Практическая фотосъемка. Часть 5. Некоторые особенности…

Некоторые особенности фотографической съемки

Разные виды съемки предполагают использование различных технических приемов и оборудования. При большом разнообразии жанров, детально рассмотрим портретный, предметный и панорамный виды съемки. Выбранные виды имеют выраженную специфику и требуют специального оборудования, которое в других жанрах применяется редко. Рассматривать фотосъемку без практики бессмысленно, поэтому в реферате тезисно изложена информация, касающаяся только основных принципов съемки, это позволит оценить содержание практических занятий.

Прочитав реферат до этого раздела, вы уже получили достаточно информации о Курсе, чтобы понять, что «готовые схемы» в фотографии не работают. Невозможно, определенно сказать, какие конкретно установки нужно сделать в камере и как расставить осветительные приборы, чтобы гарантировать получение минимально приемлемого результата. Это все равно, что учить вождению автомобиля через запись последовательности действий, в расчете на конкретный маршрут «до магазина». Хотя я наблюдал фотографов, которые пытаются учить и учиться по такому принципу…

Портретная фотосъемка

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Что называть портретом? Изображение лица, человека по пояс, в полный рост, группу людей? А бывают портреты собак, лошадей? Да, все перечисленное и много разного другого, можно отнести к жанру «Портрет».

Портрет — очень многогранный жанр, существует много формулировок. Наиболее предпочтительной кажется такая: портрет — это изображение человеческой натуры. Такое определение не касается, наверное, только «фотографий на документы».

А как, в свете такой формулировки, обстоит дело с портретами животных? В этом нет никакого противоречия, портреты животных — проекция черт человеческой натуры на представителей животного мира, это наблюдается не только в фотографии, можно вспомнить книги и фильмы о животных, в которых человеческими качествами: добротой, преданностью, коварством, злостью, хитростью, умом и многими другими чертами наделяются животные. На фотографии слева животное, которое легко «очеловечить» не проявляя фантазии, а вот правая фотография, на которой изображены «влюбленные» носороги — это уже проекция в чистом виде.

Итак, портретная фотография — это изображение человеческой натуры, либо ее проекции на что-либо. Более детальное и глубокое рассмотрение сущности портрета оставим в философском дискурсе, а сами перейдем непосредственно к портретной съемки.

 

При изучении характера освещения, упоминалось, что, в общем случае, для съемки женского портрета следует применять мягкий свет, а жесткий свет уместен при съемке мужчин , так как резкие тени подчеркнут мужественность образа. Это верно и это правило, которое нарушается постоянно и обоснованно. Ниже расположены четыре женских портрета два из них сняты в жестком освещении, два — в мягком. Вывод, который можно сделать, заключается в том, что выбор световой схемы должен работать на создание образа, а обычаями и правилами можно пожертвовать, если есть в этом необходимость.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Существует множество правил, с помощью которых делаются попытки формализовать отличия «правильного» изображения от «неправильного»: «Золотое» сечение, правило третей, равновесие композиции, сходящиеся линии, наклоны, диагонали и так далее. На самом деле, таким образом выглядят только «правильные» портреты на оценку «5», оригинальные работы, чаще всего, нарушают некоторые или все правила. Правил много, некоторые из них важны, некоторые придуманы, чтобы усложнить жизнь начинающим фотографам и добавить аргументы критикам, поэтому лучше полагаться на собственный вкус и чувство гармонии.

Одно  из правил гласит, что руки модели не должны «висеть в воздухе», поза должна быть устойчивой и комфортной, а подпирать рукой подбородок, рискованно, так как при этом деформируется лицо. Все верно и в большинстве случаев, нужно следовать правилам… Слева портрет, который должен передать депрессивное состояние девушки,  очевидную трагичность сюжета… Все это, подчеркивается необычным расположением рук, неустойчивостью позы, взглядом, направленным в объектив и тенями на лице, вызывающими ассоциации со следами от слез. Изображение, смещенное от центра кадра, делает композицию неустойчивой, а «жесткое» кадрирование, практически не оставляющее свободное пространство вверху и внизу, символизирует давление, которое испытывает героиня. Нарушено множество правил композиции, но если этому есть объяснение, то дальше имеет смысл обсуждать только впечатление от работы.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Цветной или черно-белый? Есть много причин, по которым нужно отказаться от цвета. Часто требуется упростить композицию, не всегда линии, формы и цвет пересекаются в одной плоскости, при этом, чаще всего, жертвуют цветом. Стилизация фотографии тоже, может привести к черно-белому решению, бывает, правда, дело ограничивается тонированием. Цвет может быть лишним, когда хочется подчеркнуть красоту светотеневого рисунка, графичность, ритм, взаимодействие линий.

