Практическая фотосъемка. Часть 4. Объективы и аксессуары

Объективы

Совместимость оптики и рабочий отрезок

Все изображенное в этом разделе оборудование используется в практических занятиях во время обучения на курсе «Практическая фотосъемка»

Сначала обсудим такой вопрос, как совместимость объективов смежных систем.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Байонет — это механизм для присоединения объектива к совместимой камере, многие производители имеют свой собственный байонет, из современных компактных системных камер, только один байонет «Four Thirds System» и его разновидность «Micro 4:3″ поддерживаются несколькими производителями одновременно: Fujifilm, Kodak, Leica, Olympus, Panasonic, Sanyo и Sigma.

Байонет, кроме механизма присоединения объектива к корпусу камеры, включает в себя электрические проводники для управления электронной диафрагмой и автофокусом. В дополнение, для совместимости ранее выпущенными объективами, некоторые байонеты поддерживают и механические связи.

Довольно часто возникает потребность использовать объектив одной системы на камерах другой, обсудим в каких случаях это возможно. Рассмотрим новую характеристику, которая называется рабочий отрезок.

Рабочий отрезок — это расстояние от опорной поверхности корпуса объектива до фокальной плоскости. Опорная поверхность корпуса — поверхность корпуса объектива, которой он примыкает к опорной поверхности ответной части байонета на корпусе камеры. Рабочий отрезок конструктивно обеспечивает такое положение объектива, при котором задний фокус объектива совпадает с точкой пересечения главной оптической оси системы и поверхностью цифровой матрицы камеры. Таким образом, все объективы, входящие в систему, совместимы со всеми камерами данной системы.

Физически, байонет является ключом, позволяющим присоединить к камере только совместимые объективы. Для того, чтобы присоединить к камере объектив другой системы, если это возможно, выпускаются специальные переходники. Переходники бывают простейшими, обеспечивающими только правильную физическую установку объектива, как, например, переходник от M42 на байонет Canon EF. Бывают более сложные переходники, которые кроме присоединения объектива, обеспечивают передачу электрических сигналов для работы электронной диафрагмы и автофокуса. Примером такого аксессуара может служить переходник FTZ от Nikon, который позволяет с устанавливать объективы с байонетом F зеркальных камер  на беззеркальные камеры с байонетом Z.

Внутри систем иногда существуют подсистемы, не совместимые в общем случае, например, байонеты EF и EF-S компании Canon или подсистема «Micro 4:3» в системе «Four Thirds System«, в последнем случае проблему решает специальный переходник, который позволяет устанавливать объективы «Four Thirds System» на «Micro 4:3«.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Специальный переходник позволяет установить объектив с большим рабочим отрезком на камеру с меньшим рабочим отрезком, так как, фактически, переходник конструктивно увеличивает рабочий отрезок камеры на величину, которая сравнивает его с рабочим отрезком объектива. В случае с Никоном, рабочий отрезок камеры с байонетом Z увеличивается c 16 мм до 46.5 мм, то есть, на 30.5 мм.

Если требуется установить объектив с коротким рабочим отрезком на камеру с большим рабочим отрезком, то конструктивно требуется «утопить» корпус объектива в корпус камеры, а это невозможно. Существуют переходники имеющие в составе линзу, но это решение существенно ухудшает оптические свойства системы. Объективы Canon EF невозможно установить на зеркальные камеры Nikon F, так как рабочий отрезок Canon EF короче рабочего отрезка зеркальных камер Nikon на 2,5 мм. Но установить объективы Nikon F на зеркальные камеры Canon EF, можно через специальный переходник, если смириться с потерей автофокуса и электронным управлением диафрагмой.

Какой практический вывод можно сделать из написанного выше? Если используете зеркальные камеры Canon или Nikon и вашем парке появилась беззеркальная камера, не спешите покупать оптику Canon RF или Nikon Z, лучше приобрести соответствующий переходник и продолжать использовать оптику для зеркалок, она универсальней.

Классификация объективов

Существует несколько признаков, по которым можно классифицировать объективы и самый важный среди них — фокусное расстояние. Дело в том, что фокусное расстояние определяет характер изображения, которое можно получить с помощью объектива и угол поля изображения.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Объективы с фокусным расстояние приблизительно равным диагонали кадра называют «нормальными». Так как пропорции, получаемых с их помощью изображений, соответствуют пропорциям, которые создает нормальное человеческое зрение. К этой группе относятся объективы с фокусными расстояниями от 40 до 60 мм, если речь идет о формате FF, с размерами кадра 36х24 мм, который имеет диагональ длиной 43 мм. Для кадра с «кропом» размерами, например, 22,3 × 14,9 мм и длиной диагонали, примерно, 27 мм, «нормальными» будут считаться объективы с фокусными расстояниями от 20 до 35 мм.

Существует мнение, что если поставить на камеру со значением кропа 1.5-1.6, объектив с фокусным расстоянием 35 мм для FF, то он «превратится» из умеренно широкоугольного в нормальный. Это не совсем так. Действительно угол зрения такого объектива, установленного на камеру с «кропом», будет соответствовать углу зрения объектива с фокусным расстоянием 50 мм на камере FF. Но, на этом сходство заканчивается, потому, что широкоугольный объектив создает изображение с соответствующими пропорциями, а кроп-фактор подробно рассматривался в начале курса.

