может называться по разному, но смысл в том, что это товар, который руководство поручило продать как можно быстрей.

Если вы приходите и передаете продавцу, список с ценами, сформированный с помощью сайта этого магазина, просите все проверить, подготовить и сообщаете, что времени у вас немного. Вы, скорей всего, победили и обсуждать больше нечего! Но если вы настроены на общение, вас могут ожидать сюрпризы. Возможно, вам предложат «камеру чуть дороже, но гораздо более интересную…», дополнительный объектив… вариантов много, но именно на этот случай вы взяли собой «друга». Никогда не меняйте планы на ходу, если аргументы продавца кажутся убедительными, возьмите тайм-аут и изучите вопрос, но не принимайте решение на ходу! Продавец в магазине — эксперт в продажах, а не в фотографии, даже если он утверждает обратное. Квалифицированный фотограф не станет за прилавок, потому, что он специалист в другой области, а эрудицию не стоит путать с экспертными знаниями.

Если вы покупаете товар с большой скидкой, то обычно, продавец старается поднять маржинальность сделки за счет других товаров, имеющих более высокую наценку, в нашем случае, это может быть сумка, карточки памяти, дополнительные батареи, средства для чистки оптики и матрицы и много чего еще… Не устраивайте магазину праздник, не все из предложенного вам понадобиться, что-то не понадобится вообще и уж точно вы купите все это дешевле по мере необходимости.

В магазинах, иногда продают «серый» товар параллельно с «белым» — что означает это различие «по цветам», я не буду объяснять, но бывает так, что разница в цене составляет 25-30%. За это вы лишаетесь фирменного гарантийного сервиса и можете обращаться с претензиями только к продавцу. Я несколько раз покупал «серые» камеры, не вижу в этом ничего страшного, если магазин вызывает доверие, а разница в цене оправдывает потенциальные риски.

Я слышал историю, когда одной, судя по всему, наивной даме, которая хотела купить Canon 5DMkIII, с подходящим для съемки маленького ребенка объективом, продали «более надежный, проверенный временем» 5DMkII и объектив EF 24/1.4L — в детской пространство ограниченное, а этот объектив с широким углом, очень удобный! 🙂 Такое случается, когда продавец «хорош», клиент прост, а на складе остались камеры предыдущего поколения.

Нужно помнить, что по законодательству РФ фотокамеры и объективы входят в группу технически сложных товаров, возврат которых возможен только при наличии существенных недостатков!

Удачных покупок!

С чего начать?

Как выбрать первую камеруДля того, чтобы учиться фотографии, требуется не так много. Зеркальная или беззеркальная камера, штатный зум с диапазоном эквивалентных фокусных расстояний примерно 28-70 мм, защитный фильтр на объектив, карта памяти, позволяющая сохранить не меньше 500 файлов в формате RAW, фотосумка и запасной аккумулятор для камеры. Для начала этого достаточно.

Стоит такой комплект в магазине минимум $350-$400, но это будет самая простая зеркальная камера в линейке производителя и я бы посоветовал, если есть возможность, увеличить эту сумму до $650. Тогда можно будет говорить о более продвинутой любительской камере, либо о вполне серьезной камере, выбранной на вторичном рынке.

Могу предположить, что через некоторое время вам потребуется накамерная вспышка, а чуть позже штатив. И опасайтесь «экспертов», которые порекомендуют вам запастись объективами с фиксированным фокусным расстоянием… во-первых, они не нужны новичку, во-вторых, это дорогая оптика, а то, что вам предложат за «приемлемую» цену, не даст никаких преимуществ. Берегите деньги, следуйте принципу: «кошелек нужно доставать только тогда, когда вы понимаете, что и для чего покупаете».

Еще ни один начинающий фотограф не повысил свой уровень в следствие приобретения более дорогой техники!

Пройдет время и парк вашей техники увеличится, но тогда вам уже не будут нужны мои советы…

А что на вторичном рынке?

Как выбрать первую камеруКонечно, новые вещи лучше старых, когда речь не идет о предметах искусства и антиквариате. Если ваш бюджет условно не ограничен, просто пропустите этот раздел и переходите к следующему.

Для тех, кто выбирает между новой любительской камерой и более продвинутой, но уже побывавшей в других руках, рекомендую прочесть этот раздел.

