Опыт использования панорамных головок Nodal Ninja

Опыт использования панорамных головок Nodal NinjaМы делаем виртуальные туры, сейчас создание работ в этом жанре занимает чуть меньше половины нашего рабочего времени. Около года назад мы определились с парком оборудования, используемого в агентстве. Постарались сделать это разумно, избегая решений типа «Nikon vs Canon». Сейчас я постараюсь описать опыт использования панорамных головок, достоинства и недостатки, выбранных моделей (Nodal Ninja). Попутно, поэтому, возможно, поверхностно, рассмотрю альтернативные устройства.

Итак, почему было выбрано оборудование Fanotec, выпускаемое под брендом Nodal Ninja? Во первых, соотношение цена/качество изготовления: сравнивали доступные на тот момент RRS, Novoflex, Manfrotto и Fanotec. Изделия всех производителей продемонстрировали очень высокий технический уровень, но Fanotec имел ценовое преимущество. Кроме того, Fanotec и RRS позволяют производить замену вышедших из строя элементов в домашних условиях. На сайтах этих компаний можно заказать любые детали к производимым головкам. Симферопольские и китайские головки не рассматривались, так как требовалась надежность и удобство для повседневной коммерческой съемки.

Мы приобрели два идентичных комплекта:

1.NN4 No Lower Rotator (F4113)

2.EZ Leveler II no Case (F3138)

3.Advanced Rotator RD8 Factory Irregular (F9410)

4.Nadir Adapter for NN3 NN4 NN5 (F9125)

Один такой комплект на момент написания статьи (январь 2015 года) обходится, вместе с доставкой, примерно 25000-26000 рублей.

Теперь несколько слов о конструкции и принципе работы

Фотография Ватты Джоули для гуманитариевКонструкции панорамных головок могут различаться, рассмотрим конструкцию, которая используется нами. Две штанги, горизонтальная закреплена на штативе с помощью специального поворотного механизма и обеспечивает вращение камеры вокруг вертикальной оси. На горизонтальной штанге жестко закрепляется вертикальная штанга, на конце которой с помощью специального поворотного узла крепится камера, поворотный узел обеспечивает вращение камеры вокруг горизонтальной оси и обеспечивает установку безпараллаксной точки. Это в общем виде.

Для того, чтобы избежать параллакса, который не позволит правильно собрать исходные кадры в панораму, камера должна перемещаться относительно горизонтальной оси вращения вокруг беспараллаксной . Как найти положение, при котором камера будет поворачиваться именно вокруг беспараллаксной точки (ее еще ошибочно называют «нодальной») множество примеров в сети, например, вот один из них.

Что является наиболее важным в конструкции элементов головки? Какую головку можно считать пригодной для коммерческой съемки? Для того чтобы избежать изменения установочных размеров, связанных с деформацией элементов головки, ее детали, в первую очередь штанги, должны должны обладать жесткостью, достаточной чтоб выдерживать заявленный вес камеры с объективом. Нужно что в конструкции поворотных узлов отсутствовали люфты, чтобы вращение было плавным, без рывков. Все регулировки не должны требовать значительных усилий и детали должны надежно фиксироваться.

Я построю изложение следующим образом, опишу узлы головки от камеры до штатива, по каждому элементу дам свою оценку надежности и удобства работы.

 

Площадка для камеры

Площадки бывают универсальные и специализированные под конкретную модель камеры, последние часто используют для присоединение к панорамной головке стандарт Arca-Swiss. Такие площадки можно использовать для головок различных производителей поддерживающих этот стандарт, но они значительно дороже, так необходимо приобрести узел Arca-Swiss, устанавливаемый на панорамную головку.