Вспомним, что если вырезать центральную часть кадра широкоугольного объектива, а именно это происходит при установке FF объектива на камеру с матрицей меньшего размера. Изображение будет отличаться от изображения, полученного с помощью объектива 50 мм на камере FF. Точно также «полтинник» — объектив с фокусным расстоянием 50 мм, для камеры FF, при установке на камеру с кроп-фактором, не становится полноценным портретным объективом.

Следующая большая группа — это объективы с фокусным расстоянием меньше длины диагонали кадра. Для камер FF, это объективы с фокусным расстоянием 35 мм и меньше. Объективы этой группы называются «короткофокусными», но гораздо чаще их называют «широкоугольными». Группа включает в себя несколько подгрупп: «умеренно широкоугольные» — приблизительно от 24 до 35 мм, «сверхширокоугольные» — от 11 до 24 мм и объективы с оптической схемой Fisheye, на русском языке их называют «рыбий глаз», из-за специфического характера изображения с очень большим углом зрения и соответствующей, дисторсией. Fisheye — это сверхширокоугольные объективы с неисправленной бочкообразной дисторсией, которые, в результате отображают прямые линии в виде дуг.

Последняя группа — это объективы с фокусным расстоянием большим, чем длина диагонали кадра. Такие объективы называют «длиннофокусными», они имеют фокусное от 60 до 2000 мм.

Следующий классификатор — угол поля изображения, его еще называют углом зрения, по аналогии с человеческим зрением, конечно, это не совсем правильно терминологически. Угол поля изображения — угол между двумя главными лучами, проходящими через концы диагонали кадрового окна. Очевидно, что, практически, оба рассмотренных классификатора имеют соответствие, так как, для кадра конкретного формата фокусное расстояние однозначно соответствует единственному значению угла поля изображения. Меняется только термин, обозначающий конкретную группу классификации, например, название «короткофокусный», заменяется термином «широкоугольный».

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Светосила — еще один классификатор. Строго говоря, светосила — способность оптической системы пропускать через себя свет, она зависит от нескольких факторов: диаметра максимального отверстия, пропускающего свет, конструктивной длины, конструкции оптической системы, способности элементов системы пропускать свет и так далее. Но в фотографии используется упрощенная модель: светосила зависит от фокусного расстояния и максимального диаметра отверстия диафрагмы. Светосила измеряется в диафрагменных числах, которые уже обсуждались выше.

Объективы бывают «светосильные», «низкой светосилы», «нормальные» и «сверхсветосильные» — эти характеристики зависят в значительной степени, от фокусного расстояния объектива и конструкции. Например, для объектива с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм светосила f/3.5 — вряд ли выдающаяся характеристика и его сложно назвать светосильным, хотя и низкой такую светосилу назвать нельзя, но светосила f/5.6 для объектива с фокусным расстоянием 800 мм — вполне заслуживает термина «светосильный». Если оставить в стороне парадоксы, то для объективов с фиксированным фокусным расстоянием в диапазоне 24 — 85 мм, светосильными можно назвать объективы, имеющих значение светосилы 1.2 — 1.4, а для тех, которые имеют фокусное расстояние 100-200 мм — имеющие светосилу 1.4 — 2.0.

Классификация телеобъективов по светосиле, зависит от фокусного расстояния.

«Фиксы» и «зумы»

Все существующие объективы делятся на объективы с возможностью изменения фокусного расстояния — зум-объективы и объективы с фиксированным фокусным расстоянием, на фотографическом сленге их называют «фиксы».

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Зум-объективы обладают весьма важным качеством, они всегда более универсальны, чем фиксы, так как позволяют изменять фокусное расстояние в определенном диапазоне значений. Фиксы в своей ценовой группе всегда имеют большую светосилу и более высокое качество изображения, в этом их основное преимущество.

Зум-объективы из-за более сложной конструкции, уступают в качестве изображения объективам с фиксированным фокусным расстоянием, в своем ценовом сегменте. Одновременно, этот факт является одним из наиболее распространенных заблуждений. Дело в том, что имеет значение какой «зум» сравнивают с каким «фиксом», на каких диафрагменных значениях идет сравнение, как будет используется изображение.

Что это означает? Если сравнивать высококачественный профессиональный зум-объектив EF 24-70/2.8L с простеньким недорогим EF 50/1.8 на сопоставимых значениях фокусного расстояния и диафрагмы, то не факт, что разница станет очевидной и она будет в пользу «полтинника». Если для сравнения с профессиональным зумом, использовать высококачественный и светосильный EF 50/1.2L, то разница будет тем заметней, чем больший размер будет иметь конечное изображение и чем, более квалифицированным специалистом будет проводиться сравнение и съемка.

В общем случае, зум-объективы уступают в качестве изображения, объективам с фиксированным фокусным расстоянием, но это не всегда очевидно и наглядно. И уж точно не стоит снимать репортажи с помощью фиксов, рассчитывая на заметную разницу в качестве, но можно быть уверенным, что будет упущено большое количество кадров из-за невозможности оперативно установить необходимое значение фокусного расстояния.

При выборе оптики, следует руководствоваться здравым смыслом, поэтому первый купленный объектив не должен иметь фиксированное фокусное расстояние.