Если бы откроете любой сайт, где продается подержанная фототехника, вы удивитесь обилию предложений, где камера, купленная пару-тройку лет назад, лежала без дела и использовалась только для семейной любительской съемки, а теперь продается за ненадобностью… Поверьте моему опыту, большая часть этих предложений исходит от перекупщиков, свадебных фотографов, людей, снимавших панорамы для Google, бомбивших детские садики и школы или пляжных фотографов. В сервисном центре, где я вожу знакомство с инженерами, мне рассказывали массу историй, когда за время гарантийного срока, дважды менялся полностью изношенный затвор.

Естественно, есть возможность проверить некоторые утверждения продавца, например, у многих современных камер, с помощью доступных программ, можно посмотреть физический «пробег» затвора, но вот проверить действительно ли прежний владелец провел ремонт с его заменой или оставил это «счастье»  следующему владельцу, уже сложней.

На самом деле, список возможных проблем, не исчерпывается износом затвора, так как в зеркальной камере параллельно износу затвора, изнашивается механизм поворота зеркала, замена которого тоже стоит недешево. Состояние цифровой матрицы можно  проверить перед покупкой, но вот правильно ли она установлена или после падения камеры требуется полная регулировка оптической системы, это проверить не так просто. Еще одна беда, заключается в том, что при покупке, нельзя проверить не была ли камера восстановлена после «утопления»… Проблем море, простите за тавтологию, и можно легко потерять деньги.

Как выбрать первую камеруНе верьте людям, которые определяют состояние камеры по износу контактов на байонете или потертостям и царапинам на корпусе и органах управления… это полная чушь. Люди которые используют камеру «до дыр», чтобы потом продать, ее как «почти новую», умеют сохранить внешний вид.

На снимке слева: так выглядят байонет и контакты камеры, имеющей пробег около 500000 кадров. Для скептиков уточню, что это моя камера, у меня большой парк объективов и я их меняю несколько раз за съемку. Кликните по изображению и признайте, что контакты выглядят идеально.

Важная особенность вторичного рынка, которую следует знать. Степень риска купить «развалину», требующую огромных вложений, касается младших камер профессионального сегмента, таких как Canon 5DMkIII или Nikon D810-D750, сюда относятся и топовые модели с кропом, такие как Canon 7D или Nikon D7500.

Секрет прост, такие камеры чаще всего использует коммерческие фотографы, работающие в «массовом» сегменте. Топовые камеры реже становятся объектами манипуляций, потому что их физически намного меньше, обычно они всегда имеют большой пробег. Согласитесь, рассказ девушки о том, что она купила D5, потом ей надоела фотография и камера провалялась два года в шкафу без дела, по целому ряду признаков звучит странно, а для Nikon D810, это вполне обычная история, которая, правда, требует проверки. Вероятность того, что любительская камера использовалась для профессиональной работы тоже есть, но она невелика, по очевидным причинам.

Сейчас огромное количество свадебных фотографов используют топовые модели беззеркалок Sony, которые в общепринятом смысле не принадлежат к профессиональному сегменту, во всяком случае, на это ничего не указывает, кроме стоимости и рекламных слоганов. Отработав свой срок на бомбежке свадеб, эти камеры окажутся на вторичном рынке, скорей всего, как семейные камеры.

Из написанного, вроде бы следует, что вторичный рынок можно исключить из рассмотрения…

Конечно, это не так! Если вы знакомы с продавцом, либо можете получить информацию о камере, все будет хорошо. Но, не нужно никогда покупать технику у перекупщиков, которые «все проверили, отрегулировали и почистили», это общее правило, которое касается любой сферы.

Цена подержанной камеры должна быть существенно ниже цены новой, так как, она уже частично изношена и любой ремонт может сделать такое приобретение экономически бессмысленным, поэтому найдите специалиста, разбирающегося в фототехнике и попросите его помочь.

Интересными бывают предложения, связанные с профессиональной техникой. Например, если вы хорошо представляете что важно для работы и уже не реагируете на рекламные призывы о новых «супервозможностях», то вы можете купить «пожилую» профессиональную камеру за сущие копейки.

Пару лет назад я случайно познакомился в социальной сети с дамой, которая пыталась продать Canon EOS 1DsMkIII. Перекупщики, как одолжение, предлагали 30-35 тысяч и кружили вокруг, в то время как такая камера на avito стоила примерно 80000 рублей. Я созвонился и объяснил ситуацию, сбросил ссылки на схожие предложения, просто потому, что не люблю мошенников. Через некоторое время дама позвонила мне и предложила купить камеру за 50000. После проверки в сервисном центре, где эту камеру, как оказалось, знали, я ее приобрел. Итак, старая «единица», имевшая на момент покупки пробег всего 50000 (пятьдесят тысяч), используется в моей студии для предметной съемки… если вы думаете, что такая старая камера не позволяет получать качественный результат, вам стоит пройти курс «Практическая фотосъемка»🙂

Полный кадр или «кроп»

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Выбор, в первую очередь, определяется бюджетом, если отталкиваться от суммы $650, то за эти деньги приобрести актуальную полнокадровую камеру в приличном техническом состоянии практически невозможно.