Мы используем универсальную площадку Camera Plate II CP2 (F2109)

После простейшей регулировки эта площадка подходит к корпусу любой фотокамеры, надежно крепит ее к соответствующему узлу панорамной головки. Я заметил два недостатка этой конструкции: во-первых установка камеры с универсальной площадкой требует значительного времени и еще: поверхность площадки не идеально примыкает к корпусу камеры, хотя и удерживает его достаточно надежно. Конструктивно площадка состоит из четырех деталей: собственно площадки, металической пластины, которая крепится специальным винтом к камере и еще одним небольшим винтом, который соединяет площадку с пластиной, позволяя подогнать ее конфигурацию под размеры корпуса конкретной камеры. Собирая площадку, мы ненароком сломали этот соединительный винт. Проблема невелика, но при великолепном качестве изготовления головки в целом, это недоразумение явилось «каплей дегтя».

Вертикальная штанга

Довольно сложный узел состоящий из собственно вертикальной штанги, поворотного механизма и планки для крепления площадки с камерой, имеющий фиксирующий винт и ограничители. Повортный механизм имеет лимб с угловой шкалой и позволяет легко, точно и надежно фиксировать узел с интервалом 5° или 15° на выбор. На мой взгляд, несколько великоваты размеры фиксаторов, что ограничивает диапазон регулировки.

 

Горизонтальная штанга

Качественная и простая, несет на себе вертикальную штангу со всеми деталями, механизмами и установленной камерой, единственное, что от нее требуется, не деформироваться под весом конструкции, установленной на ней.

 

Ротатор

Чрезвычайно важный узел. От его конструкции и качества изготовления зависит возможность использования головки в работе. Дешевые китайские и отечественные панорамные головки обычно имеют люфты и «заедания» при вращении ротатора, со временем ситуация усугубляется и головка очень быстро приходит в негодность.

В наших головках использован ротатор Advanced Rotator RD8 Factory Irregular (F9410), который сейчас исчез из производственной программы производителя. На мой взгляд, очень качественный, удобный в использовании и надежный узел. Этот ротатор поддерживает углы поворота 18°, 24°, 30°, 45°, 60° и 90°, что, на мой взгляд, даже избыточно. Узел, который сейчас остался в программе производителя, называетсяAdvanced Rotator RD16-II (F1161), он имеет большие размеры, вес и поддерживает втрое больше значений углов, а его цена в полтора раза выше. Жаль что RD8 больше нельзя купить!

Наш ротатор обеспечивает абсолютно плавное вращение, «глубина» щелчков, фиксирующих заданные угловые значения легко регулируется специальным винтом. Другой винт надежно фиксирует ротатор. Специальный тросик не дает винтам потеряться… И все-таки одна мелкая неприятность есть. Отверстия, которые задают угол поворота ротатора между «щелчками», закрываются специальными силиконовыми вставками, защищающими от попадания грязи. Эти вставки во время работы выпадают и теряются и чтобы избежать попадания грязи в механизм, их приходится покупать снова и снова. Почему бы не изготовить пластиковые вставки, имеющие резьбу и не остановить расход силикона!?

EZ Leveler II no Case (F3138)

Очень удобный узел, абсолютно повторяющий аналогичное устройство, используемое в геодезических приборах. С помощью «леватора» правильная установка вертикальной оси становится быстрой и легкой.

 

Пора сделать некоторые выводы.

Во первых, о стоимости головки Nodal Ninja 4, 25000 рублей, это много или мало? Если речь идет о «съемке для себя», конечно такие затраты сложно признать разумными. Для коммерческой съемки, я считаю эту цифру более чем приемлемой. За полгода довольно интенсивного использования устройство осталось в состоянии «новое», нет, конечно, на металических поверхностях деталей можно найти мелкие царапины, но все узлы работают без изменений, люфтов как не было так и нет. За полгода работы каждая головка окупилась полностью несколько раз — на мой взгляд, вполне приемлемый результат.

Какова альтернатива…

Знаменитая головка Manfrotto 303SPH, обзор можно прочитать здесь. Головка имеет более высокую цену, сложную конструкцию и самый большой, в моих глазах недостаток, это отсутствие в свободном доступе запасных и расходных частей.

Головки компании RRS (Really Right Stuff) очень качественные и очень дорогие. Если цена не пугает, головки этой компании — отличная альтернатива.