Существует еще одна причина, почему использование объектива с фиксированным фокусным расстоянием, может оказаться неэффективным, нецелесообразным и в конечном счете бессмысленным, например, это касается использования изображений в качестве иллюстраций в интернете. На картинке размером 1600 х 1067 точек, очень сложно заметить преимущества качественной оптики.

Объективы, способные изменять фокусное расстояние. Классификация зум-объективов

Начнем с зум-объективов, потому что они больше распространены и более универсальны. Уже понятно, что так же, как все объективы, их можно классифицировать по диапазону фокусных расстояний. При этом добавляется еще одно понятие — кратность зуммирования.Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Кратность зуммирования — это отношение максимального фокусного расстояния к минимальному, обычно, эта величина находится в диапазоне от 2 до 10. Как правило, кратность зуммирования оптически качественных объективов не превышает 4. Еще одним косвенным показателем качества, считается наличие постоянной светосилы во всем диапазоне фокусных расстояний.

Светосила зум-объективов оценивается иначе, чем светосила фиксов, светосила с значением 2.8, считается отличным показателем и соответствует стандартам профессионального сегмента. Зум-объективы с большей светосилой — редкость.

Сверхширокоугольные зум-объективы имеют диапазон фокусных расстояний от 11 до 24 мм, обычно применяются для съемки объектов архитектуры, интерьеров и пейзажной съемки. В таких объективах применяют технологии исправления дисторсии, для получения правильной геометрии, поэтому те из них, которые относятся к профессиональному сегменту весьма недешевы. Качественные сверхширокоугольные зум-объективы, относящиеся к профессиональному сегменту, есть в производственной программе почти каждого производителя, например: Canon EF 11-24mm f/4L USM и Nikon  AF-S NIKKOR 14-24MM F/2.8G ED.

Существуют сверхширокоугольные объективы, которые стоят в классификации несколько в стороне от своей группы — это зум-объективы fisheye, которые выпускают компании Nikon и Canon: AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED и Canon EF 8-15 mm f/4L Fisheye USM. Это объективы, диапазон фокусных расстояний которых, позволяет переходить от циркулярного fisheye с фокусным расстоянием 8 мм, к диагональному fisheye с фокусным расстоянием 15 мм. Такая оптика получила распространение благодаря развитию, популярной в последнее время, съемки сферических панорам, применяемой для создания виртуальных презентаций. К этому вопросу вернемся, при рассмотрении технических подробностей разных видов фотосъемки.

Сложно предположить кому и для чего могут понадобиться промежуточные значения фокусного расстояния в диапазоне 8 — 15 мм, но стоит разобраться, что представляют собой характеристики «циркулярный» и «диагональный».

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Вспомним, что такое круг изображения. Круг изображения — это проекция изображения, которую создает объектив на фокальной плоскости, в пределах которой, яркость и резкость могут считаться достаточными и равномерными для получения качественного изображения. Большинство объективов создает круг изображения, в который кадровое окно вписывается полностью. На рисунке слева — это красная окружность. Если объектив fisheye создает круг изображение, в который кадровое окно вписывается таким образом, что угол поля изображения равен 180º или большему значению, то такой объектив называют диагональным fisheye. На рисунке слева — красная окружность.

Если круг изображения объектива вписывается в кадровую рамку, так что, что диаметр круга изображения, нормальный к длинной стороне кадра, образует угол поля изображения равный 180º, то такой объектив называют циркулярным fisheye. Окружность голубого цвета на рисунке. Нужно понимать, что циркулярный fisheye использует для создания изображения только часть площади кадра.

Широкоугольные зум-объективы более универсальны, они используются для съемки интерьеров, архитектуры, пейзажей, «стрит»-съемки и еще во множестве случаев, встречаются даже портреты сделанные такими объективами. В объективах профессионального сегмента применяются оптические схемы, исправляющие геометрию, хроматические аберрации и снижающие вероятность паразитных засветок, которые на фотографическом сленге называются «зайцами». Наиболее популярные объективы, имеют диапазоны фокусных расстояний 16-35 или 17-40.

Штатные зум-объективы, называются так потому, что производители комплектуют камеры оптикой с таким диапазоном фокусных расстояний. Речь идет о диапазонах 24-70 или 24-100. Практически все производители имеют в своей продуктовой линейке объективы 24-70/2.8. Штатные зум-объективы незаменимы в репортажной съемке, хотя часто используются и в других жанрах: от портретов до архитектуры. Нужно сказать, что камеры профессионального сегмента, обычно, оптикой не комплектуются, а продаются в комплектации «body». Камеры любительского сегмента и сегмента для начинающих, напротив, часто продаются в комплектации «kit» вместе с недорогими зум-объективами, поэтому штатные зумы называют еще китовыми объективами.

Объективы этой группы бывают оснащены оптическими стабилизаторами, если концепция системы предполагает размещение стабилизатора в объективе.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Телезумы — семейство зум-объективов, минимальное значение фокусного расстояния которых, больше диагонали кадрового окна, наиболее распространенными являются диапазоны 70-200 мм и 70-300 мм. Область применения такой оптики обширна, от портретной съемки до фотографирования дикой природы. Телезумы присутствуют во всех ценовых сегментах: от бюджетного, для фотолюбителей, до профессионального. Более того, в каждом сегменте могут существовать несколько моделей, например: Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS II USM — объектив для любителей, Canon EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM и Canon EF 70-300 mm f/4.5-5.6 DO IS USM — профессиональные объективы. В профессиональном сегменте у Nikon и Canon есть по нескольку телезумов с диапазоном фокусных расстояний 70-200 мм, с постоянной светосилой 2.8 и 4.0.