В магазине беззеркальная полноформатная камера такая как Canon EOS RP стоит приблизительно $1050 в комплектации body, то есть без объектива, Sony ILCE-7M2 Kit — готовый комплект со штатным зум-объективом за $1250 или более продвинутый Nikon Z6, тоже body, который существенно дороже. Добавьте стоимость объектива, которую можно немного минимизировать использованием объектива EF для Canon или F для Nikon с соответствующим переходником и получите сумму от $2000. Я не поклонник Sony, но должен признать ее предложение мне кажется очень привлекательным, хотя требует детального изучения, так как, эта компания, обычно, не радует низкими ценами.

Да, конечно, гораздо приятней начинать изучение фотографии, имея полноформатную камеру, которая «сохраняет» широкие углы, позволяет использовать объективы именно так как их проектировали, а не только центральную часть изображения… Если вы планируете снимать «street» и портрет, то вам стоит подумать о «полном кадре». Если речь идет о съемке живой природы или макросъемке, первое время, можно обойтись «кропом».

Иными словами, «полный кадр» использовать приятней, но влезать в долги, чтобы увеличить бюджет, не стоит. Важный момент, который я люблю повторять: «Снимает не камера, а фотограф!».

Очень важный момент. Обычно камеры обновляются гораздо чаще, чем оптика, поэтому, купив первую камеру с «кропом», все дополнительные объективы приобретайте с прицелом на то, что рано или поздно вы перейдете на полный кадр. Это рекомендация на перспективу.

Можно ли обойтись без зеркала?

Поговорим о зеркальных и беззеркальных камерах. В чем преимущество последних? Ответ очевиден, в том, что отсутствие подвижного зеркала упрощает конструкцию камеры, позволяет уменьшить ее размеры и вес. Отсутствие подвижного зеркала дает возможность уменьшить рабочий отрезок камеры, это расширяет возможности конструкторов оптики. Отсутствие зеркала, механизма его поворота и оптического видоискателя, избавляет камеру от механических частей и, видимо, делает ее более надежной. Конечно, на смену оптическому видоискателю приходит электронный… но это уже другая история.

Выбирая беззеркальную камеру, сразу исключите устройства, в которых не предусмотрен электронный видоискатель, так как использование экрана, во многих случаях, усложняет съемку, особенно для новичка.

Избавившись от оптического видоискателя, беззеркалки потеряли традиционное место для установки датчиков фазового автофокуса, контрастный автофокус имеет несколько недостатков, важнейшим из которых является очень низкая скорость фокусировки. Чтобы избежать этой неприятности датчики фазового автофокуса установили непосредственно на матрицу. Если вы заинтересуетесь этим вопросом, то узнаете много нового, в том числе, о том, что эффективность фазового автофокуса во многом зависит от физических размеров датчиков, понятно, что датчики, установленные непосредственно на матрицу, имеют сравнительно небольшие размеры.

Производители активно развивают это технологическое направление и в каждой новой беззеркальной камере, автофокус работает быстрей и становится более «цепким», но на момент написания этого текста, зеркалки все еще лидируют.

Решите, что важней для вас: быстрый автофокус или более компактная камера.

Еще один важный момент. Как правило, беззеркальные камеры имеют более короткий рабочий отрезок, чем соответствующие им зеркалки того же производителя, например, байонеты EF — RF и F — Z, это значит, что установить объектив «зеркальной» версии на беззеркалку можно через простейший переходник, а сделать наоборот не получится.

Чем это грозит? Оптика, созданная для беззеркальных камер пока стоит сильно дороже «зеркальных» версий, например, для Cаnon, объективы RF стоят намного дороже аналогичных объективов EF и заявления маркетологов об их оптическом превосходстве, совершенно не подтверждаются практикой.

На мой взгляд, для беззеркалок,  пока экономически целесообразней использовать «зеркальные» объективы через переходник.

Чем меньше пикселей мы больше…

Сейчас появляются камеры все с большим разрешением матриц, что это дает начинающему фотографу и вообще фотографу? Давайте разберемся.