Кадрирование, вроде бы, в направлении взгляда должно быть больше «воздуха», а вокруг модели должно быть свободное пространство. Но никто не отменял «жесткое» кадрирование, которое позволяет придать портрету драматическую ноту и экспрессию, важно научиться правильно пользоваться этим инструментом.

Взгляд может быть направлен куда угодно, если это не противоречит сюжету. Человеческий взгляд — очень выразительный инструмент и, напротив, ничего не выражающий расфокусированный, взгляд, может испортить любую фотографию.

Расфокусированный взгляд, невнятный сюжет и отсутствие легко читаемой идеи — признак фотографа-дилетанта, который не продумав концепцию портрета, надеется, что после щелчка затвора, получится шедевр. Такая удача случается крайне редко, вероятность, сравнимая с получением комбинации «флешь рояль», при игре в покер — всякое бывает, но рассчитывать на это наивно. Сознательный отход от правил, должен иметь веские причины и в зависимости от того, как начинающий фотограф эти причины оценил, в результате появится либо интересная работа, либо ученический брак.

Сознательный отход от правил должен быть следствием реализации авторского замысла, но не причиной того, что фотограф «забыл пару правил композиции».

Направление взгляда модели, регулярно вызывает дискуссии. Простое правило: взгляд должен быть направлен в объектив или на что-то, находящееся в кадре… Или вдаль поверх фотографа, как взгляд Арнольда Шварценеггера на известном портрете Ричарда Аведона, этот взгляд устремлен в будущее. А еще часто бывает, когда взгляд имеет второстепенное значение или вообще значения не имеет, а главным является рука, шея или грудь.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Бывает так, что взгляд не имеет существенного значения. Важна идея снимка — реализация идеи, еще одна важная причина для отхода от строгих правил. На портрете слева скрипачка, увлеченная музыкой, акцент сделан на ее руку, при этом лицо в нерезкости. Идея проста и понятна: девушка поглощена игрой на скрипке, ее внимание сконцентрировано на руке, держащей гриф инструмента.  Можно ли эту фотографию отнести к жанру «Портрет»? Конечно,  ведь это изображение человеческой натуры, нет ни малейшего сомнения, что это портрет.

Можно снять девушку со скрипкой и решить задачу формально, можно проявить креативное мышление и вместе с обычными портретами появится необычная работа. Сложно предположить, кто и сколько раз делал похожие снимки, есть уверенность, что эта фотография не первая, но таких работ, точно, в тысячи раз меньше, чем портретов «Девушка со скрипкой». Из этого, конечно не следует, что такой портрет станет артефактом, но это попытка.

Проявление креативного мышления — очень верное направление для профессионального роста.

На практических занятиях мы стараемся снимать интересные портреты, даже если при этом результатом не станет шедевр, для фотографа важно не повторяться и не принимать стандартных решений. Обучающийся любому ремеслу, лежащему в основе творческой деятельности, должен с самого начала воспитывать в себе «внутреннего критика» — принципиального и беспощадного, который не даст восхищаться собственными творениями, которые вначале, скорей всего, не будут шедеврами.

В теме о портретной съемке, невозможно не уделить внимание постановке света. На практических занятиях этому уделяется немало времени, но подробно описывать работу со светом в тексте, смысла не имеет — требуется практика и взаимодействие с преподавателем.

Начнем с элементарных световых схем. Эти схемы аналогичны гамме при обучении музыке, имея базовые знания нетрудно научиться создавать новые оригинальные световые схемы. Рассмотрим самые простые схемы, с которых начинаются практические занятия по портретной съемке.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Длинный и короткий свет — используется один источник света, с модификатором софтбокс. Такое освещение применяется для съемки портретов крупным планом. Лицо модели расположено в ракурсе 3/4, источник света направлен приблизительно 45º к главной оптической оси камеры, источник должен быть установлен несколько выше уровня глаз модели, для начала, на 0.3-0.5 метра. Если источник света освещает дальнюю от камеры сторону, лица, то такое освещение называют «коротким», если изменить положение источника света, так, чтобы освещалась ближняя к камере сторона лица, то такое освещение называют «длинным».

Чем отличаются результаты «длинного» и короткого» освещения? Лицо, освещенное «коротким» светом, выглядит более узким, из-за того, что ближняя к камере сторона лица имеет градиентное освещение, напротив, лицо, освещенное «длинным» светом, выглядит шире, за счет того, что освещена вся видимая часть. Примеры «длинного» и «короткого» света можно увидеть на фотографиях: слева — «длинный» свет, освещена ближняя к камере сторона лица, справа — «короткий» свет, освещена дальняя сторона лица.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Раздельное освещение — все так же, один источник света, расположенный таким образом, чтобы свет падал только на одну сторону лица.