В семейство телезумов отдельной подгруппой входят объективы с расширенным диапазоном фокусных расстояний, они перекрывают все группы зум-объективов от широкоугольных до теле объективов, диапазон фокусных расстояний этой группы составляет 18-300 мм, то есть их кратность составляет значение больше 10. Такая оптика есть и в любительском сегменте, например, AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-6.3G ED VR и в профессиональном Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM.

Последняя группа — это супертелезумы, максимальное фокусное расстояние которых составляет от 400 мм и больше. Как правило в любительском сегменте эти объективы не представлены, так как, имеют сложную оптическую конструкцию и эффективный стабилизатор. Например, Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM и Canon EF 200-400 mm f/4L IS USM Extender 1.4x или AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR и AF-S NIKKOR 120-300MM F/2.8E FL ED SRVR.

В качестве примера приведены оригинальная оптика, но существует еще и оптика других производителей, например Sigma, Tokina и Tamron, которые довольно часто превосходят качеством оригинальную оптику и всегда имеют более низкую стоимость.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Объективы с фиксированным фокусным расстоянием имеют более простые, по сравнением с зум-объективами, оптические конструкции и, как следствие, создают более качественное изображение… насколько качественное, зависит от квалификации фотографа, условий съемки и других факторов. Поэтому, часто, отличить снимок сделанный таким объективом, от снимка сделанного зум объективом, затрудняются даже эксперты. Как уже упоминалось, объективы с фиксированным фокусным расстоянием, на фотографическом сленге принято называть фиксами.

По фокусному расстоянию фиксы делятся на группы и подгруппы аналогично зум-объективам. Сверхширокоугольные, включающие в себя подгруппу fisheye, широкоугольные, нормальные, телеобъективы, включающие подгруппу портретных объективов и супер телеобъективы. Рассмотрим подробней каждую подгруппу.

По светосиле объективы с фиксированным фокусным расстоянием классифицируются аналогично зум-объективам, разница лишь в оценке конкретных значений. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием, всегда обладают большей светосилой, чем зум-объективы в диапазон которых входит значение фокусного расстояния данного фикса.

Объективы с фиксированным фокусном расстоянием используются в случаях, когда важна светосила и качество изображения, а вариативностью оптики можно пренебречь, например при съемки спортивных репортажей, когда расстояние до спортсменов велико и для съемки крупных планов, используется отдельная камера установленным супер телеобъективом. При макросъемке, съемке объектов архитектуры или интерьеров.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Подгруппа Fisheye — объективы с фокусными расстояниями от 8 до 16 мм, для кадра FF. Имеют специфическую геометрию изображения из-за неисправленной бочковидной дисторсии. Используются для съемки сферических панорам и для творческих съемок. Обычно имеют светосилу в диапазоне 2.8 — 3.5. Очень подвержены аберрациям из-за сильно выпуклой передней линзы. Делятся на диагональные и циркулярные, в зависимости от угла поля изображения. Все, без исключения, объективы fisheye, позволяют устанавливать фильтры только перед задней линзой.

Сверхширокоугольные объективы — фокусное расстояние в диапазоне от 12 до 16 мм. Объективы из профессионального сегмента имеют оптические схемы с выправленной дисторсией и компенсированными аберрациями. Используются для съемки пейзажа, архитектуры и интерьеров. Имеют светосилу от 1.4 до 3.5.