Когда на смену камере, имеющей матрицу разрешением 8 Мп, пришла камера с 13 Мп, это было здорово… затем прогресс дал 20 Мп — отлично, но компьютеры стали хуже справляться с выросшими файлами, особенно это касается RAW. Разрешение 20-25МП позволяет печатать материал на бумаге форматом 40х60 см в высоком качестве и это не предел. Какие преимущества дают матрицы с разрешением 40-50 Мп?

Рассуждения о том, что имея разрешение матрицы 50 или 75 Мп, с помощью кадрирования при обработке, можно из унылого брака получить шедевр… чистейшее заблуждение. Я редко слышу о том, что кто-то печатает фотографии на бумаге форматом А0…

Практическая сторона вопроса выглядит так: большинство изображений визуализируется с помощью разных мониторов: сейчас эпоха FHD плавно переходит в 4К и на горизонте появился 8К, который будет экзотическим чудом еще много лет. Для справки, 4К — это кадр с разрешением 4096х2160 при соотношении сторон 16х9. Этому разрешению соответствуют кадр фотокамеры приблизительно 12 Мп.

Для себя я принял, что разрешение 20-25 Мп является комфортным и пока полностью покрывает мои потребности как коммерческого фотографа.

Сенсорное управление и прочие следствия технического прогресса

Как выбрать первую камеруТрудно переоценить удобство сенсорного экрана на современных камерах, но… как вы поняли, не все так гладко. Если для доступа к основным функциям камеры, требуется использовать сенсорный экран, вы рискуете пропустить самые интересные кадры. Эргономика камеры должна допускать «слепое» управление. На корпусе должно быть достаточно кнопок и колес, чтобы быстро менять основные настройки.

Примером плохо подходящих для обучения камер, я бы назвал младшие модели EOS-M от Canon, α6000 от Sony и еще целый ряд камер от разных производителей, предполагающих активное использование сенсорного экрана во время съемки.

Как минимум, управление режимами съемки, выдержка, диафрагма, ISO, коррекция экспозиции, фиксация экспозиции и автофокуса, установка режимов экспозамера и автофокуса должны меняться с помощью физических кнопок, их комбинаций и колес управления.

Оптические стабилизаторы

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Для чего нужен оптический стабилизатор изображения? Простой пример, вы снимаете при недостаточном освещении, максимально открываете диафрагму, но малая глубина резкости ограничивает ваши возможности, тогда вы пытаетесь снимать на более длинных выдержках, прикрыв диафрагму, выясняется, что движущиеся объекты смазаны за счет своего перемещения в кадре, а неподвижные за счет дрожания ваших рук во время длинной экспозиции… беда, все снимки — брак. Что можно сделать? Увеличить освещенность за счет накамерной вспышки или включить оптический стабилизатор.

Встречаются оптические стабилизаторы двух видов: перемещающие матрицу камеры для компенсации «дрожания» рук и перемещающие с этой целью, оптический блок в объективе. В первом случае, вы имеете камеру, у которой стабилизированы все объективы, во втором — в каждом объективе должен быть стабилизатор. Первый вариант предпочтительней с точки зрения экономии средств, второй вариант, в ряде случаев, учитывает специфику конкретного объектива и может быть эффективней.

Эффективность оптического стабилизатора изображения определяется тем, на сколько «стопов» экспозиции можно удлинить выдержку при съемке с его использованием, современные стабилизаторы в профессиональной оптике имеют практическую эффективность до 4-6 «стопов». Эта эффективность очень зависит от физических данных фотографа, ветра и некоторых других внешних факторов, поэтому невозможно точно определить эту характеристику. Что такое увеличение выдержки на 4 «стопа»? Это значит, что она может быть длинней в 16 раз!

Снимая птиц объективом, с фокусным расстоянием 400 мм, вы используете выдержку не длинней 1/500 сек., включив оптический стабилизатор с эффективностью 4 «стопа», вы можете позволить выдержку 1/30 сек.! Это обеспечит отсутствие «смаза» от «дрожания» ваших рук, но не от движения самой птицы 🙂

Из личного опыта, полезность стабилизатора становится очевидной для телеобъективов, то есть объективов, эквивалентное фокусное расстояние которых превышает 60 мм. Чем больше эквивалентное фокусное расстояние, тем больше значение имеет оптический стабилизатор.

Заключение

Я рассмотрел только те характеристики и свойства фотокамеры, которые, на мой взгляд, могут иметь значение для начинающего фотографа. За рамками остались специфические инструменты такие как брекетинг экспозиции и баланса белого цвета, сложные режимы работы автофокуса, инструменты подстройки автофокуса и некоторые другие возможности, полезность которых на этапе обучения не очевидна.