Лицо модели расположено анфас, главная оптическая ось совпадает с плоскостью симметрии лица, чтобы сконцентрировать свет на одной половине лица, источник стоит сбоку от модели. Такую схему освещения чаще используют для мужских портретов, в результате получаются драматические портреты, иногда, даже зловещие.

Раздельное освещение используется в кинематографе, особенно в фильмах, снятых по комиксам, где активно используется гротеск, как художественный прием. В чистом виде раздельная схема освещения используется не часто, но, как базовую схему для более сложных световых схем ее применяют многие фотографы.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Освещение «Петля» — один источник, расположен под достаточно острым углом к главной оптической оси. При этом он не должен быть расположен прямо за камерой, так как освещение лица не должно быть полностью симметричным. Источник должен находиться немного выше уровня глаз модели, таким образом, чтобы одно из крыльев носа отбрасывало небольшую тень в форме петли вниз и в сторону щеки.

«Петля» — световая схема, которая требует точной установки света по направлению и по высоте, так как форма и размер тени зависят не только от положения источника света, но и от особенностей строения лица модели. Сложно сказать, насколько часто данная схема используется на практике, но для освоения навыков манипуляции с источниками света, она, наверное, самая эффективная из всех элементарных световых схем.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Световая схема «Бабочка» — называется так, потому что под носом модели образуется тень в виде ромба или треугольника, которая, может, кому-то, напомнить бабочку.  Единственный источник света, это может быть солнце, находится за камерой и достаточно высоко над горизонтом. Такая световая схема выявляя рельеф лица, не делает акцент на возрастных особенностях модели, в отличие от предыдущих схем, в которых использован боковой свет, который активно выделяет рельеф лица, включая морщины.

Для того, чтобы воспроизвести световую схему «Бабочка», нужно, чтобы лицо модели было расположено анфас к камере, которая должна находиться на уровне, не ниже глаз модели. Источник света расположен достаточно высоко, чтобы кончик носа модели отбрасывал тень над верхней губой, но эта тень не доставала до губы, это значит что геометрическая связка «высота источника света — наклон головы модели» очень зависит от особенностей лица.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.«Рембрандтовский» свет — называется так, потому великий голландский художник Рембрандт очень часто использовал такое освещение в своих работах. Такую схему освещения, благодаря всего одному источнику света, довольно просто получить в естественном солнечном свете. «Рембрандтовское» освещение создает объемную драматичную картину. Наиболее характерным признаком «рембрандтовского» освещения стал светлый треугольник на щеке под глазом на темной стороне лица.

Чтобы создать такое освещение, нужен один источник света. Ракурс и расположение источника, похожи на постановку света по схеме «короткий свет», различие только в высоте расположения источника. При создании «рембрандтовского» освещения, источник должен быть расположен выше, чем при схеме «длинный свет», тогда часть света пройдет над переносицей и создаст световое пятно в виде треугольника на щеке между глазом и скулой. Конкретную высоту источника определяет строение лица модели.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Существует бесконечное множество различных световых схем, нет смысла заучивать их наизусть, гораздо полезней научиться создавать нужное освещение. Есть множество причин такого подхода, вот лишь некоторые:

  • чтобы стать специалистом мало копировать произведения хороших фотографов, это полезно только во время обучения;
  • копируя, не создать ничего интересного, тем более, повторяя десяток элементарных схем, этого не достаточно — начнутся повторения;
  • разным по характеру типажам, подходят разные типы освещения, необходимо научиться правильно подбирать освещение;
  • элементарные световые схемы, приведенные в качестве примера касаются только лица, но портрет, часто включает не только лицо и не одно лицо.

Элементарные световые схемы очень полезны для того, чтобы получить навыки работы со светом, понимание того, как различные модификаторы изменяют характер освещения. На практических занятиях будет возможность приобрести начальные навыки работы со студийным светом под руководством преподавателя. Эти навыки позволят начать самостоятельную работу со светом. Либо продолжить обучение на специализированном курсе «Портретная фотография».

Начиная съемку, нужно представлять заранее ее последовательность. Обычно время использования студии оплачивается , поэтому не стоит его терять на подготовительную суету. Съемка портрета включает несколько этапов: контакт с моделью, создание концепции съемки, согласование, зарисовки, постановка света и подбор техники, после чего следует сама съемка. Перечисление этапов выглядит несколько громоздко, но когда, как мы разберем каждый этап, станет понятно, что это единый процесс, не предполагающий поэтапное выполнение неких заданий.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Контакт — сильно зависит от эмоционального состояния модели и коммуникативных способностей фотографа. Прежде всего нужно выяснить как ваш собеседник воспринимает себя и какие результаты предстоящей съемки ожидает, независимо от того кто определяет правила фотограф или модель. Во время разговора обратите внимание как двигается ваш собеседник, как сидит, как улыбается, как говорит. За короткое время нужно составить представление, которое сделает съемку удачной.