Широкоугольные объективы в диапазоне фокусных расстояний от 16 до 35 мм. Объективы с умеренно широким углом, имеют светосилу в диапазоне от 1.4 до 2.8, в зависимости от ценовой группы и фокусного расстояния. Применяются в пейзажной съемке, съемке архитектуры и интерьеров. В верхних ценовых группах имеют выправленную дисторсию и минимизированные хроматические аберрации, хорошим примером является Sigma 20mm F1.4 DG HSM | Art, принадлежащий к элитной линейке объективов Art.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Нормальные объективы — имеют фокусное расстояние в диапазоне от 40 до 60 мм, при диагонали для FF, равной 43 мм.  Что примечательного в этой группе? В нее входит легендарный «полтинник» — объектив с фокусным расстоянием 50 мм, который «народная молва» наделяет магическими качествами: говорят, «полтинник» обеспечивает создание фотографических шедевров… к сожалению, это заблуждение недалеких людей. Что же на самом деле представляют собой «нормальные» объективы? Оптика с углом поля изображения, от 40º до 55º, приблизительно соответствуют углу зрения человека. Это значит, что пропорции легче воспринимаются зрителем, в этом и состоит «магия» подобной оптики. Нормальные объективы применяются для съемки объектов и людей, при этом риск получить искаженные пропорции и перспективу минимальный. Светосила таких объективов, как всегда, зависит от ценовой группы, самые простые имеют светосилу 1.8-2.5, объективы средней группы, обычно, достаточно «светлые» — 1.2-1.4, наиболее качественные — 0.95-1.2. В качестве примера бюджетной оптики подойдет Canon EF 50mm f/1.8 STM, Canon EF 50mm f/1.4 USM, Nikon AF-S 50MM F/1.8G NIKKOR или Nikon AF Nikkor 50mm f/1.8D, к средней ценовой группе относятся Canon EF 50 mm f/1.2L USM, Nikon AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G и Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. Топовую группу объективов репрезентативно представит Zeiss Otus 1.4/55 ZF.2.
Телеобъективы имеют фокусное расстояние больше диагонали кадра FF в полтора раза и больше, то есть, к группе телеобъективов можно отнести объективы с фокусным расстоянием от 65 мм. Светосила телеобъективов находится в диапазоне от 1.2 до 2.0, для умеренных фокусных расстояний: 85-200 мм, от 2.0 до 5.6 для фокусных расстояний 200-400 мм и от 2.8 до 5.6 для супер телеобъективов с фокусными расстояниями 400-800 мм. Как правило, все телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием относятся к профессиональному сегменту и имеют соответствующую стоимость. Объективы, входящие в группу, находят применение в широкой области, от портретной съемки до съемки дикой природы. В данную группу входят две подгруппы портретные объективы и супер телеобъективы.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Портретные объективы, к этому классу относятся объективы с фокусным расстоянием от 70 до 200 мм. Классическими считаются фокусные расстояния 85, 135 и 200 мм. Специфика портретных объективов заключается в том, что при очень высоком оптическом качестве, они должны иметь остаточные аберрации, которые позволяют скрыть дефекты на коже, оставляя достаточно высокой контурную резкость. Портретные объективы практически не искажают перспективу, имеют не очень высокую контрастность. Всегда обладают высокой светосилой от 1.2 до 2.0, что позволяет обеспечивать небольшую ГРИП и красивые плавные переходы в нерезкость. Важным для портретных объективов является механизм диафрагмы, а именно количество и форма лепестков, отверстие диафрагмы по форме должно максимально приближаться к кругу, чтобы обеспечить красивый рисунок нерезкости. Как правило все портретные объективы имеют очень высокое оптическое качество, от бюджетного Canon EF 85mm f/1.8 USM, через профессиональные Canon EF 85mm f/1.2L II USM и Sigma 85mm F1.4 DG HSM | Art, до топового Zeiss Otus 1.4/85 ZE.

Супер телеобъективы — это последняя остановка в классификации фиксов в разрезе фокусного расстояния. Все супер телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием относятся к профессиональному сегменту, они предназначены, в основном, для съемки спортивных репортажей и съемок дикой природы. Практически все, без исключения, супер телеобъективы оборудованы эффективными оптическими стабилизаторами, хотя чаще всего при съемках используют моноподы или штативы. В качестве примера приведу несколько объективов от Nikon и Canon: Canon EF 400mm f/2.8L IS III, Nikon AF-S NIKKOR 400MM F/2.8E FL ED VR, Canon EF 600mm f/4L IS III USM, Nikon AF-S NIKKOR 800MM F/5.6E FL ED VR, Canon EF 800 mm f/5.6L IS USM. Посмотрите в сети стоимость этой оптики, обычно ее приобретают крупные агентства, либо берут в аренду для конкретного проекта.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Объективы со сдвигом и наклоном оптической оси — tilt/shift объективы. Их конструкция, позволяет сдвигать или наклонять главную оптическую ось, фактически, эти объективы являются компактной заменой карданной камеры прошлого и позапрошлого века. Такие устройства есть в производственных программах многих производителей, это всегда объективы с фиксированным фокусным расстоянием и не поддерживающие автофокус. Такие объективы есть у Nikon и Canon — это серьезная оптика, относящаяся к профессиональному сегменту, с соответствующей стоимостью. Используются tilt/shift объективы, чаще всего, в технической фотосъемке: архитектурной, интерьерной или макросъемке. Цель применения заключается в корректировке перспективы с помощью сдвига — shift и корректировке расположения и размера ГРИП, с помощью наклона главной оптической оси — tilt. На изображениях слева — объектив Canon TS-E 24/3.5L: на левом фотографии показан максимальный сдвиг оптической оси, на правой — максимальный наклон. Более современные модели позволяют одновременно использовать сдвиг и наклон, хотя совершенно непонятно в каких случаях это может быть полезно. Более подробно использование tilt/shift оптики рассмотрим, когда будут обсуждаться вопросы архитектурной и интерьерной съемки.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Еще одно направление в использовании tilt/shift — это творческая фотография, создание «фантастических и игрушечных» сюжетов, в этом случае, можно использовать менее серьезную и недорогую технику от таких производителей как Samyang, объективы которого выпускаются под несколькими брендами или Lensbaby, но стоимость, даже, «бюджетных» моделей составляет $700-$800.

Возможность управлять ГРИП с помощью наклона главной оптической оси позволяет создать абсолютно фантастические картинки, превращая действительность в кукольный мир, и самые обычные городские зарисовки приобретают сказочный шарм. Слева две фотографии сделанные с помощью наклона оптической оси объективом Canon TS-E 24/3.5L. Обратите внимание насколько сильно можно сократить размер ГРИП, даже используя, широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 24 мм, при значении диафрагмы f/6.3.

Пользуясь сдвигом и наклоном главной оптической оси, следует помнить, что количество света, проходящего через объектив уменьшается, поэтому нужно постоянно следить за параметрами экспозиции в процессе изменения параметров сдвига и наклона.