С другой стороны, опущено рассмотрение таких «фич», как фокусировка «по улыбке», «по глазам», наличие фильтров для внутрикамерной обработки jpeg и некоторые другие находки маркетологов, я не считаю что они могут быть полезны для обучения фотографии.

Выбор за вами, ведь главное не камера, а ваше желание и усердие. Хороших снимков!

Если фотография заинтересует вас серьезно, приходите на мой курс «Практическая фотосъемка», конечно, если вы живете в Ростове-на-Дону. Запись в учебные группы возобновится, как только исчезнет эпидемиологическая угроза, следите за новостями на сайте https://school.gurfoto.ru/.

Здоровья вам и вашим близким.

 

Последние статьи

Беззеркальные камеры

Беззеркальные камеры: революция?


Мы постоянно слышим о новых технологиях, которые пришли вместе с беззеркальными камерами и о новом, «непревзойденном» качестве, которое можно получить, якобы, только при их использовании. Разберемся что, действительно принесла с собой новая концепция, а что появилось независимо от нее и просто совпало с ней по времени появления.

Первая камера. Что и где купить

Первая камера. Что и где купить


В этой статье я расскажу как, с моей точки зрения, правильно подойти к выбору. Первая камера для начинающего фотографа это одновременно инструмент и обучающий комплекс, правильный выбор определяется минимумом затрат при разумном наборе технических возможностей достаточных для всего периода обучения. В дальнейшем роль камеры становится несколько меньше, так как, снимает не камера, а фотограф, но это будет потом. И, конечно, техническое совершенство, эргономика и гибкость системы всегда остаются важным факторов в работе.
Вы не найдете в тексте скрытой рекламы, так я последовательный противник «института лояльных пользователей». Я уверен, что производитель должен бороться за каждого покупателя. А мы, потребители, должны ставить под сомнение и проверять любые «революционные прорывы» корпораций, изложенные в рекламе, на предмет их реальной пользы. Поэтому, все дальнейшие рассуждения, советы и рекомендации, представленные в этом тексте, будут обоснованы только целесообразностью и здравым смыслом.
Ко мне часто обращаются с просьбой помочь в процессе приобретения первой камеры. В случае, если это малознакомые люди, я стараюсь помочь, излагая основные принципы и подходы, сейчас, во время эпидемии COVID19, появилась возможность описать общий подход к этому ответственному шагу.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 5. Некоторые особенности…


Разные виды съемки предполагают использование различных технических приемов и оборудования. При большом разнообразии жанров, детально рассматриваются портретный, предметный и панорамный виды съемки. Выбранные виды имеют ярко выраженную специфику и требуют специального оборудования, которое в других жанрах применяется редко. Рассматривать фотосъемку без практики бессмысленно, поэтому в реферате тезисно изложена информация, касающаяся только основных принципов съемки, это позволит оценить содержание практических занятий.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 4. Объективы и аксессуары


Байонет, кроме механизма присоединения объектива к корпусу камеры, включает в себя электрические проводники для управления электронной диафрагмой и автофокусом. В дополнение, для совместимости ранее выпущенными объективами, некоторые байонеты поддерживают и механические связи. Довольно часто возникает потребность использовать объектив одной системы на камерах другой, обсудим в каких случаях это возможно. Рассмотрим новую характеристику, которая называется рабочий отрезок.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 3. Использование света.


Работа со светом, настолько фундаментальная область в фотографии, что в рамках курса «Практическая фотосъемка» рассмотрим только самые базовые понятия и закономерности. Основной акцент сделан на практических упражнениях.

После изучения этого раздела, отпадет множество «канонических» заблуждений, витающих вокруг фотографии. Эти суеверия берут начало в фотофорумах, где общаются те, кто не читает книг, не создает фотографий, они проповедуют то, чему их не смогли научить на школьных уроках физики. Иными словами, внимательно прочитав материал этого раздела, вы сможете сохранить время и деньги…

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 2. Фотосъемка


Тема этого раздела прежняя: экспозиция, но теперь она будет рассмотрена с точки зрения процесса фотосъемки, а значит, будут обсуждаться режимы экспозамера и воздействие света. Отдельно рассмотрим вопросы баланса белого цвета, фокусировки. Поговорим  о режимах работы автофокуса. Обсудим специфические моменты разных видов съемки от панорамной до макро.