Создание концепции —  звучит умно и многозначительно, но на самом деле, получив представление о модели в процессе контакта, нужно понять какие образы, эмоции и планы уместны, а какие нет. Важно понимать, что, оказывая психологическое давление, вы, скорей всего, не получите тот результат, к которому стремитесь.

Зарисовки — перед тем, как писать портрет, художник делает зарисовки, чтобы понять, как на бумаге будет выглядеть то, что уже есть в его воображении. Фотограф поступает так же, нужно сделать несколько пробных снимков, чтобы уточнить световую схему, посмотреть как модель выглядит в той или иной позе, какая мимика выглядит естественно, какой сюжет использовать, насколько возможно сотрудничество.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Постановка света и подбор техники — после того как сделаны и просмотрены пробные кадры, нужно сделать раскадровку, то есть решить какие именно портреты следует снимать. Для каждого портрета уточняется световая схема, ракурс, подбирается подходящая оптика, например, во время пробной съемки для оперативности использовались зумы, а для основной съемки их заменят объективы с фиксированным фокусом.

Основная съемка — уже известно, какие портреты будут сниматься в соответствии с раскадровкой. Последовательно снимаются дубли каждой позиции, с корректировкой света, ГРИП и других параметров, до получения желаемого результата.

Гораздо сложней снимать при естественном свете, хотя часто можно услышать обратные утверждения. При съемке на пленэре, фотограф вынужден использовать то, что есть, исправляя недостатки освещения с помощью отражателей, экранов и дополнительного искусственного света: убирать некрасивые тени с лиц моделей, перемещаясь и перемещая моделей, одновременно следить за изменением  фона.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Для того, чтобы правильно подобрать оптику для портретной съемки, нужно понимать, чем кроме степени приближения отличаются объективы с разными фокусными расстояниями.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Есть два основных фактора, отличающих результат снимки, сделанные оптикой с различными фокусными расстояниями. Первый фактор — это пропорции и перспектива, чем короче фокусное расстояние оптики, тем больше различаются элементы, расположенные на разном расстоянии от камеры, например, если снять человеческое лицо с короткого расстояния широкоугольным объективом, то получится портрет с относительно крупным носом, скорей похожий на карикатуру. Длиннофокусная оптика, напротив, сжимает перспективу, вместе с которой теряется объем изображения. Второй фактор — это сохранение комфортной дистанции, приближаясь к модели с объективом 40-60 мм, чтобы снять крупный план, фотограф вторгается в личное пространство, что в некоторых случаях, может повлечь психологическое напряжение, мешающее контакту фотографа и модели.

Для портретной съемки используют оптику с диапазоном фокусных расстояний от 35 до 200 мм — это довольно широкий диапазон, при этом встречаются оригинальные портреты, сделанные сверхширокоугольной оптикой и даже объективами fisheye. Общее правило, которое можно и нужно нарушать в тех случаях, когда гармония подсказывает, что это необходимо, гласит: для съемки групповых ростовых портретов, удобен диапазон фокусных расстояний 35-50 мм; поясные портреты — 70-100 мм, портреты крупным планом — 100- 200 мм.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.О портретной съемке можно писать бесконечно, существует множество авторитетных источников, обучающих съемке портрета, проводятся мастер-классы по портретной фотографии, книги о композиции в приложении к портрету и много чего еще. Что можно посоветовать начинающему фотографу-портретисту в океане информации?

Следует начинать с базовой технической подготовки и основ композиции, параллельно нужно изучать работы классиков портрета: художников и фотографов. Полезны ли мастер классы? Да, безусловно, на этапе, когда освоены азы, очень полезно послушать мастеров портрета. Небольшая оговорка, если мастер-класс проводит человек, с работами которого, вы знакомы и которые вас восхищают. Еще одна оговорка, не стоит рассчитывать на то, что, посетив мастер-класс, можно перенять конкретные световые схемы и технические приемы — это бессмысленная трата вашего времени.

Что касается света и световых схем, то как сказал маэстро Анри Картье-Брессон «Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров.» — это абсолютная истина, так как невозможно точно повторить экспозицию и сюжет, даже если удастся измерить с помощью рулетки и транспортира все расстояния и углы, записать все установки фотокамеры и источников света и запомнить позы и взгляды… Но даже если удастся повторить все до миллиметра и угловой секунды, то результатом станет лишь копия шедевра, куда проще получить еще одну копию непосредственно с оригинала. Посещать мастер-классы, стоит для того, чтобы понять философию мастера.

Когда не стоит посещать мастер-класс? В том случае, если обещают вас «научить» снимать что-либо, за 2-4 дня, за это время можно научиться лишь механически копировать. Не стоит также верить обещанию «научить» чему-либо, дело в том, что классический пример мастер класса, это встреча одного профессионала, который не совсем доволен своими результатами с другим, который для первого является авторитетом. Это встреча один на один, предполагающая оценку работ, но не присутствие в большом зале вместе с двумя десятками других фотографов. Хотя таким образом, вы можете оказать финансовую помощь мастеру, что тоже неплохо.