Tild/shift объективы выпускаются в диапазоне фокусных расстояний от 17 до 135 мм для техники с размером кадра FF. В качестве примера: Canon TS-E 17mm f/4L, Canon TS-E 24mm f/3.5L II, Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO, Nikon PC NIKKOR 19mm f/4E ED, Nikon PC-E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Макрообъективы — специализированные объективы, спроектированные для макросъемки. Специфика заключается в том, что такие объективы созданы для съемки с малых дистанций, при этом они проецируют изображение на заднюю фокальную плоскость в масштабе, близком к 1:1, а некоторые обеспечивают масштаб до 5:1. Кроме того, при проектировании макрообъективов, уделяется внимание коррекции дисторсии на малых дистанциях фокусировки, в то время как при конструировании объективов общего назначения, дисторсию корректируют на дистанциях от бесконечности до 1.0-20.0 метров, в зависимости от фокусного расстояния объектива.

Как правило, диапазон фокусных расстояний макрообъективов ограничивается значениями 24-150 мм, среди них попадаются объективы shift/tilt, но главное, что их объединяет — это фокусировка на коротких дистанциях от 10 см и исправленная дисторсия на этих минимальных расстояниях.

В отличие от портретных объективов, макрообъективы имеют высокую четкость изображения, поэтому с их помощью удобно делать технические изображения, но снимать, например, женские портреты не стоит.

Встречаются как специализированные макрообъективы, так и объективы общего назначения, обладающие возможностью макросъемки. Часто на недорогих «китовых» объективах можно прочесть надпись «Macro», это значит, что его можно использовать для макросъемки, так как он может фокусироваться на коротких дистанциях. Конечно, нужно понимать, что специализированный макрообъектив обеспечит более высокое качество изображение, чем штатный зум-объектив с возможностью макросъемки.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Существует множество видов макросъемки и соответственно, требования к оптике тоже очень разные. Например, макросъемка живой природы требует оптический стабилизатор, светосилу и быстрый автофокус, для предметной макросъемки автофокус не нужен, так же, как оптический стабилизатор.

На фотографии слева изображены рабочие пластины и считывающие головки 2.5 » жесткого диска. Для того, чтобы понять масштаб изображения, уточню, диаметр пакета пластин составляет примерно 60 мм. Фотография сделана с помощью макрообъектива Sigma AF 150mm f/2.8 EX DG HSM Macro Canon EF.

Несколько слов об объективе который позволяет получить изображение в масштабе 5:1, это Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo. Это очень специальный макрообъектив, он не имеет механизма фокусировки, его возможно использовать со специальными макромехами, его оптическая схема на фотографическом сленге называется «перевертыш». Многие фотографы пробовали, закрепив объектив, с помощью специального переходника, передней линзой в сторону матрицы, снимать макро в большом масштабе с очень малой дистанции. В качестве объектива, обычно, используется «полтинник», в зависимости от его характеристик, можно получить результат в диапазоне от плохого качества, до среднего. Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo дает результат великолепного качества. У объектива, действительно, нет механизма фокусировки, поэтому приходится либо двигать камеру, либо устанавливать специальные макромеха между камерой и объективом. Единственный механизм настройки, который имеет данный объектив — это механизм изменения масштаба, который перемещает линзоблок. При увеличении масштаба съемки меняется светосила, это нужно учитывать и корректировать экспозицию.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Для того, чтобы расширить возможности имеющейся макрооптики, существует довольно простой и недорогой аксессуар: удлинительные кольца, их еще называют «макрокольцами». Удлинительное кольцо — это небольшой отрезок алюминиевой трубки, на концах которого, смонтированы байонеты для конкретной фотографической системы, например, Canon EF: на одном конце фланец, аналогичный фланцу камеры, на другом — байонет объектива. Так устроены самые простые удлинительные кольца, они не очень удобны, поэтому есть вариант с электрическими  контактами, которые передают сигналы механизму диафрагмы и автофокуса. Такие кольца продаются комплектами, включающими несколько колец разной длины. Кольца из набора, при съемке, можно использовать как по отдельности, так и по нескольку колец одновременно. Важно помнить два факта: 1. установка между камерой и объективом хотя бы одного удлинительного кольца приводит к потере возможности фокусироваться на бесконечность. 2. Каждое установленное кольцо увеличивает масштаб изображения и уменьшает реальную светосилу, что требует внимания при съемке.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Монокль — объектив для творческой съемки. Это простейший объектив, состоящий из одной положительной линзы, направленной выпуклой стороной в сторону объекта съемки. Изображения, полученные с помощью монокля, характерны высоким уровнем хроматической и сферической аберраций, а, так же,  дисторсией. Диафрагма устанавливается перед линзой, что позволяет устранить коматическую аберрацию и астигматизм. В целом, монокль создает очень специфическое изображение, характер которого зависит от диаметра и кривизны линзы, а также от диаметра отверстия диафрагмы, его формы и расположения относительно главной оптической оси.

Обычно, объективы-монокли фотографы делают самостоятельно, встречаются фабричные образцы, но весь смысл монокля в уникальности конкретного экземпляра. Слева на фотографии монокль, сделанный на основе старого советского объектива «Гелиос -44». С помощью переходника «М42- canon EF» его можно установить на камеры Canon EOS.

Правая фотография демонстрирует  работу этого монокля, хорошо видны хроматические аберрации и нерезкость в периферийных зонах кадра.