О дешевых панорамных головках малоизвестных китайских производителей. Те, которые мне довелось увидеть, лишь внешне повторяют продукты известных производителей, для серьезной работы малопригодны, из-за сильно упрощенных конструктивных решений.

Действительно наиболее затратная часть создания виртуального тура приходится на камеральную обработку, но «де факто», некачественно выполненная съемка, делает невозможным создание качественного продукта.

С уважением,


GurFoto.Ru, фотографическое агентство
.

Последние статьи

Первая камера. Что и где купить

Первая камера. Что и где купить


В этой статье я расскажу как, с моей точки зрения, правильно подойти к выбору. Первая камера для начинающего фотографа это одновременно инструмент и обучающий комплекс, правильный выбор определяется минимумом затрат при разумном наборе технических возможностей достаточных для всего периода обучения. В дальнейшем роль камеры становится несколько меньше, так как, снимает не камера, а фотограф, но это будет потом. И, конечно, техническое совершенство, эргономика и гибкость системы всегда остаются важным факторов в работе.
Вы не найдете в тексте скрытой рекламы, так я последовательный противник «института лояльных пользователей». Я уверен, что производитель должен бороться за каждого покупателя. А мы, потребители, должны ставить под сомнение и проверять любые «революционные прорывы» корпораций, изложенные в рекламе, на предмет их реальной пользы. Поэтому, все дальнейшие рассуждения, советы и рекомендации, представленные в этом тексте, будут обоснованы только целесообразностью и здравым смыслом.
Ко мне часто обращаются с просьбой помочь в процессе приобретения первой камеры. В случае, если это малознакомые люди, я стараюсь помочь, излагая основные принципы и подходы, сейчас, во время эпидемии COVID19, появилась возможность описать общий подход к этому ответственному шагу.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 5. Некоторые особенности…


Разные виды съемки предполагают использование различных технических приемов и оборудования. При большом разнообразии жанров, детально рассматриваются портретный, предметный и панорамный виды съемки. Выбранные виды имеют ярко выраженную специфику и требуют специального оборудования, которое в других жанрах применяется редко. Рассматривать фотосъемку без практики бессмысленно, поэтому в реферате тезисно изложена информация, касающаяся только основных принципов съемки, это позволит оценить содержание практических занятий.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 4. Объективы и аксессуары


Байонет, кроме механизма присоединения объектива к корпусу камеры, включает в себя электрические проводники для управления электронной диафрагмой и автофокусом. В дополнение, для совместимости ранее выпущенными объективами, некоторые байонеты поддерживают и механические связи. Довольно часто возникает потребность использовать объектив одной системы на камерах другой, обсудим в каких случаях это возможно. Рассмотрим новую характеристику, которая называется рабочий отрезок.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 3. Использование света.


Работа со светом, настолько фундаментальная область в фотографии, что в рамках курса «Практическая фотосъемка» рассмотрим только самые базовые понятия и закономерности. Основной акцент сделан на практических упражнениях.

После изучения этого раздела, отпадет множество «канонических» заблуждений, витающих вокруг фотографии. Эти суеверия берут начало в фотофорумах, где общаются те, кто не читает книг, не создает фотографий, они проповедуют то, чему их не смогли научить на школьных уроках физики. Иными словами, внимательно прочитав материал этого раздела, вы сможете сохранить время и деньги…

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 2. Фотосъемка


Тема этого раздела прежняя: экспозиция, но теперь она будет рассмотрена с точки зрения процесса фотосъемки, а значит, будут обсуждаться режимы экспозамера и воздействие света. Отдельно рассмотрим вопросы баланса белого цвета, фокусировки. Поговорим  о режимах работы автофокуса. Обсудим специфические моменты разных видов съемки от панорамной до макро.

Практическая фотосъемка. Реферат учебного курса.

Практическая фотосъемка. Часть 1. Введение. Экспозиция


Фотография должна гармонично передать идею автора. После завершения курса, вы будете понимать, как получить технически качественное изображение, как можно изменить его характер в нужную сторону. А самое главное, анализируя собственные фотографии, вы сможете понять ошибки, чтобы в дальнейшем избегать их.