Поэтому учебный курс гарантирует получение определенного уровня навыков и знаний, ориентируясь на начальный уровень. Ниже несколько портретов, это то, на что будут ориентированы практические занятия.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Предметная съемка

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Предметная съемка — обширная тема в фотографии, которая включает в себя множество направлений среди которых: предметная съемка, food съемка и макросъемка. Любой фотограф, даже, если он специально не занимается предметной съемкой, должен понимать ее принципы и особенности. Часто можно увидеть среди свадебных фотографий, переданных заказчику, несколько снимков, на которых изображены кольца, цветы, туфли на каблуках и тому подобное, в виде своеобразных натюрмортов, ничто так не говорит об общей квалификации фотографа, как подобные фотографии…

Самая распространенная техническая разновидность предметной съемки — это каталожная съемка для интернет-магазинов, ее отличает съемка большого количества предметов за очень небольшую стоимость, поэтому съемка производится при одинаковом свете, все изображения однотипны, для простоты используются специальные предметные столики с оснасткой, позволяющей быстро менять предметы, лайткубы и другое оборудование. Не будем заострять внимание на съемке для каталога, так как в техническом плане она не отличается от других видов предметной съемки.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Съемка стекла — технически очень сложная съемка, так как стекло отражает свет на каждом переходе между средами, создает блики и отражения с которыми приходится бороться. При этом, стеклянные предметы часто имеют цилиндрические и сферические поверхности, которые подобны собирающим линзам, в результате на поверхности видно все, начиная от интерьера студии, портрета фотографа и изображения камеры и осветительных приборов.

Существуют специальные приемы для того, чтобы контролировать отражения в стеклянных поверхностях. Нужно помнить, что падающие лучи отражаются под тем же углом, под которым падают на отражающую поверхность. Чтоб избавиться от лишних отражений, можно использовать разные подсобные материалы, перенаправляющие или отсекающие световые лучи.  При съемке стекла очень важна геометрия: взаимное расположение камеры, объекта съемки и источников света.

На практических занятиях мы разбираем некоторые приемы фотосъемки стеклянных предметов, это позволяет приобрести представление о подобной съемке.

 

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.    Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.    Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Для предметной съемки используются макрообъективы, качественные нормальные и умеренно широкоугольные объективы.

Food-съемка — очень популярный в последние годы вид предметной съемки. Очень специфичный, где огромное значение играет композиция, в связи с этим появилась профессия фуд-стилист. Фуд-стилисты — специалисты, оформляющие композиции из продуктов, создающие правильные и эстетичные выкладки блюд. Как правило, это люди с кулинарным образованием, имеющие представление о гармонии. Многие фуд-стилисты одновременно становятся фотографами.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Макросъемка — это разновидность, в данном случае, предметной фотосъемки при которой предметы маленьких размеров фотографируются в большом масштабе. Что макросъемка используется не только в предметной области, но в съемке живой природы и, конечно при этом появляются дополнительные особенности и ограничения.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Что такое масштаб изображения, который, для макросъемки должен составлять 1:1 или больше?

Размер кадра формата FF составляет 36х24 мм, предположим что предмет имеет размеры 30х20 мм, его изображение в кадре, если его измерить и оценить с точки зрения размеров кадра, составляет 30х20 мм. Это означает, что предмет был сфотографирован в масштабе 1:1.

Известно, что для макросъемки используются макрообъективы и если масштаба, который они способны обеспечить недостаточно, то между объективом и камерой вставляются удлинительные кольца. Эти аксессуары позволяют увеличить масштаб изображения. Для предметной макросъемки всегда используют штатив, так как колебания камеры в руках фотографа во всех случаях, приведет к смазанному изображению — при макросъемке ГРИП очень мала, любое движение камеры приводит к браку.

Бывают случаи, когда ГРИП, которую возможно получить для определенных условий съемки, недостаточна, тогда делается несколько кадров, на каждом из которых точка фокусировки смещена относительно других. В графическом редакторе, полученные кадры совмещают и в результирующем изображении получается требуемый ГРИП.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Панорамная съемка

Технология панорамной съемки используется довольно часто в разных видах технической фотографии: от макросъемки до создания сферических панорам.

Простейшим применением технологии панорамной съемки, можно считать сборку пейзажной фотографии из двух-трех кадров. Кадры снимают со штатива, поворачивая камеру вокруг оси штативной головки приблизительно на одинаковый угол. При съемке нужно следить, что бы не изменялось значение диафрагмы, объектив не фокусировался заново при съемке смежных кадров и фокусное расстояние, установленное на вашем объективе, оставалось без изменений. Установленное фокусное расстояние должно гарантировать отсутствие сильного виньетирования, которым грешат многие бюджетные зум-объективы на минимальных значениях фокусных расстояний.