Телеконвертеры — оптические устройства, устанавливаемые между камерой и объективом. Телеконвертеры увеличивают эффективное фокусное расстояние объектива в n раз, где n- кратность телеконвертера. Выпускаются телеконвертеры кратностью от 1.2 до 3. Крупнейшие производители фотоаппаратуры Nikon и Canon имеют в производственной линейке следующие устройства: Canon Extender EF 1.4x III, Canon Extender EF 2x III, Nikon AF-S TC-14E III, Nikon AF-S TC-20E III и Nikon AF-S TC-17E II. Телеконвертеры выпускают, так же и сторонние производители.

Почему, определяя функциональность телеконвертеров было упомянуто «эффективное фокусное расстояние»? Фокусное  расстояние — физическая величина, которую изменить с помощью дополнительной оптической системы нельзя, тем не менее, установленный между камерой и объективом телеконвертер меняет изображение таким образом, что оно становится соответствующим большему фокусному расстоянию.

Важно понять, что увеличивая с помощью двукратного телеконвертера, эффективное фокусное расстояние в 2 раза, конвертер на 2 стопа уменьшает светосилу. Например, если до установки конвертера 2х с объективом 70-200/2.8, параметры экспозиции выглядели так: 200 mm, f/2.8, 1/500, ISO 100, то после его установки, они могут стать такими 400 mm, f/5.6, 1/125, ISO 100, то есть вдвое увеличилось эффективное фокусное расстояние, на два стопа уменьшилось значение диафрагмы и в 4 раза выросла продолжительность экспозиции — выдержка. Экспозиция осталась прежней, хотя с уменьшением светосилы, изменится ГРИП.

Главное достоинство телеконвертера заключается в приличной экономии бюджета, уменьшения веса и объема оборудования, по сравнению с приобретением оптики с вдвое большим фокусным расстоянием. При этом качество изображения полученное через связку «телеконвертер + телеобъектив», остается очень приличным.

Светофильтры

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Светофильтр — аксессуар, который устанавливается перед объективом или сразу за объективом, перед матрицей и изменяет характер изображения: отсекает поток ультрафиолетовых лучей; уменьшает количество света, проходящего через объектив камеры или тонирует изображение. Светофильтр — это пластина из светопропускающего материала, имеющая оправу для крепления к объективу, либо устанавливаемая в специальный держатель. Чаще всего фильтры устанавливаются на резьбу предусмотренную в оправе объектива перед передней линзой, для сверхширокоугольных объективов и объективов fisheye предусмотрена возможность установки фильтров в задней части объектива, непосредственно перед матрицей. На изображении слева, объектив fisheye с фильтром, установленным в хвостовой части, непосредственно перед матрицей, такая конструкция применена из-за невозможностью установить светофильтр перед выпуклой передней линзой.

По характеру воздействия фильтры бывают защитными, цветными, градиентными, поляризационные, нейтральными и создающими специальные оптические эффекты. Во времена пленочной фотографии, светофильтры были важны и использовались очень активно, с появлением цифровой фотографии их значение заметно упало. Не потеряли популярность защитные и поляризационные фильтры, цветные и градиентные остались в пейзажной и пленочной фотографии.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Очень важной характеристикой светофильтров является высота оправы, для нормальных и длиннофокусных объективов это не имеет значение, но для широкоугольной оптики требуются фильтры с узкой оправой, так как светофильтр с широкой оправой может создать виньетирование или, хуже того, обрезать углы кадра. Фильтры с широкой оправой стоят, при прочих равных, гораздо дешевле фильтров с узкой оправой. Еще один резон выбрать более дорогой фильтр есть у пейзажных фотографов, которые используют несколько фильтров одновременно, устанавливая их один на другой. Такой прием требует максимально низкой оправы для каждого фильтра и при этом из-за большего количества переходов между средами, теряется качество изображения.

Выбирая фильтры, нужно всегда обращать внимание на их оптическое качество, так как дешевый некачественный фильтр может свести к нулю достоинства дорогой Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.качественной оптики.

Защитные светофильтры используются на каждом объективе, который фотограф считает необходимым сберечь от механического повреждения и загрязнения. Кроме того, защитные фильтры ослабляют поток ультрафиолетовых лучей, что положительно сказывается на качестве изображения, правда, это в большей степени касается пленочной фотографии, чем цифровой.

Поляризационные светофильтры очень распространенный аксессуар, по популярности сравнимый с защитными фильтрами. Более того, если вы приобрели защитный фильтр для конкретного объектива, то нужно озаботиться наличием поляризационного фильтра подходящего размера. Поляризационные фильтры необходимы при фотосъемке с естественным солнечным освещением. Принцип работы поляризационных фильтров основан на свойстве материалов из которых они изготовлены, эти материалы, пропуская свет, отсекают от общего потока лучи, которые в результате отражений, поменяли угол поляризации. Нужно сказать, что это касается любых отражений, кроме отражений от металлических поверхностей, это значит, что удалить собственное отражение в зеркале не удастся.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.Даже в ясный солнечный день в атмосфере содержится большое количество водяных частиц, которые отражают солнечный свет, результатом является дымка, синий оттенок травы, не контрастные облака. Используя фильтр, можно решить эти проблемы. Эффект от поляризационного фильтра зависит от угла на который он повернут, относительно доминирующего направления солнечных лучей, поэтому поляризационные фильтры свободно вращаются, что обеспечивается конструкцией их оправы. Вывод, лучше не приобретать объективы с «внешней» фокусировкой, такие в которых вращается передняя линза вместе с закрепленным в ее оправе светофильтром. В противном случае, придется сначала производить фокусировку и лишь потом, выбирать угол поворота поляризационного фильтра — это очень неудобно.