То же самое можно сделать и без штатива, поворачиваясь вместе с камерой, стараясь держать ее на одном уровне горизонта. Если речь идет о съемке пейзажа, то получается вполне приличная любительская панорама, проблемы могут возникнуть при съемке таким способом интерьера, но ведь речь идет о любительской фотографии.

Для профессиональной съемки панорам используют специальное устройство — панорамную штативную головку. Чтобы перейти к рассмотрению технических деталей панорамной съемки, нужно ввести одно важное понятие — беспараллаксная точка.

Беспараллаксная точка — это точка на главной оптической оси объектива, которая характерна тем, что при повороте объектива вокруг нее, не наблюдается явление параллакса. Параллакс — это визуальное изменение положения объекта относительно других объектов,  при изменении положения наблюдателя.

Установка положения беспараллаксной точки — основная регулировка панорамной штативной головки, устройство и использование которой рассмотрим дальше.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Панорамная головка — устройство, которое позволяет закрепить камеру на штативе под нужным углом к горизонту и поворачивать ее вокруг беспараллаксной точки объектива на заданный угол. Панорамные головки бывают самых разнообразных конструкций: от дешевых поделок до прецизионных профессиональных устройств.

Рассмотрим профессиональную панорамную головку Nodal Ninja 4. Комплектация головок этой марки производится из отдельных узлов, которые можно выбрать на сайте и заказать. Первый узел, который монтируется непосредственно на штатив, предназначен для точной установки оси вращения головки перпендикулярно горизонтальной плоскости. Принцип заимствован у геодезических приборов, три регулировочных винта обеспечивают правильное положение оси вращения камеры.  Установка производится по круглому жидкостному уровню, который находится на горизонтальной планке панорамной головки. Точность установки контролируется поворотом головки вокруг оси, при котором показания уровня должны оставаться в допустимых значениях.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Фотография слева получена наложением трех кадров с различными установками дистанции фокусировки, это позволило увеличить ГРИП до нужной глубины. Подобный метод обсуждался при описании макросъемки.

Следующий установленный узел, называется ротатор, он обеспечивает поворот панорамной головки на заданный угол. Простейшие ротаторы позволяют поворачивать головку лишь на один, предустановленный угол, например 15º, чтобы повернуть головку на угол, кратный этому значению, приходится считать «щелчки». Второй вариант простого ротатора — это устройство которое позволяет повернуть головку, контролируя угол по нанесенной на его корпус угловой шкале, и зафиксировать ее в нужном положении стопорным винтом. Недостатком таких простейших конструкций является большая вероятность ошибок, которые могут быть замечены только при сборке панорам и невысокая скорость установки угла поворота.

Для профессиональной работы применяют более сложные ротаторы, которые позволяют перед съемкой установить нужный угол поворота. Существует несколько часто применяемых значений, которые ротатор позволяет установить, например: 18º, 24º, 30º, 45º, 60º, 90º. Встречаются ротаторы с большим количеством предустановленных значений, но как правило, это связано с увеличением их веса и габаритов. Если ни одно из значений не подходит, можно выключить угловой фиксатор и устанавливать угол поворота по шкале, как в простейших конструкциях, но так случается очень редко.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Рассмотренные узлы панорамной головки, позволяют установить ось вращения перпендикулярно горизонтальной плоскости и задают поворот на определенный угол. Следующий узел дает возможность разместить камеру таким образом, чтобы ось вращения панорамной головки проходила через беспараллаксную точку объектива.

Это система планок соединенных винтами, главная функция которой, удерживать камеру в нужном положении. Горизонтальная планка, с установленным на ней круглым жидкостным уровнем, закрепляется непосредственно на верхней поверхности ротатора и фиксируется специальным винтом. На головку винта накручивается гайка с изображенной на ее верхней поверхности мишенью, об этой мишени вспомним при обсуждении порядка подготовки головки к съемке панорам.

Панорамная головка — точное устройство и может выйти из строя при попадании грязи в ее конструкцию, нужно следить за наличием силиконовых заглушек в неиспользуемых отверстиях ротатора и очищать головку от грязи после каждой съемки.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Горизонтальная планка в своем теле имеет прорезь, в которой установлен  винт, с его помощью к горизонтальной планке крепится узел, состоящий из вертикальной планки и, прикрепленной к ней, верхней горизонтальной планки, к которой крепится камера. Вертикальная и верхняя горизонтальная планки, соединены винтом с угловой шкалой, эта конструкция позволяет установить и зафиксировать угол, который определяет наклон главной оптической оси камеры к горизонту.

Узел для крепления камеры к штативной головке бывает нескольких типов, самый универсальный — это адаптер Arca-Swiss, являющийся стандартом быстросъемного крепления камеры. К сожалению, далеко не все производители поддерживают этот стандарт и если у вас нет других штативных головок Arca-Swiss, то можно купить более простое и не менее надежное крепление, чтобы минимизировать стоимость комплекта головки.

Прорезь с винтом позволяет установить камеру в положение, когда ось вращения головки пересекается с главной оптической осью. Камеры имеют разные по форме и размерам корпуса, и если центровка камеры вдоль длинной стороны кадра определяется положением отверстия для штативной головки на ее корпусе, то центровка по короткой стороне кадра регулируется отдельно.

Чтобы определить правильное положение камеры относительно оси вращения головки, нужно закрепить камеру на панорамной головке и развернуть так, чтобы объектив был направлен вниз. Не имеет значение, какой именно объектив установлен на камере на момент регулировки, важно, что бы он позволил сфокусироваться на мишени, которая уже упоминалась выше. Двигая вертикальную планку вдоль прорези горизонтальной планки, нужно добиться, чтобы центр мишени находился точно в центре видоискателя. Эта настройка обеспечит пересечение главной оптической оси камеры с осью вращения панорамной головки.

Надир-адаптер — приспособление, которое позволяет поворачивать вертикальную планку вместе с камерой вокруг вертикальной оси, это облегчает съемку надира — части сферической панорамы, которая находится в нижней полусфере и прикрыта элементами штатива и головки. Надир-адаптер устанавливается между горизонтальной и вертикальной планками панорамной головки.

Постепенно комплектуя панорамную головку, одновременно готовим ее к работе.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Остается последняя настройка, после которой можно переходить непосредственно к панорамной съемке. Это настройка беспараллаксной точки, точней, установка камеры в такое положение, при котором ось вращения панорамной головки будет пересекаться с главной оптической осью камеры в беспараллаксной точке объектива.

Нужно установить камеру на панорамной головке с объективом, для которого делается настройка. Перед объективом установить тонкую отвертку жалом вертикально вверх на расстоянии, примерно, 2 метра, еще одну, похожую, отвертку установить за первой на расстоянии 1 метр. В видоискателе камеры вторая отвертка должна скрываться за первой, при этом, ближняя отвертка должна быть в центре видоискателя. Если поворачивая панорамную головку, таким образом, чтобы ближняя отвертка переместилась из центра видоискателя на его край, дальняя отвертка продолжает скрываться за ближней, значит регулировка не требуется.

Но скорей всего, при повороте панорамной головки, оказавшись на краю кадра, ближняя отвертка даст возможность видеть дальнюю, значит регулировка необходима. Регулировка заключается в том, чтобы, слегка отпустив винт, который крепит камеру к верхней горизонтальной планке, двигать ее вдоль прорези в этой планке. Целью является поиск точки в которой, дальняя отвертка будет скрываться за ближней, находясь в любой точке видоискателя.

Все, что написано о регулировке положения беспараллаксной точки, касалось объективов с фиксированным фокусным расстоянием, у которых беспараллаксная точка не меняет своего положения, для зумов эта точка двигается вдоль главной оптической оси, вместе с изменением фокусного расстояния. Хорошая новость заключается в том, что установка беспараллаксной точки важна для съемки сферических панорам и для съемки панорам, в которых расстояние от камеры до ближайших к ней объектов съемки мало, поэтому небольшая погрешность в регулировке допускается на усмотрение фотографа.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Сферические панорамы — материал для создания виртуальных презентаций на корпоративных сайтах и поисковых системах Google, Booking и Yandex, кроме того, одиночные сферические панорамы можно публиковать в хронике социальной сети Facebook. Снимая сферические панорамы, обычно, используют объективы fihsheye — это наиболее простой способ съемки. Для съемки панорам с большим разрешением можно использовать короткофокусные объективы и не только, нужно помнить, что с увеличением фокусного расстояния объектива растет число кадров, которое требуется для покрытия сферы, вместе с этим, растет количество ошибок, связанных с погрешностью.

Технология сборки сферических панорам выходит за рамки материала этого курса, поэтому только отметим, что результаты панорамной съемки обрабатываются в специальных программах и результатом такой обработки являются эквидистантные проекции, которые, с помощью программ-вьюверов, могут просматриваться на экране.