Эффект поляризации, как уже упоминалось, зависит от угла поворота фильтра по отношению к направлению солнечных лучей, максимальный эффект достигается при перпендикулярном направлении по отношению к солнцу. Если солнце находится в зените, то любое горизонтальное направление камеры даст максимальный поляризационный эффект, если солнце на западе небосклона, то оптимальными для эффекта будут северное и южное направления и так далее.

Нежелательно использовать поляризационные фильтры при съемке панорам с помощью сверхшироугольной оптики, так как при значительных углах поля изображения эффект поляризации, будет иметь разную эффективность в центре и по краям кадра. В том случае, если предполагается собирать изображение из нескольких кадров, то возникнут проблемы с их совмещением.

Важно помнить, что поляризационные фильтры чаще всего имеют нейтрально серый оттенок с коэффициентом поглощения равным 4, это значит, что экспозиция будет скорректирована на 2 ступени.

Нейтральные фильтры — это фильтры нейтрально серого цвета, имеющие различные коэффициенты поглощения. Эти фильтры меняют только количество света, проходящего через объектив, давая возможность подобрать нужную экспозиционную пару.

Цветные фильтры, градиентные фильтры и фильтры, создающие специальные эффекты используются практически только энтузиастами пейзажной фотографии, поэтому детальное рассмотрение практики их применения, следует искать в специальных источниках.

Продолжение. Часть 5. Некоторые особенности.

Последние статьи

Первая камера. Что и где купить

Первая камера. Что и где купить


В этой статье я расскажу как, с моей точки зрения, правильно подойти к выбору. Первая камера для начинающего фотографа это одновременно инструмент и обучающий комплекс, правильный выбор определяется минимумом затрат при разумном наборе технических возможностей достаточных для всего периода обучения. В дальнейшем роль камеры становится несколько меньше, так как, снимает не камера, а фотограф, но это будет потом. И, конечно, техническое совершенство, эргономика и гибкость системы всегда остаются важным факторов в работе.
Вы не найдете в тексте скрытой рекламы, так я последовательный противник «института лояльных пользователей». Я уверен, что производитель должен бороться за каждого покупателя. А мы, потребители, должны ставить под сомнение и проверять любые «революционные прорывы» корпораций, изложенные в рекламе, на предмет их реальной пользы. Поэтому, все дальнейшие рассуждения, советы и рекомендации, представленные в этом тексте, будут обоснованы только целесообразностью и здравым смыслом.
Ко мне часто обращаются с просьбой помочь в процессе приобретения первой камеры. В случае, если это малознакомые люди, я стараюсь помочь, излагая основные принципы и подходы, сейчас, во время эпидемии COVID19, появилась возможность описать общий подход к этому ответственному шагу.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 5. Некоторые особенности…


Разные виды съемки предполагают использование различных технических приемов и оборудования. При большом разнообразии жанров, детально рассматриваются портретный, предметный и панорамный виды съемки. Выбранные виды имеют ярко выраженную специфику и требуют специального оборудования, которое в других жанрах применяется редко. Рассматривать фотосъемку без практики бессмысленно, поэтому в реферате тезисно изложена информация, касающаяся только основных принципов съемки, это позволит оценить содержание практических занятий.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 4. Объективы и аксессуары


Байонет, кроме механизма присоединения объектива к корпусу камеры, включает в себя электрические проводники для управления электронной диафрагмой и автофокусом. В дополнение, для совместимости ранее выпущенными объективами, некоторые байонеты поддерживают и механические связи. Довольно часто возникает потребность использовать объектив одной системы на камерах другой, обсудим в каких случаях это возможно. Рассмотрим новую характеристику, которая называется рабочий отрезок.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 3. Использование света.


Работа со светом, настолько фундаментальная область в фотографии, что в рамках курса «Практическая фотосъемка» рассмотрим только самые базовые понятия и закономерности. Основной акцент сделан на практических упражнениях.

После изучения этого раздела, отпадет множество «канонических» заблуждений, витающих вокруг фотографии. Эти суеверия берут начало в фотофорумах, где общаются те, кто не читает книг, не создает фотографий, они проповедуют то, чему их не смогли научить на школьных уроках физики. Иными словами, внимательно прочитав материал этого раздела, вы сможете сохранить время и деньги…

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 2. Фотосъемка


Тема этого раздела прежняя: экспозиция, но теперь она будет рассмотрена с точки зрения процесса фотосъемки, а значит, будут обсуждаться режимы экспозамера и воздействие света. Отдельно рассмотрим вопросы баланса белого цвета, фокусировки. Поговорим  о режимах работы автофокуса. Обсудим специфические моменты разных видов съемки от панорамной до макро.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 1. Введение. Экспозиция


Фотография должна гармонично передать идею автора. После завершения курса, вы будете понимать, как получить технически качественное изображение, как можно изменить его характер в нужную сторону. А самое главное, анализируя собственные фотографии, вы сможете понять ошибки, чтобы в дальнейшем избегать их.