Панорамная съемка архитектуры и интерьеров позволяет обойтись без дорогостоящей оптики, так стоимость качественного объектива с фокусным расстоянием 24 мм, не сравнима со стоимостью объектива, высокого качества, с фокусным расстоянием 12-14 мм.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.В зависимости от цели съемки подбирается объектив и, уже исходя из его фокусного расстояния, устанавливается угол поворота между соседними кадрами. Например, при съемке интерьера или архитектуры объективом с фокусным расстоянием 24 мм, используется угол 24º, в некоторых случаях, для такой съемки можно использовать угол 30º, но тогда уменьшается зона перекрытия двух соседних кадров и, возможно, если в этой зоне  недостаточно деталей, могут возникнуть трудности при сборке панорамы. Другой пример, при съемке сферических панорам циркулярным объективом обычно снимают четыре кадра по кругу, этого с избытком достаточно, чтобы быстро и без проблем собрать сферическую панораму, при этом угол поворота между соседними кадрами, устанавливается на ротаторе равным 90°, но таким объективом можно снимать кадры с углом поворота 120º, тогда потребуется всего три кадра, чтобы снять сферу. Такой подход экономит время съемки, но возможны ошибки, так как придется поворачивать головку на два «щелчка» по 60º, а кроме того, зона перекрытия соседних кадров существенно уменьшится и это тоже может затруднить сборку панорамы.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Результатом панорамной съемки, обычно становятся изображения большой размерности с большими углами поля изображения, например, при панорамной съемке интерьеров и архитектуры объективом с фокусным расстоянием 24 мм, можно легко получить углы поля изображения, соответствующие фокусным расстояниям 12-13 мм, с достаточно правильной геометрией. Изображение слева собрано из трех кадров 22 Мп каждый, его общее разрешение более 50 Мп.  В отличие от 50 Мп файлов, полученных из одного кадра, этот снимок уже имеет правильную геометрию. Сложно представить стоимость сверхширокоугольного объектива с фокусным расстоянием 13 мм и столь правильной геометрией, да еще и обеспечивающим детализацию, достаточную для такого разрешения матрицы.

Недостатком «панорамного» подхода к съемке пейзажей можно считать относительно высокие затраты на съемку, в меньшей степени это касается архитектурной и интерьерной съемки, бюджет которых, обычно позволяет использовать панорамную технологию.

 

Несколько примеров интерьерных фотографий созданных методом панорамной съемки.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса. Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

 

Последние статьи

Фотосъемка. Фокус стекинг

Фокус стекинг или как увеличить глубину резкости


GurFoto.Ru Food

Композиция в фотографии ─ построение кадра


Беззеркальные камеры

Беззеркальные камеры: революция?


Мы постоянно слышим о новых технологиях, которые пришли вместе с беззеркальными камерами и о новом, «непревзойденном» качестве, которое можно получить, якобы, только при их использовании. Разберемся что, действительно принесла с собой новая концепция, а что появилось независимо от нее и просто совпало с ней по времени появления.

Первая камера. Что и где купить

Первая камера. Что и где купить


В этой статье я расскажу как, с моей точки зрения, правильно подойти к выбору. Первая камера для начинающего фотографа это одновременно инструмент и обучающий комплекс, правильный выбор определяется минимумом затрат при разумном наборе технических возможностей достаточных для всего периода обучения. В дальнейшем роль камеры становится несколько меньше, так как, снимает не камера, а фотограф, но это будет потом. И, конечно, техническое совершенство, эргономика и гибкость системы всегда остаются важным факторов в работе.
Вы не найдете в тексте скрытой рекламы, так я последовательный противник «института лояльных пользователей». Я уверен, что производитель должен бороться за каждого покупателя. А мы, потребители, должны ставить под сомнение и проверять любые «революционные прорывы» корпораций, изложенные в рекламе, на предмет их реальной пользы. Поэтому, все дальнейшие рассуждения, советы и рекомендации, представленные в этом тексте, будут обоснованы только целесообразностью и здравым смыслом.
Ко мне часто обращаются с просьбой помочь в процессе приобретения первой камеры. В случае, если это малознакомые люди, я стараюсь помочь, излагая основные принципы и подходы, сейчас, во время эпидемии COVID19, появилась возможность описать общий подход к этому ответственному шагу.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 5. Некоторые особенности…


Разные виды съемки предполагают использование различных технических приемов и оборудования. При большом разнообразии жанров, детально рассматриваются портретный, предметный и панорамный виды съемки. Выбранные виды имеют ярко выраженную специфику и требуют специального оборудования, которое в других жанрах применяется редко. Рассматривать фотосъемку без практики бессмысленно, поэтому в реферате тезисно изложена информация, касающаяся только основных принципов съемки, это позволит оценить содержание практических занятий.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 4. Объективы и аксессуары


Байонет, кроме механизма присоединения объектива к корпусу камеры, включает в себя электрические проводники для управления электронной диафрагмой и автофокусом. В дополнение, для совместимости ранее выпущенными объективами, некоторые байонеты поддерживают и механические связи. Довольно часто возникает потребность использовать объектив одной системы на камерах другой, обсудим в каких случаях это возможно. Рассмотрим новую характеристику, которая называется рабочий отрезок.